Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
план-конспект урока по русскому языку

Тоньшева Татьяна Николаевна

Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

 

Тип урока: Урок изучения нового материала.

 

Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

 

Задачи:

1.Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
  2. Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.
  3. Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

2. Развивающие:

  1. Развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность.
  2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
  3. Развивать интерес у детей к предмету.
  4. Развитие общеучебных навыков.

 

3. Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, ответственность,
  2. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

 

4. Оздоровительная

                   1. Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
  2. Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи. 
  3. Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

2. Развивающие:

  1. Развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность.
  2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
  3. Развивать интерес у детей к предмету.
  4. Развитие общеучебных навыков.

3. Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, ответственность,
  2. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

4. Оздоровительная

                   1. Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Раздаточный и демонстрационный материал:  карточки «Лото»,  «Бортовые журналы», сигнальные карточки «штурвал» и «спасательный круг», карточки с дифференцированными заданиями,  демонстрационный материал, карточки – «тройки», презентация.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска).

Этап

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Организационный момент.

Цель: Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке.

Знакомство,

настрой

Не то беда что мы всегда

Чего – нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьешься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

Пожелаем друг другу:

Мы будем внимательны;

Мы будем думать –

И у нас все получится.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II. Актуализация знаний учащихся.

Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания о глаголе.

Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы.

1. Словарная работа.

2. Минутка чистописания

Работа в парах.

Игра «ЛОТО».

-Я буду говорить задание, а вы фишкой накрываете те слова, о которых идет речь.

- Закройте все слова, которые называют предметы одежды.

- Закройте все географические названия.

- Закройте все слова, которые называют овощи.

- Прочитайте слова, которые остались незакрытыми?

- Что объединяет эти слова?

- Докажите это.

Учитель помещает на доску таблички с надписью «глагол».Слайд1

- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и  рифов, проливов и заливов.

- Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо провести минутку чистописания.

- Перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении:

1 вариант: гсгигнгогнгигмгы

2 вариант: гагнгтгогнгигмгы

- Возьмите карандаш и вычеркните букву г.

- Что интересного заметили?

- Какое слово получилось? 

Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы».Слайд1

Учащиеся накрывают фишками словарные слова.

Москва

платок

лечит

грузят

огурец

сапоги

капуста

Россия

помидор

пальто

летят

Волга

- Летят, лечит, грузят.

- Все эти слова - глаголы.

- Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Учащиеся прописывают буквы в соединении.

Учащиеся вычёркивают букву г.

1 вариант – синонимы, 

 2 вариант - антонимы.

III. Этап формулировки темы

 и целей  урока.

Цель: Учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнёром учителя.

Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.

Вопросы на доске

- Опираясь на оставшиеся слова в карточке «ЛОТО» и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока.

- Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде) Слайд2

- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

- Какие глаголы называются синонимами?

- Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?

- Какие глаголы называются антонимами?

- Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?

- Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке). 

- Глаголы - синонимы и глаголы-антонимы.

Учащиеся выбирают нужные вопросы:

- Какие глаголы называются синонимами?

- Какие глаголы называются антонимами?

- Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?

IV. Репродуктивно-поисковый этап.

Цели: Познакомить с понятием глаголы-синонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

Задачи: Создание положительно-эмоционального климата. Контроль за посадкой во время письма и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.

1. Работа

над понятием

синонимов.

2. Упражнения в подборе синонимов.

-  Путешествие начинается. 

- Первый остров на нашем пути – остров Синонимов. Итак, мы сошли на берег. Перед нами Дворец Синонимов. В нём устроена Картинная галерея.

(на слайде рисунки) Слайд3

- Рассмотрите картины. Как эти картины можно подписать с помощью подписей-действий? Слайд 4, 5, 6

- Что можно о них сказать?

- Полученные подписи – это слова -..(синонимы)

- Как по–другому их можно назвать?

- Совершенно верно, слова – друзья.

(на доске под словом «синонимы» крепится полоска со словом «друзья») Слайд 7

- Давайте попробуем найти среди множества глаголов – синонимы (запись на доске)

работать      передвигаться                        

трудиться    плакать  

смеяться      бросить

глядеть         хохотать

рыдать         смотреть                        

поднять        кинуть

идти             стоять                             

-А теперь прочитайте слова (слова на слайде). Слайд 8

- Что можно о них сказать? Почему?

смеяться
хохотать
заливаться
закатываться

-  Посмотрите на эти синонимы. Можно ли их назвать однокоренными?

- Что вы еще заметили?

- Какой можно сделать вывод?

(Синонимы – это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию – надпись на слайде)

Дети придумывают глаголы (после ответов учащихся на слайде появляются подписи):

Пляшут – танцуют

Говорят – беседуют

Глядит – смотрит

 

- Это глаголы близкие по смыслу.

- Синонимы

- Это слова – друзья.

Учащиеся находят пары синонимов.

Работать - трудиться

передвигаться - идти

плакать - рыдать

смеяться - хохотать

глядеть - смотреть

бросить - кинуть

Учащиеся выписывают  любые две пары синонимов.

- Глаголы – синонимы, слова близкие по смыслу.

- Нет, они разные по написанию.

- От уменьшения действия к усилению значения слова.

- Синонимы – это слова, близкие по смыслу.

3. Работа над словосочетанием.

