Формирование патриотизма неслышащего ребёнка на индивидуальных занятиях. Статья.
статья на тему

Веткина Ольга Евгеньевна

Статья о формировании патриотизма неслышащего ребенка на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи. Основные принципы работы над данной темой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Веткина О.Е.

Санкт-Петербург

ФОРМИРОВАНИЕ   ПАТРИОТИЗМА   НЕСЛЫШАЩЕГО РЕБЕНКА          НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Информационное пространство, окружающее человека, во многом определяет формирование его «картины» или «модели» мира. Именно поэтому необходимо помочь неслышащим школьникам сформировать правильное восприятие окружающего мира. Создать условия для формирования культурной личности школьника, воспитать Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти место в нем, уметь самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.

На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Развитие и воспитание патриотизма – это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учёта (в формах и методах учебной и воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни. Работа в аспекте формирования патриотизма у неслышащих школьников осуществляется успешно, если она проводится педагогом систематично и целенаправленно.

Работу по воспитанию патриотических чувств целесообразно начинать уже в начальной школе, поскольку младший школьный возраст является сензитивным в процессе развития личностных качеств учащихся, составляющих основу коммуникативной, гражданской и социальной активности, воспитания уважения к культуре и истории своего города и страны в целом.  Если на данном этапе ребенок не научится любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Любовь к Родине, родному краю, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, классу, школе.

Изучение темы «Родина» начинается с ближайшего окружения ребенка – темы «Моя семья», «Мой класс», «Моя школа», «Мой дом и мои друзья», «Мой город» изучаются в первом классе и способствуют патриотическому воспитанию учащихся.  На данном жизненном этапе ближайшее окружение – семья, класс, школа – являются для детей «маленькой» Родиной, где они чувствуют себя уверенно и защищено. Любовь к самому дорогому сохранится в детском сердце навсегда, окрепнет и станет залогом любви к Родине, стране.

Во втором классе добавляется расширенная работа над темами «Мой город» и «Мой край». По теме «Мой город» педагогами школы-интерната разработана программа изучения истории и культуры Санкт-Петербурга на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию устной речи для учащихся 1–10 классов и методическое сопровождение к ней.

В третьем – четвёртом классах программой предусмотрено развернутое изучение тем: «Я и моя семья», «Мой город», начальная работа по темам «Россия – наш общий дом», «Народов дружная семья», «Нам годы эти забывать нельзя» (тема, посвящённая годам Великой Отечественной войны).

Таким образом, на протяжении четырех лет происходит постепенное углубление понятия «Родина» за счет его пошагового расширения.  Такой подход является, на наш взгляд, наиболее оптимальным, поскольку учитывает естественный ход развития представлений ребенка об окружающем мире.  

Программой предусмотрено дальнейшее углубление и расширение тем «Родина», «Мой город», «Россия – наш общий дом», «Нам годы эти забывать нельзя» для старшеклассников.

В средних и старших классах на уроках литературы, учащиеся изучают произведения русских классиков, которые отображают жизнь России на протяжении многих столетий. На уроках развития речи ученики знакомятся с творчеством великих русских художников. На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог создает условия для более глубокого проникновения учащимися в замысел автора того или иного произведения, раскрытия красоты русской природы, пробуждения чувства радости и гордости, когда идёт речь о русской земле. Работая с ребёнком индивидуально, учитель-дефектолог имеет возможность дифференцированно подбирать задания, учитывать сложность и вариативность заданий.

 Формирование патриотизма на индивидуальных занятиях осуществляется через различные виды деятельности: слуховые диктанты, создание и моделирование игровых ситуаций  при работе над развитием речевого слуха, выполнение поручений, творческие работы – в младших классах составление аппликаций, работа с фигурками, конструктивной картиной, рассыпным текстом, в старших – рисунки, открытки своими руками, игры-викторины, самостоятельное создание презентаций к теме.

Речевой материал для работы по формированию произносительной стороны устной речи учащихся подбирается с учетом возрастных особенностей детей и включает слова, словосочетания, фразы, тексты (прежде всего диалогического характера) по теме «Родина», которые несут в себе не только учебный, но и воспитательный характер. Обязательно учитывается современная политическая обстановка, особенно при работе с детьми старшего возраста. В программе индивидуальных занятий для учащихся девятых – десятых классов есть тема «Новости». В ходе работы над этой темой за основу учитель-дефектолог берёт социально-политическую обстановку в стране и мире. И благодаря этому неслышащие дети могут обсудить политические, экономические темы, принять участие в диалоге, научиться высказать свое мнение, сформулировать личное отношение к происходящему. «Ты интересуешься мировыми новостями? Какие события происходят сейчас в мире? Как ты относишься к этим событиям? Выскажи свою точку зрения по этому вопросу. Многополярный мир - как ты это понимаешь». 

Разучивание и отработка слов, фраз, словосочетаний на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по темам, связанным с Родиной, приводят в дальнейшем к активному использованию речевого резерва.

Умение вести диалог: формулировать и выражать свою мысль, слушать товарища – это виды работ, широко используемые на индивидуальных занятиях, способствующие формированию произносительной стороны речи и любви к семье и своему близкому окружению.

В результате целенаправленной работы по патриотическому воспитанию в душах детей зарождаются истинные духовные ценности российского народа, расширяется кругозор, воспитывается уважение к другим народам. В конце изучения каждой темы проводится речевой праздник, посвященный родному краю, его природе, жителям.

Итогом индивидуальных занятий учителя-дефектолога стало расширение словарного запаса, формирование произносительной стороны речи и развитие речевого слуха на основе данного материала, обогащение детской души светлыми чувствами любви, гордости за Отчизну. Зарождение духовности, гражданской позиции, патриотического сознания, приобретенные в школьные годы, способствует развитию и укреплению этих ценностей в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 1А классе, вариант 2.2 Тема: «Осень»

Учебно- методический  комплектк индивидуальному  занятиюпо формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 1А классе, вариант 2.2Тема: «Осень»Комплект состо...

Тема: Проектирование индивидуальной рабочей программы обучения неслышащего ребёнка в условиях ОО, осуществляющей инклюзивное образование.

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзи...

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 1А классе, вариант 2.2 Тема: «В первом классе»

Тема: «Осень»Задачи:  I. Формирование произносительной стороны устной речи1. Формирование навыка слитного произношения.2. Постановка звука[ю].3. Автоматизация [с] на материале слогов,...

Учебно-методический комплект к индивидуальному занятию по формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 3А классе, вариант 2.2

Учебно-методический  комплектк индивидуальному  занятиюпо формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 3А классе, вариант 2.2Тема: «Лесные звери&ra...

Дидактические игры по формированию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях по внеурочной деятельности

Дидактические игры предназначены для обучающихся 1-4 классов, которые реализуются на занятиях по программам внеурочной деятельности...

Лингвистическая прогрессия как аспект развития речи неслышащего ребенка на индивидуальных занятиях (из опыта работы)

Материал предназначен для учителей-дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха. Материал содержит практические рекомендации по развитию речи детей с нарушением слуха на индивидуальных слухоре...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 класс Тема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Формирование речевого слуха. Тема "Живая и неживая природа"

Индивидуальное  занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи  2 классТема:  Произносительная сторона речи.  Звук  [С] .  Фор...