именительный падеж техкарта
план-конспект урока по русскому языку

Леонова Элина Александровна

русский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_imenitelnyy_padezh_sushchestvitelnogo.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Дата: 04.02.2022

Предмет: русский язык

Класс: 3А

УМК: Школа России

Тема: Именительный падеж имён существительных

Тип урока: ОНЗ

Цель: создание условий для формирования умения распознавать и правильно употреблять в речи имена существительные в именительном падеже

Задачи:

Образовательные: 

- актуализировать имеющиеся знания о падежах имён существительных;

- познакомить учащихся с особенностями именительного падежа;

- формировать умение определять начальную форму имени существительного.

- упражнять учащихся в правописании именительного падежа имени существительных.

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, интерес к изучению родного языка, речь детей, мышление, память, внимание, восприятие на слух, умения делать выводы;

- обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, трудолюбие, аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся умеют определять именительный падеж имён существительных; правильно пишут окончания имён существительных в именительном падеже.

Метапредметные: 

Регулятивные - учащиеся умеют прогнозировать результаты.

Познавательные - учащиеся умеют находить существительные разных склонений; умеют употреблять их в речи.

Логические - учащиеся умеют анализировать объекты с целью выделения признаков; умеют выявлять сходства и различия объектов.

Коммуникативные - учащиеся умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные - учащиеся умеют устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Практикант: Закирова Гузель Насиховна

Методист: Рогова Рамзия Закиевна

Учитель: Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна

Ход урока

Этапы урока и его задачи

Деятельность учителя

Методы и приемы

Деятельность учащихся

Формы организации

Дидактическое оснащение

I. Мотивация

(самоопределе

ние) к учебной

деятельности

Включение учащихся

в деятельность на

личностном уровне.

«Хочу, потому что

смогу».

- Добрый день, ребята! Меня зовут Гузель Насиховна, и сегодня, урок русского языка у вас проведу я.

-Сегодня нас ожидает много интересной работы,

которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.

- Ребята, закройте глаза, слушайте и повторяйте за мной.

-Я внимательный ученик.

-Я готов активно работать на уроке.

-Я всё могу и всё умею.

-Я справлюсь со всеми трудностями.

-Вы готовы начать урок?

-Тогда начнём!

Побуждающий диалог

Настраиваются на урок.

-Закрывают глаза

- Я внимательный ученик.

- Я готов активно работать на уроке.

- Я всё могу и всё умею.

-Я справлюсь со всеми трудностями.

(произносят хором)

-Да,готовы!

Ф

II.

Актуализация и

пробное учебное

действие

Повторение

изученного

материала,

необходимого для

открытия нового

знания, и выявление

затруднений в

индивидуальной деятельности учащегося.

-Откройте ваши тетради, запишите число и классная работа.

-Сейчас я буду диктовать вам слова, а вы должны записать их у себя в тетрадях через запятую

-Работаем у доски по цепочке, остальные записывают в тетрадь. Не забывайте ставить ударение и подчёркивать орфограммы.

Самолёт, комната, однажды, кровать, рябина.

-Какие слова мы записали?

-Что мы должны с ними сделать?

-Куда падает ударение?

-Верно, молодцы!

-Что общего между этими словами?

-Верно. Давайте вспомним, что мы знаем про имя существительное.

-Что можно определить у имени существительного?

-Как по-другому можно назвать изменение по падежам?

-Назовите падежи и их вопросы.

-А как определить падеж имени существительного?

-Молодцы, вы сказали всё правильно.

Грамматико-орфографическое комментирование, имитативный метод

Открывают тетради и записывают число, классная работа

Работают у доски и в тетрадях

- Словарные

- Запомнить их написание.

Самолёт - ударение падает на слог с буквой ё.

Комната – ударение падает на слог с буквой о.

Однажды – ударение падает на слог с буквой а.

Кровать – ударение падает на слог с буквой а.

Рябина – ударение падает на слог с буквой и.

