Лингвистическая прогрессия как аспект развития речи неслышащего ребенка на индивидуальных занятиях (из опыта работы)
статья по логопедии

Материал предназначен для учителей-дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха. Материал содержит практические рекомендации по развитию речи детей с нарушением слуха на индивидуальных слухоречевых занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskaya_progressiya_dlya_sayta.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №1»

(КГБОУ ШИ 1)

Лингвистическая прогрессия как аспект развития речи

неслышащего ребенка на индивидуальных занятиях

 (из опыта работы)

Зотова Татьяна Ивановна,

 учитель-дефектолог

 высшей квалификационной категории

        

Работу по развитию речи детей с нарушением слуха на индивидуальных слухоречевых занятиях необходимо начинать с составления речевого статуса, т.к. именно речевой статус дает нам чёткое представление о его потенциальных речевых возможностях.  В речевом статусе мы фиксируем:

  • качество голоса,
  • умение воспроизводить просодические элементы речи: ритм, напряженность, длительность, темп, интенсивность, интонацию;
  • состояние речи по уровню ее развития (развита, не развита, речь на уровне отдельных слов или звуков, на уровне простых 2-3-х сложных предложений, на уровне сложных предложений);
  • наличие аграмматизмов;
  • способность к самостоятельной речи или просто имитацию речи педагога;
  • каким образом происходит общение ребенка с окружающими (речью, жестом, речью и жестами одновременно);
  • как воспринимает обращенную речь;
  • наличие специфических отклонений в произнесении звуков.

         К таковым относится:

- субституция или замена одного звука другим;

- дисторзия - шумное произнесение звука или наличие призвука;

- омиссия - выпадение отдельных звуков при произнесении слова;

- метатеза - перестановка отдельных звуков или целых слогов в слове.

Правильно составленный речевой статус дает учителю-дефектологу четкое представление о речевых возможностях неслышащего ребенка и помогает составить примерный план развития устной речи в ходе индивидуальной слухоречевой реабилитации с учетом его слухового и интеллектуального состояние.

Природность речи неслышащего ребенка во многом зависит от качества его голоса, поэтому работе над голосом необходимо уделять большое внимание. Тихий или громкий, высокого или низкого регистра, хриплый, гиперназальность, гипоназальность  или битональный - все говорит о том, ребенку необходимо помочь в освоении его голосовых возможностей.

Упущения в этой работе приведет к тому, что ребенок с нарушением слуха будет испытывать дополнительные трудности в овладении устной речью, быстро уставать и, как следствие, будет отказываться от речевого общения.

Поэтому уже с первых занятий  необходимо проводить подготовительные голосовые упражнения, используя для этого игровую деятельность с привлечением выразительной («говорящей») мимикой лица.

Задача подготовительных упражнений заключается в том, чтобы различными игровыми приемами вызвать у детей наиболее естественный звучный голос и закрепить его. Большие трудности возникают в коррекции голоса высокого регистра, или фальцета (гипертензия голоса). Отклонение голоса от нормы у детей с нарушенным слухом обычно возникает, когда учитель-дефектолог пытается слишком рано и слишком настойчиво исправлять артикуляционные навыки и при отсутствии достаточного контроля речевого  дыхания и голосообразование.

 Фальцетный голос у ребенка часто возникает в состоянии телесной напряженности. Используя низкие частоты стационарного звукоусиливающего аппарата VERBOTON G20 в комплексе с вибратором (или вибростолом), релаксирующие тактильные и кинестетические движения в виде легких поглаживаний рукой по плечам, рукам, горлу, щекам ребенка, можно добиться нужного уровня детумесценции и провести коррекцию голоса. Хорошему расслаблению способствует также позиционное размещение неслышащего на ковре во время индивидуального занятия. Это способствует включению грудного резонатора в производство голоса

Лингвистическую прогрессию, равно как и фонетическую, необходимо начинать с самых первых занятий. На базе имеющихся или усвоенных и автоматизированных звуков или используя пиктограммы, учитель-дефектолог помогает ребенку в построении коротких фраз (максимально -двусложных), т.к. именно короткие фразы дадут неслышащему возможность физиологически правильно реализовать речевое дыхание, артикуляцию. 

Обучение первым фразам должно проводиться в сочетании с обучением умению задавать вопросы. Тем самым у неслышащего ребенка не только формируются навыки диалогической речи, но и выясняется понимание им смысла той или иной фразы. При этом необходимо воспитывать или поддерживать имеющуюся потребность в задавании вопросов, сделать ее такой же естественной (природной), как у ребенка с нормой слуха.

Первое правило лингвистической прогрессии заключается в необходимости давать предметное понятие в совокупности с его движением. Речь идет о конструкции «подлежащее-сказуемое», т.е., объект и движение, производимое объектом, постоянно сопровождая процесс вопросами «Кто?» или «Что?» «Что делает?». Это способствует формированию у ребенка слухозрительной и понятийной картины вопросов, осознанию смысловой нагрузки речевого высказывания.

