План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Герасимова Елена Геннадьевна

              Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаевой Т.Г. На уроке использовались здоровьесберегающая, ИКТ- технология, элементы игровой технологии, работа в группах. В конспект включены иллюстрации, даётся ссылка на презентацию "Словарная работа". В приложении представлены дидактические материалы, используемые на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ru_yaz_gerasimova_20121.doc601.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»

г.п. Пролетарский

Серпуховского района Московской области

План-конспект

открытого урока русского языка

 на тему:

«Глаголы-синонимы

и глаголы-антонимы»

Проведён в 3 Б  классе                            

    Учитель Герасимова Е.Г.

2012 год

Предмет: Русский язык

Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

 Тип урока: Урок изучения нового материала.

 Цель: формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

 Задачи:

образовательные:

  • закрепить знания детей о глаголе, как о части речи,
  •  закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи,
  • учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника,
  • формировать умение работать со словарем;

развивающие:

  • развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность,
  • развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся,
  • развивать интерес детей к предмету,
  • развивать общеучебные навыки;

 воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность,
  • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;

оздоровительная:

  • создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Раздаточный и демонстрационный материал:  карточки «Синонимы», «Антонимы», карточки с дифференцированными заданиями,  демонстрационный материал, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание

Ее (заглавная – строчная; большая –  маленькая)

- Расскажите о букве, звуках, которые она обозначает. 

Письмо буквы.

- Прочитайте слова.

ежиха  ежата  лежала

- Какие соединения с буквой е встретились? Опасные места в словах есть?

Письмо слов.

3. Повторение изученного материала

- Что общего у этих слов? (Во всех словах есть буква е, 3 слога, 2-рой слог ударный, а первый и третий – безударные, 6 звуков)

- Теперь найдём отличия.  Какое слово можно назвать лишним?

(Лежала, т.к. это глагол; буква е обозначает  1 звук, это слово имеет не такой корень, как в двух других словах).

- Составьте предложение со словами «ежиха» и «ежата». 

- Запишем предложение с комментированием. (Весной у ежихи появились маленькие ежата.)

- Ежата рождаются голые и слепые. Кожа покрыта мягкими белыми молочными иглами. Они постепенно выпадают и заменяются на постоянные темные острые иглы. Посмотрите на маленьких ёжиков.

- Выполним разбор по членам предложения, укажем части речи.

4. Актуализация новых знаний

- Прочтите четверостишие на доске. Доскажите словечко. Что это? (Загадка). 

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг ... (убежала).

О ком эта загадка? (О еже).

Что вы можете сказать о слове, которое вставили? (Глагол.)

- Найдите в тексте ещё один глагол. Прочитаем их вместе. Что можно о них сказать? (Они противоположны по значению).

- Запишем их в тетрадь.  Лежала – убежала.

- Как называются такие слова? (Антонимы)


Между сосен, между елок

... (Ходит) тысяча иголок.

Бродит тысяча иголок,

Но не сделать ни стежка

Все иголки без ушка! (Ёж)

- Какое слово вставили в эту загадку?  Какая это часть речи?

- Какой глагол составит ему пару? (Ходит-бродит). Запишите.

- Что можете сказать об этих словах? (Они похожи по смыслу. Это синонимы.)

- К каким частям речи мы уже умеем подбирать синонимы и антонимы? (К прилагательным, существительным).

- Какие синонимы и антонимы вы уже слышали на сегодняшнем уроке?

(Синонимы: большая – заглавная, маленькая – строчная. Антонимы: большая - маленькая, заглавная - строчная, ударный - безударный).

4. Формулирование темы урока, постановка учебных задач.

-  Оказывается, у глаголов тоже могут быть антонимы и синонимы. Кто уже догадался, о чём мы будем говорить, и сможет сформулировать тему урока? (Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы).

- Дайте определение глагола.

- Чему мы будем учиться? (Подбирать синонимы и антонимы к глаголам, правильно использовать их в своей речи.)

- Для чего нам это нужно? (Чтобы наша речь была более интересной, выразительной, чтобы любому собеседнику с нами было интересно).

5. Формирование новых знаний.

5.1. Работа с правилом

Кто сможет самостоятельно сформулировать правило? (Глаголы, близкие по смыслу, называются синонимами, глаголы, противоположные по смыслу,  называются антонимами.)

- Проверим по учебнику: правило с. 199.

- В каких литературных произведениях мы можем встретить глаголы-антонимы и глаголы-синонимы? (Синонимы и антонимы часто используют в своих произведениях писатели и поэты, их примеры можно встретить в пословицах, поговорках, загадках.)

5.2. Словарная работа

А теперь давайте вспомним правописание некоторых словарных слов, которые мы будем использовать на уроке.

Презентация «Птичья галерея». Проверка.

5.3. Письмо по памяти

- Продолжите пословицу (на доске):

- Ласточка день начинает, а ... (соловей кончает). Объясните смысл. Запишите пословицу по памяти (с. 199 учебника – проверка).