-Это все имена существительные.

-Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

-Число, падеж.

-Склонение.

Им.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? то?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? О чём?

-Нужно найти слово, с которым имя существительное связано по смыслу, поставить от него падежный вопрос, по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Ф/И

Презентация

III. Выявление

места и

причины

затруднения

Осознание того, в

чем именно состоит

недостаточность

знаний, умений или

способностей

учащихся.

Обсуждение

затруднений (Почему

возникли

затруднения? Чего

мы еще не знаем?)

-Прочитайте предложения на экране.

Листья медленно падают на землю.

Ветер оторвал листья с дерева.

Девочка упала в листья.

-Какое слово повторяется в каждом предложении?
-Какой части речи это слово?

-В каком падеже в каждом предложении стоит слово «листья»?

- Как вы определяли?

- Какой вопрос задали?

-Получается у именительного падежа и винительного есть одинаковый вопрос?

-А как их различать?

-Сегодня мы обязательно найдём ответ на этот вопрос.

Проблемный диалог

Читают предложения

-Листья.

-Существительное.

-В первом – им.п., во втором – в.п., в третьем – в.п.

-По вопросам.

-Что?

-Да.

Затрудняются ответить

Ф

Презентация

IV. Построение

проекта выхода

из затруднения

Постановка целей

учебной

деятельности и на

этой основе - выбор

способа и средств их

реализации

Проговаривание

цели урока в виде

вопроса, на который

предстоит ответить,

или в виде темы

урока

-Вы догадались, о чём мы будем сегодня говорить? 

-Правильно.

-Значит, чему вы сегодня научитесь?

 

Беседа, побуждающий диалог

-Об именительном падеже.

-Правильно определять именительный падеж имён существительных, находить существительные в именительном падеже в предложениях, различать именительный и винительный падежи.

Ф

Учебник, презентация

V. Реализация

построенного

проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения.

-Прочитайте стихотворение.

Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы - кто? И что?

Ни с кем не спутает никто!

-Кто прочитает его ещё раз?

-Что такое подлежащее?

-Верно. Подлежащее отвечает на такие же вопросы как и существительные именительного падежа.

-Прочитайте предложение на экране.

Космический корабль отправился на Луну.

-Найдите в этом предложении грамматическую основу.

-А теперь найдите существительное, которое стоит в именительном падеже.

-Что интересного вы заметили.

-Верно. Подумайте в парах, какой вывод мы можем сделать.

-Давайте откроем учебник на стр.42 и проверим себя.

-Прочитайте правило.

-Мы оказались правы?

-Существительные, которые стоят в именительном падеже являются подлежащими в предложениях. А те существительные, которые стоят в винительном падеже не могут быть подлежащими.

-Давайте выполним упр.74.

-Нужно списать предложения и вставить пропущенные буквы. Будем работать по цепочке у доски.

-Запишите упражнение в тетради.

-Не забываем объяснять какие пропущенные буквы вы будете ставить и почему.

-Почему Таня пишется с большой буквы?

-Подчеркните в каждом предложении существительные в именительном падеже.

-Чем все эти слова являются в предложении?

-Нужно найти предложениях синонимы. Сначала скажите, что такое синонимы?

-Переходим к упр. 75.

-Что нужно сделать в упражнении?

-Продолжаем работу по цепочке и в тетрадях.

-Молодцы, всё правильно.

-А теперь немного передохнём.

Физкультминутка

Фронтальная дискуссия, подводящий диалог, языковой анализ и синтез, частично-поисковый

Читают стихотворение

Один ученик читает стихотворение

-Это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?

-Корабль отправился.

-Корабль.

-Подлежащее и существительное в именительном падеже является одним и тем же словом.

-Что существительные в именительном падеже являются подлежащими в предложении.

-Имена существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими.

Ночью(разделительный мягкий знак) был буран.

Ветер(словарное слово) гудел в трубе.

