Изменение личных местоимений 1 и 2 лица
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ракитина Татьяна Вячеславовна

Данный урок разработан в сответствии с ФГОС. На уроке учащиеся всесторонне исследовали местоимения, самостоятельно делали выводы,  вывели правило. Отработали полученные знания, в парной  и групповой работе. Выполнили самостоятельную дифференцироваанную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_mestoimeniy_1_i_2_litsa.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  4 класс «Школа России»

Тема: Изменение личных местоимений 1 и 2 лица по падежам.

Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;

Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;

Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в паре.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату.  

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание,  оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.  

Познавательные:  устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.

Личностные УУД:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

- Девизом нашего урока сегодня будут слова:

 «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке: открывать новое знание или повторять изученное? ( Открывать новое знание).

- Объясните свой выбор. (В девизе есть слова: «открыть самому».)

Чтобы добиться хороших результатов на уроке надо поставить для себя личные задачи. Продолжите фразы:

Я хочу…

Мне надо…

Я могу…

– Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

2. Самоопределение  к деятельности

В парах. Вставьте  пропущенные слова

  1. Склонением называется (___________________по___________________)
  2.  (_________________) местоимения указывают на предмет, но не называют его.
  3. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные (______________________)  
  4. Найдите в словах личные местоимения.

Хозяин, четыре, камыш, коровы.  Это местоимения (____и____ лица)

Сигнальные карточки

  1. Прочитайте предложения.

2. Причитайте только слова, которые вы вставили.

- Изменив форму слов, сформулируйте тему нашего урока.

Изменение личных местоимений 1 и 2-го лица по падежам

Сформулируйте цель и задачи урока.

Научиться изменять местоимения 1 и 2 -го лица по падежам;

Определять падеж личных местоимений 1 и 2 лица;

3.«Открытие» нового знания

Работа в паре:

-Прочитайте текст на карточке. В  скобках запишите вопрос и укажите падеж выделенных слов.

Однажды Коля (_______   ____п. ) пошёл ловить рыбу. Коли (_____ ___п.) не было дома целый день. Коле (______ ____п. )  удалось поймать много рыбы. На реке Колю (_______ ___п.) застала гроза. Над Колей (______  ___п.) гремел гром, сверкала молния. От дождя на Коле(_______ ___п.)  промокла вся одежда. 

Проверка. Сигнальные карточки.

-Что происходит с существительным Коля в тексте? (Изменяется по _______________)

-Теперь попробуйте прочитать этот же текст в паре так, будто вы говорите о себе. Как это сделать? (Использовать местоимение  1 лица, ед. числа я.)

Задайте вопрос к каждому местоимению.

-Как изменились местоимения? (По падежам?)

-Сравните вопросы, которые задавали  к существительным и местоимениям

Сформулируйте вывод:  Личные местоимения  изменяются по_____________________ и отвечают на те же_____________________, что и ________________________________.

Проверка. Сигнальные карточки.

Проверьте ваше предположение по учебнику с 56.

Давайте проверим все ли местоимения 1 и 2 лица можно изменить по падежам?

Заполним таблицу. «Передай мячик» Фронтально

Падеж

Вопрос

Местоимение

И.п.

Кто?

Р.п.

Кого?

Д.п.

Кому?

В.п.

Кого?

Т.п.

Кем?

П.п.

О ком?

Проверьте по учебнику. Сигнальные карточки.

Итак, сделаем вывод:

4. Физминутка

Вернемся к нашим целям.  С чем мы уже справились? Что еще нам предстоит сделать?

Прочитайте.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Подчеркните местоимения.

Как определять у местоимений в начальной форме, мы знаем, а как быть в этом упражнении?

Давайте рассуждать.

Как определить  лицо?    Надо поставить в _________

Как определить число?   Надо поставить в _________

Как определить падеж?    Задать______________________

Давайте составим карточку- помощницу

Лицо, число - Н.ф.

Падеж - ?

Сделаем общий вывод.  

Чтобы определить у местоимения лицо и число надо поставить его в начальную форму, чтобы определить падеж задаем вопрос.

  1. Применение нового знания и первичное закрепление

Сейчас с опорой на карточку – помощницу потренируемся в  определении лица, числа и падежа.

1, 2  предложение коллективно.

3, 4 предложение самостоятельно.

1. Раз на перемене подошёл ко мне  (______ л._____ ч._______ п.)   товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне – это местоимение 1-го лица, единственного числа, дательного падежа.

2. Подарить тебе (______ л._____ ч._______ п.)    обезьянку?

Подарить( кому?) тебе – это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. Папа на нас (______ л._____ ч._______ п.)    с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас – это местоимение 2-го лица множественного числа винительного падежа.

4. Пусть она пока у тебя (______ л._____ ч._______ п.)    поживёт .

Поживёт (у кого?) у тебя – это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

          Проверка по эталону (Сигнальные карточки)

Вернемся  к целям и задачам урока. С какой задачей справились?

  1. Самостоятельная работа

Дифференцированная работа

  1. Уровень.

 Подчеркни местоимения 1 и 2 лица. Укажи падеж.

Летом я поеду на дачу. Там у меня много дел. Мне нужно ухать и ухаживать за цветами.

2.Уровень.

Вставь  недостающее местоимение  1  и 2 лица в нужной форме. Укажи падеж.

1) Концерт пианиста __________понравился. Его игра произвела на ___________  прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил____________,  но у ___________постоянно было занято.

3. Уровень

Составь и запиши предложение с местоимением 1 л., мн. ч. Д.п.

____________________________________________________________

  1. Рефлексия

Продолжите предложение

Сегодня на уроке я научился…

У меня хорошо получилось…

Оцените свою работу (Оценочный лист)

Фамилия__________________________________________

Вывел правило

Научился изменять местоимения по падежам

Научился определять лицо, число, падеж местоимений

Ставить местоимение в нужной форме.

Среднее арифметическое

8. Домашнее задание (по выбору)

1. Тренажер с. 64

2. Выписать из учебника литературы 4-5 предложений с местоимениями 1 и 2 лица в разных падежах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Личные местоимения третьего лица. Изменение по родам"

Презентация содержит интересные задания, заставляет ученика размышлять, помогает иллюстрировать изучаемый материал. Служит замечательным дополнением к теоретическому материалу, позволяет сделать урок ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс...

Открытый урок по русскому языку 4 класс на тему "Изменение личных местоимений 3 лица по падежам"

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой....

Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."

Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."...