- Да, соловей – известный ночной певец. В конце мая – в июне его можно слушать всю ночь (Пение соловья – презентация, слайд 6)

- Найдите в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать? (Начинает – кончает, это антонимы).

- Составьте свои предложения с глаголами – антонимами, используя словарные слова.

Синица – пингвин. (Синица хорошо летает, а пингвин плавает).

- А с синонимами мы составим небольшой рассказ. Найдите среди опорных слов синонимы.

На весенней улице, оживление,  воробьи, прыгают, скачут, синицы, щебечут, поют, с ветки на ветку, маленькие, шустрые.

- Определите тему текста, главную мысль. Придумайте название. Запишите текст.

- Почему на улице такое веселье? (Все радуются весне). Напишем под диктовку:

Они радуются наступлению весны.

5.4. Знакомство со словарём синонимов и антонимов.

Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к  словарю.) Дети находят примеры слов в словаре синонимов и антонимов.

6. Физкультминутка

- Ребята, будьте внимательны, и вы найдете в тексте антонимы и синонимы.

Дети рано утром встали,

За грибами в лес пошли.

Приседали, поднимались,

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

Три часа в лесу бродили,

По тропиночкам ходили.

Утомил всех долгий путь,

Дети сели отдохнуть.

7. Закрепление нового материала

7.1. Упражнение в подборе синонимов и антонимов к словам. (Работа в группах). (См. приложение 2)

1 ряд: подобрать к словам синонимы.

2 ряд: подобрать антонимы.

3 ряд: собрать рассыпанные пословицы (разрезанные на отдельные слова), объяснить их смысл.

- Проверим. 

7.2. Индивидуальное задание (на доске работают 2 уч-ся, один соединяет линиями антонимы, другой - синонимы)

выпадать молчать

брать

летать

плакать

стоять

идти

таять

кричать

танцевать

отдавать

ползать

хохотать

идти

таять

кричать

танцевать

отдавать

ползать

хохотать

плясать

орать

шагать

ходить

маршировать

смеяться

дарить

7.3. Игра.

- Ну а теперь немного поиграем. Готовы?

- Послушайте рассказ о двух девочках,

- Рая и Лена сидят после дождя под «грибком»:

- Белый,- говорит Рая.

- Чёрный, - отвечает Лена и продолжает, - небо.

- Земля, - отвечает Рая и говорит, - быстро.

- Медленно.

- Во что это вы играете? – спросила мама.

- В «наоборотики», - отвечают девочки. – Одна называет предмет, признак или действие, а другая – слово с противоположным значением. Если кто-то не ответит, другой – выиграл.

- Интересная игра, молодцы! – похвалила мама девочек.

- Какие слова называли девочки? (Антонимы).

- А сейчас и мы с вами сыграем в такую же игру. Я называю вам действие предмета, а вы – противоположное ему по смыслу. Начнём:

спать - …(просыпаться),

сидеть – … (стоять),

прилететь – … (улететь),

входить – ... (выходить).

- Что можно сказать об этих парах слов? (Это однокоренные слова, значение их изменяется благодаря приставке).

- А кто может подобрать синонимы?

Бороться – … (сражаться),

болтать – … (разговаривать),

бежать – … (мчаться, нестись),

повелевать - … (распоряжаться) – «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

- Какое название вы предложили бы для этой игры?

- Молодцы, ребята! Проверим работу на доске.

8. Итог урока. Рефлексия

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую задачу мы перед собой ставили? (научиться подбирать антонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.)

- Научились?

 Понравился урок?

- Какие задания запомнились?

- Кто очень старался сегодня?

- Кто может сказать, что он хорошо разобрался в теме?

- Кому ещё надо потренироваться?

9. Домашнее задание.

- Давайте подумаем, что необходимо будет повторить к следующему уроку? (Правило на с. 199.)

- А ещё вы вспомните или придумаете сами загадку, пословицу, сказку, в которой есть антонимы или синонимы,  и запишете её.

Приложения

Приложение 1. Презентация «Словарная работа» (http://metodsovet.su/img/Download.png)

Приложение 2. Задания для работы в группах.

1. Подберите к словам синонимы (слова, близкие по смыслу).

мчаться – ... (нестись)

идти – ... (шагать)

думать – ... (размышлять)

вертеться – ... (крутиться)

спать – ... (почивать, дремать)

2. Подберите к словам антонимы (слова, противоположные по смыслу).

встречать - ... (провожать)

мчаться – ... (ползти)

идти – ... (стоять)

строить – ... (разрушать)

спать - ... (просыпаться)

3. Составьте рассыпанные пословицы, объясните их смысл.

Как аукнется, так и откликнется.

Подальше положишь,  поближе возьмёшь.

Любишь брать, люби и отдавать.

Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.

Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень.                ...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне....

План-конспект урока русского языка во 2 «Г» классе Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

План-конспект урока русского языка  во 2 «Г» классе  Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»....


 

Комментарии

Будаева Светлана Доржиевна

Елена Геннадьевна,здравствуйте! Спасибо за интересную разработку урока! Желаю удачи и успехов!