Жёсткий(непроизносимая согласная) снег(снега, парные согласные) взвивался(взвиться, безударная гласная) вихрем.

Утром Таня подошла к окну.

Белая вьюга(разделительный мягкий) знак кружила(сочетание жи-ши с буквой и) над деревней.

-Потому что это имя.

Ночью был буран.

Ветер гудел в трубе.

Жёсткий снег взвивался вихрем.

Утром Таня подошла к окну.

Белая вьюга знак кружила над деревней.

-Подлежащими.

-Слова похожие по смыслу. Синонимы: буран, вихрь, вьюга.

-Составить из этих слов предложения и записать их. Подчеркнуть главные члены предложения и указать падеж выделенных имён существительных.

1. Следы (Им.п.) привели охотника на поляну.

2. Под ней разгуливал рябчик(Им.П.).

3. Из-под снега торчали кустики(Им.п.) брусники.

4. Лесной петушок(Им.п.) склёвывал последние ягодки.

Выполняют физкультминутку

Ф

Учебник

VI. Первичное

закрепление с

проговариванием во внешней

речи

Усвоение учащимися нового способа действия.

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

 -Переходим к упр.76.

-Я прочитаю вам стихотворение.

-Найдите выделенные слова. Какой частью речи они являются?

-Определите падеж у этих имён существительных.

-Каким членом предложения являются эти слова?

-Всё верно.

Фронтальная дискуссия, грамматико-орфографическое комментирование, частично-поисковый, языковой анализ

Слушают стихотворение

-Именем существительным.

Денёк(Им.п.)

Цветок-огонёк(Им.п.)

Лепестки(Им.п.)

Зажглись огоньки(И.п.)

-Подлежащим.

Ф/И

Учебник

VII.

Самостоятельн

ая работа

Интериоризация  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет

-А теперь давайте выполним самостоятельную работу.

-Определите падеж имён существительных.

Играет музыка (___).

Лает собака (___)

Увидел дерево (___).

Выпил молоко (___).

Прочитал рассказ (____).

Летит самолёт (___).

-Давайте проверять. Если нет ошибок, ставьте себе «5». Если есть 1-2 ошибки – «4». Если больше ошибок, ничего не ставьте и будьте внимательны в следующий раз.

Практический, частично-поисковый, наглядный

Выполняют работу

Играет музыка (Им.п.).

Лает собака (Им.п.)

Увидел дерево (В.п.).

Выпил молоко (В.п.)

Прочитал рассказ (В.п.).

Летит самолёт (Им.п.).

Смотрят на доску и проверяют работу

Оценивают себя и ставят оценку

 И

Презентация

VIII.

Включение в

систему знаний

и повторений

Включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

-Давайте повторим, о чём мы сегодня говорили на уроке.

-О каком падеже мы сегодня говорили?

-На какие вопросы отвечают слова, которые стоят в именительном падеже?

-У какого падежа есть похожий вопрос?

-Какой вопрос совпадает у этих падежей?

-Чем являются существительные именительного падежа в предложении?

Словесный, диалог

-Об именительном падеже.

-Кто? Что?

-У винительного.

-Что?

-Подлежащим.

Ф

Презентация

IX. Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса

- Ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Прочитайте и продолжите эти предложения:

Сегодня я узнал(а)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

-Всем спасибо за урок!

Побуждающий диалог, словесный

Продолжают предложения

Ф

Презентация

Методист: __________

Учитель: __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

Винительный падеж и именительный падеж неодушевлённых имён существительных

Презентация к уроку  русского языка 4 класс "Школа 2100", тема " Винительный и именительный падеж неодушевлённых существительных"...

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")

Разработка урока в 4 классе по теме  "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")...

Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Упражнение в определении падежей. Наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже.

Упражнение в определении падежей. Наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном па развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу, познакомить с особенностями имените...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...

Конспект урока по русскому языку начальная школа. Тема: "Падежи. Именительный падеж"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса, по теме: "Падежи. Именительный падеж"...