Русский родной язык (3 класс, ЗПР, вариант 7.2.)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Салтыкова Ирина Васильевна

Класс: 3 (обучающиеся с ЗПР, вариант 7.2)

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»

Цель: расширить словарный запас обучающихся посредством знакомства с «дождевыми словами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_rodnoy_yazyk.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное(коррекционное)

общеобразовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»

Технологическая карта урока

Русский родной  язык

3 класс (обучающиеся с ЗПР, вариант 7.2)

        

Подготовила:

Учитель начальных классов

Салтыкова Ирина Васильевна

2021 - 2022 уч. г.


Класс: 3 (обучающиеся с ЗПР, вариант 7.2)

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»

Цель: расширить словарный запас обучающихся посредством знакомства с «дождевыми словами»

Планируемые результаты:

Предметные: проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.

Личностные: формирование мотивации к познавательной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: работа с раздаточным материалом, текстом, словарями, другими источникам информации.

Коммуникативные: участие в диалоге, обучение взаимодействию в группе, формирование собственных мыслей в устной и письменной речи.

Регулятивные: осуществление контроля процесса и результатов своей деятельности.

Оборудование: учебник «Русский родной язык» Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И.,

 3 класс 1 часть (УМК «Школа России»), тетрадь, раздаточный материал, наглядность, видеоматериал, толковые словари, карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы и приёмы обучения

Формы

 работы

Виды и приёмы мотивации

Виды контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

1

2

3

4

5

6

7

1

Орг. момент

- Здравствуйте. Сейчас тихо сядут девочки, теперь – мальчики.

Словесный

Ф

_

_

2

Актуа

лиза

ция знаний

- Сегодня у нас необычный урок, работать вы будете в группах. Работать нужно дружно, выслушивать мнение каждого и вместе принимать правильное решение.

- Для того чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю расставить буквы, которые лежат перед вами, по алфавиту.

- Переверните буквы и прочитайте слово. (ДОЖДЬ)

(Слушаем запись звука дождя)

Словесный (беседа)

Наглядный (оформленная доска, раздаточный материал)

Практический (выполнение заданий)

Ф

И

Создание ситуации успеха, поощрение, деятельностный подход

Устный, письменный

3

Самоопределение деятельности

Словарная работа

- Сегодня наш урок будет связан с этим словом.

- Как вы думаете, ребята, какая тема сегодняшнего урока?

- Тема урока: «Дождик вымочит, а красное солнышко высушит» стр. 17

- На уроке мы будем знакомиться с «дождевыми словами» и узнаем много интересного о дожде.

- Писать мы сегодня будем в специальных листочках.

(Приложение 1.)

- Запишите сегодняшнее число.

- Вспомним словарные слова, связанные со словом ДОЖДЬ.

В…т…р, п…г…д…, …бл…к… . (ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные)

- Как вы понимаете лексическое значение слова ДОЖДЬ?

- Где мы можем найти лексическое значение этого слова?

Словесный

Практический (работа в тетради)

Ф

_

_

4

Открытие новых знаний

- Запишите с новой строки слово ДОЖДЬ, определите, какой частью речи оно является.

- Образуйте от этого существительного имя прилагательное. (ДОЖДЛИВАЯ)

- Сможем ли мы образовать от этого существительного глагол? Загляните в толковый словарь. (ДОЖДИТ)

- В современной речи мы очень редко употребляем этот глагол, запомните его.

- Запишите слова, выделите корень. Какие это слова?

- Как вы понимаете пословицу (Дождик вымочит, а красное солнышко высушит)? Дождик может вымочить, что вряд ли обрадует человека. Но вслед за дождиком, обязательно выглянет ясно - солнышко, которое высушит и принесет успокоение и радость. - Рассмотрите репродукцию картины в вашем листочке. Какие чувства она вызывает? После дождя вышла радуга и создала солнечное настроение. Так и в нашей жизни. После неудач и разочарований всегда приходит успех, радость и успокоение. Эта пословица учит человека не отчаиваться, не горевать по пустякам и всегда верить в лучшее.

- Какие дожди вы знаете?  

- Прочитайте текст «Дождевые слова», стр. 18

- О каких дождях говорится в тексте?

- Какие дожди тебе пришлось «испытать на себе»?

- Как вы понимаете слово УМОЗРИТЕЛЬНО? (Рассуждение, основанное на созерцании, а не на собственном опыте.)

- А сейчас мы узнаем, как описывают дождь в своих произведениях два известных русских писателя Виктор Петрович Астафьев и Константин Георгиевич Паустовский. После прочтения текста заполним таблицу.

- Читаем отрывок из повести Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон».  Стр. 18, № 2 (Слабым обучающимся даются тексты с подсказкой. Приложение 2.)

- Заполняем таблицу.

- Читаем отрывок из рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Какие бывают дожди».  Стр. 19, № 3 (Слабым обучающимся даются тексты с подсказкой)

- Заполняем таблицу. Какие части речи встретились чаще других в описании дождя?

- Какое описание дождя понравилось вам и почему?      

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (учебник, репродукция картины, толковые словари, раздаточный материал)

Практический (участие в беседе, работа с правилом)

Ф

И

Создание ситуации успеха, поощрение, деятельностный подход

Устный

5

Первичное закрепление

 -У писателей и поэтов – слова, у художников – краски, а у композиторов – звуки.

- Давайте понаблюдаем, как передают дождь композиторы и художники. (Приложение. Презентация)

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали музыку и рассматривали картины русских художников на тему дождя?

Физминутка  

- Константин Георгиевич Паустовский мечтал составить словарь «природных слов». Вот так он мог выглядеть. с.20, №5

-Предлагаю вам сделать свою страничку для раздела ««Дождевые» страницы».  Работаем по плану - стр. 21, №6 (Приложение 3,4)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПО ГРУППАМ

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (учебник, тетрадь, видеоматериал)

Практический (выполнение заданий, участие в беседе, работа в группах, работа по плану)

Ф

И

Создание ситуации успеха, поощрение, деятельностный подход

Устный, письменный

6

Итог урока

- Что сегодня на уроке узнали нового?

- Что было интересно?

- На следующем уроке мы продолжим работу над составлением ««дождевых» страничек».

ОЦЕНКИ

Д.з. – с.18, № 2

Словесный (беседа)

Практический (участие в беседе)

Ф

И

Создание ситуации успеха, поощрение

Устный



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение на русском родном языке" 3 класс

Календарно -тематическое планирование  "Литературное чтение на русском родном языке" для 3 класса. В программу включены произведения поэтов и писателей, живших на Волгоградской земле. З...

Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс

Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс...

Рабочая программа по русскому родному языку. 1 класс, Александрова

Рабочая программа по Русскому родному языку, 1 класс. Александрова...

Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету литературное чтение на родном языке 1 класс ТНР вариант 5.1 , 5.2.

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке с общей характеристикой предмета, планируемыми результатами, с содержанием учебного предмета "Литературное чтени...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету родной язык 1 класс ТНР вариант 5.1 , 5.2.

Программа адаптирована для обучающихся с ТНР с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную а...