- Прочитайте словосочетание на слайде. Слайд 9

Бить баклуши

- Как вы понимаете его значение?

- Каким глаголом-синонимом  мы можем иего заменить?

- Посмотрите на доску. Записаны словосочетания. Я вам предлагаю самостоятельно заменить их глаголами-синонимами и записать напротив.

Повесить нос –

Витать в облаках –

Водить за нос –

Сидеть сложа руки -

Учащиеся читают надпись.

- Бездельничать.

Учащиеся по вариантам  записывают:

Повесить нос - грустить.

Витать в облаках - мечтать

Водить за нос – обманывать.

Сидеть сложа руки – бездельничать.

Ученики по вариантам озвучивают выполненную работу.

4. Работа с предложением

.стр. 103  упр. 175 ( 2 предлож.)

Учитель читает .

- Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

- Понравилось ли вам предложение по конструкции?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

- Почему один и тот же глагол употребляется по-разному?

- Для чего используют синонимы в речи?

- Повторяются глаголы.

- Заменить другими глаголами-синонимами.

- Точнее выражается мысль 

- Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

5. Вывод.

- Путешествие по острову Синонимов заканчивается.

- Давайте вспомним, на какие вопросы мы уже нашли здесь ответы:

- Что такое синонимы?

- Для чего используют синонимы в речи?

- Синонимы – это слова, близкие по смыслу.

- Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

Физминутка

- Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться вы начните.

V. Репродуктивно-поисковый этап.

Цели: Познакомить понятием глаголы-антонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и контроль за посадкой во время письма.

1. Работа над понятием антонимы.

2. Упражнения в самостоятельном подборе антонимов.

- Вот мы причалили к острову Антонимов. Слайд10. Мы оказываемся у замка. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?

трудиться, лениться

ссориться, мириться

чистить, пачкать

терять, находить

смеяться, грустить

плакать, веселиться

дружить, враждовать

печалиться, радоваться

любить, ненавидеть

заболеть, выздороветь

- Прочитайте слова. Что можно о них сказать?

- Как понять «противоположные»?

- Верно, это слова  - спорщики.

- Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

- Что такое антонимы?

- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

(Антонимы – слова, противоположные по смыслу – надпись на слайде).

- Сейчас мы будем играть в игру

«Перестрой фразы наоборот».
У: Я буду говорить
Дети: Мы будем молчать.
У: Я буду стоять.
Дети: Мы будем сидеть.
У: Я буду открывать.
Дети: Мы будем закрывать.

У: Я буду работать.
Дети: Мы будем отдыхать.

Учащиеся распределяют глаголы

в 2 столбика:

Хорошо / плохо

Трудиться / лениться

Мириться / ссориться  

Чистить / пачкать

Находить / терять

Смеяться / грустить

Веселиться / плакать  

Дружить / враждовать

Радоваться / печалиться

Любить / ненавидеть

Выздороветь / заболеть

- Это глаголы противоположные по смыслу.

- Наоборот.

- Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Учащиеся отвечают  хором.

3. Работа над пословицей.

- Продолжите пословицу ( на доске):

- Ласточка день начинает, а соловей … (кончает)

Объясните смысл.

Объясните орфограммы, которые встречаются в этой пословице.

Запишите пословицу по памяти.

Подчеркните в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать?

- Для чего нам необходимы антонимы?

- кончает

Начинает – кончает, это антонимы.

Слайд 11

- Речь становится красивой, выразительной, точной.

4. Работа с карточками

.Дифференцированная

работа.

Карточка 1

1.Подчеркните глаголы – синонимы.

 Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

2. Подберите антонимы к словам:

пропал – (?) …(нашёлся, появился)

сломал – (?) … (сделал, наладил)

Карточка 2

1. Замените синонимами глаголы:

Солнце село -  (зашло, закатилось)

Самолёт сел – (приземлился)

2. Запиши антонимы:

ходить -…

болтать -…

засыпать -…

сидеть - …

Карточка 3

1. Найти синонимы и подчеркнуть их.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

2. Напиши антонимы к глаголам:

Бездельничать – работать,

Огорчаться – радоваться.

- Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов?

- Откройте учебник на странице 154 – 155

1 вариант – выписать две пары глаголов – синонимов

2 вариант – две пары глаголов - антонимов

Нужно обратиться к словарю.

5. Вывод

- Пришло время покинуть остров Антонимов.

- Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы:

- Что такое антонимы?

- Для чего используют антонимы в речи?

- Антонимы – это слова противоположные по смыслу.

- Благодаря использованию антонимов  речь становится красивой, выразительной, точной.

VI. Рефлексия

- Соотнесите определение с парами глаголов

Слайд 12

VII. Итог

Вопросы  по теме урока

- Путешествие наше закончилось. Пора бросать якорь. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? 

-  Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?

-  Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

- Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?

- Поднимите руку у кого 5 плюсов.

Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?

- Молодцы, я рада за вас.

- Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

- Синонимы – слова, близкие по смыслу.

- Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

- Благодаря использованию синонимов  и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, точной и без повторов.

VIII. Д. з.

По выбору

1. упр.180

2. Подобрать 3 пословицы с глаголами – антонимами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»

Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;- умет...

Конспект урока по теме «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы»

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы. Планируемые результаты Предметные:знать: что такое глагол-синоним, глагол-антоним;у...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое глагол-синоним, глагол-антоним;Уметь подб...