Первые слова-движения - это глагольные формы повелительного наклонения. Именно они несут самую большую смысловую нагрузку, так как направлены непосредственно на ребенка как на субъекта и объекта речевого общения: дай, возьми, сядь, пиши, стой, принеси и т.д. В последующей работе эти же самые глаголы можно использовать в другой грамматической категории - в 3-м лице ед. ч., например, сидит, стоит, дает, пишет, рисует, идет и т.д. Как было сказано выше, лингвистический подбор материала зависит от слухоречевых и интеллектуальных возможностей ребенка. Но при этом не следует забывать о развитии мышления. Постепенное введение в речь глаголов с отрицательной частицей «не» даст возможность дошкольнику не только понимание заданной учителем-дефектологом ситуации, но и дополнит лексический уровень новым понятием. Например:

Мама спит. Папа не спит. Папа читает.

Тата сидит. Ната не сидит. Ната стоит.

Вова играет. Вава не играет. Вава ест.

Работа над структурой данного типа носит достаточно длительный характер и проводится до полного усвоения ее ребенком.

Далее начинаем постепенно расширять структуру «подлежащее-сказуемое», привлекая второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы «Где?», «Когда?», «Сколько?». Обучение умению отвечать на вопросы идет в двух направлениях:

 - отвечать полным ответом - Кто это?

                                                - Это мама;

- отвечать кратко                   - Мама.

Спектр вопросов, на которые должен научиться отвечать ребенок, расширяется постепенно, т.к.  на первых порах детям трудно усвоить их сразу. В этом случае необходимо использовать опорные таблицы, содержащие образцы речевых высказываний (вопрос-ответ).

По мере осмысления и усвоения неслышащим ребенком речевого  материала таблица как образец уже не предъявляется и используется в дальнейшем только в случаях затруднения.

Следующим этапом в лингвистической прогрессии является дополнение краткой речевой структуры «подлежащее-сказуемое» предлогами и признаками предметов. На этом этапе индивидуальной слухоречевой реабилитации речевая структура «подлежащее-сказуемое» не должна включать в себя более 3-4 речевых единиц. (Это опять-таки связано с воспроизводством правильного речевого дыхания и артикуляции). Например:

Это кошка. У кошки маленькие котята. Котята спят в углу.

Это собака. Собака большая. Собака живет в конуре. Собака сторожит дом.

При работе над предлогами и признаками предметов используем предметный показ в сочетании с задаваемыми вопросами:

Вопрос

Полный ответ

Краткий ответ

Кто это?

Это кот

Кот

Что делает кот?

Кот спит

Спит

Где спит кот?

Кот спит на полу

На полу

Проверяется одновременно понимание ребенком содержание фраз.

Вопрос

Полный ответ

Кто сидит?

Кот не сидит. Кот спит.

Кот спит на кровати?

Кот спит на полу.

Это собака?

Нет, это кот.

Вопросы к детям только на начальном этапе работы сопровождаются указательными движениями учителя-дефектолога. В дальнейшем ребенок самостоятельно должен ориентироваться в пространстве, искать, оценивать позицию предмета относительно своего тела или других предметов. Это способствует развитию ориентации ребенка в пространстве, а в дальнейшем, во времени.

Необходимо давать детям задания, сочетающие в себя глагол-приказание, ориентацию в пространстве, формируя одновременно умение ртчитаться о проделанном.

Возьми машину.

Поставь машину на стол.

Что ты сделал?

Я взял машину.

Я поставил машину на стол.

На данном этапе важно:

  1. Чтобы ребенок воспринял фразу на слух,
  2. Понял смысл фразы,
  3. Выполнил задание,
  4. Отчитался о выполнении задания

Поэтому коррекционные моменты на некоторое время отходят на задний план, допускается приближенное произношение. Введение в речевой запас понятий ДО и ПОСЛЕ (ПОТОМ) относятся к разряду временных категорий, также, как и слова   СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, ВЧЕРА. Понимание их ребенком вызывает определенные трудности в работе, разрешить которые должен индивидуальный реабилитатор, предлагая различные ситуации, подкрепляя их активным показом с использованием игрушек, таблиц, различных дидактических пособий. Например, можно предложить ребенку серию картинок.

Ребенок бежит. Ребенок упал. Ой, больно! Нога болит. Ребенок плачет.

Задание: разложить картинки по порядку событий, оречевить, придать эмоциональную окраску.

С введение в речь вопроса КОГДА? задание приобретает еще и логический характер.

Когда девочка упала? Когда бежала.

Когда она заплакала? Когда упала.

При затруднении необходимо обыграть ее с ребенком с целью осмысления ситуации и оречевления.

Работа по серии картинок в лингвистической прогрессии играет большую роль: она позволяет накапливать словарь, правильно строить фразу, обучает умению выделять главное, осмысливать логику причинно-следственных связей.

Обучение умению описывать картину должно проходить в диалоговой форме.

        Введение в речь прилагательных делает ее насыщенной и стилистически окрашенной. Лучше всего неслышащие дети понимают прилагательные, когда они даются в противопоставлении: хороший-плохой, добрый-злой, веселый-грустный, маленький-большой, высокий-низкий, широкий- узкий, длинный-короткий и т.д.

        Давая представления о качественной стороне предмета, знакомим детей с вопросами КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ, КАКИЕ? и даем первичные представления о такой грамматической   категории как мужской, женский, средний род и множественное число.

Большое значение в лингвистической прогрессии придается работе над причинно-следственными связями, которые, прежде всего, способствуют, как уже отмечалось, развитию логического мышления ребенка. Почему Тата плачет? Что было сначала: заплакала, а потом упала или наоборот? Почему Соня принимает лекарство?

В речевой обиход детей вводится более сложная речевая конструкция с привлечением союза ПОТОМУ ЧТО.

Соня лежит в кровати, потому что она болеет.

Соня принимает лекарства, потому что у нее болит живот.

Учитывая сложность речевой конструкции, учим детей краткости ответа: потому что она болеет.

Личные местоимения Я, ТЫ, МЫ после длительной слухоречевой тренировки дополняются местоимениями ОН, ОНА, ОНИ, Затем привлекаются притяжательные местоимения МОЙ, ТВОЙ, указательные У МЕНЯ, У ТЕБЯ, ЭТОТ, ВОТ, У НЕГО, У НЕЕ, У НИХ.

На всех этапах по развитию речи неслышащих детей учителю-дефектологу необходимо привлекать такую деятельность как рисование. Рисовать необходимо как самому учителю, так и ребенку. Зрительное восприятие как основной компенсаторный компонент дает очень большие возможности в развитии мышления, позволяет запоминать большой объем вербального материала. Зарисовки делают запоминание более стойким и носят уже не механический характер.

Ребенок должен уметь живо представлять то, что он воспринял на слух или прочитал в тексте. Поэтому зарисовки должны стать непременным компонентом каждого индивидуального занятия.  Основные требования к речевому материалу:

- тексты, фразы, иллюстрации должны носить конкретный характер, чтобы ребенок мог практически самостоятельно нарисовать главное или показать соответствующую картинку.

Знание учителем-дефектологом индивидуальных слухоречевых и интеллектуальных возможностей ребенка должно стать основой для подбора речевого материала - его объема и содержания, доступность пониманию и восприятию. При необходимости предлагаемый визуальный и речевой материалы должны быть адаптированы.

Схема работы с речевым материалом:

- Произнесение фразы или слова учителем-дефектологом (слухозрительно),

- повторение речевого материала ребенком и соотнесение с картинкой,

- выяснение понимания содержания речевого материала в ходе беседы,

- зарисовка по содержанию речевого материала.

В ходе индивидуального занятия учитель-дефектолог должен придерживаться ряда требований:

- речевые конструкции должны быть простыми и соответствовать индивидуальным

  слухоречевым и интеллектуальным возможностям неслышащего;

- в ходе индивидуального занятия ребенку необходима постоянно зрительная опора,

  которая способствует речевой активности;

- подбор иллюстративного материала должен соответствовать содержанию

   предлагаемого речевого материала; 

- словесные инструкции учителя-дефектолога должны быть четкими, не

  многословными,

- помимо слухоречевого развития речевой материал должен способствовать

  развитию познавательного интереса и логического мышления ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Развитие речи вашего ребенка

Консультационная помощь родителям в воспитании и обучении ребенка в начальных классах....

развитие речи неслышащих и слабослышащих детей в начальной школе

Обмен опытом работы по развитию речи в первом классе в школе интернате для неслышащих детей. Речевые игры увлекают детей, способствуют развитию понятийного аппарата и пассивной и активной речи....

«Использование проектной деятельности в работе учителя-дефектолога по развитию речи неслышащих учащихся во внеурочное время»

Данна статья даёт представление об использовании проектной деятельности во внеурочное время несколькими педагогами, работающими на классе. Приведён пример конкретного мероприятия и работы всех педагог...

Формирование патриотизма неслышащего ребёнка на индивидуальных занятиях. Статья.

Статья о формировании патриотизма неслышащего ребенка на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи. Основные принципы работы над данной темой....

«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

Речевое развитие является важнейшим аспектом обще­го психического развития в детском возрасте. Речь нераз­рывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться бе...

Статья на тему:"Работа в паре на уроках и логопедических занятиях (из опыта работы)".

quot;О том, что работа в парах – эффективный метод обучения, известно с давних пор. А возник он, в связи с отсутствием учебников и бумаги, а также учителей.  При парном обучении практ...