Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Данилова Ольга Николаевна

 

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование.

Цель:

-познакомить с особенностями винительного падежа путём создания проблемной ситуации и организации исследовательской деятельности учащихся на уроке;

-формировать умение различать винительный и именительный падежи на основе выявленных  в ходе исследовательской деятельности признаков;

-формировать универсальные учебные действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_problemnogo_uroka.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект проблемного урока по русскому языку

          4класс по программе « Школа России»

 Учитель МАОУ СОШ №36

г. Петропавловска-Камчатского

Данилова О.Н.

Тема: Винительный падеж имен существительных. Распознавание винительного и именительного падежей.

    Урок-исследование.

Цели:

  - познакомить с особенностями винительного падежа путем создания проблемной ситуации и организации исследовательской деятельности учащихся на уроке;

- формировать умение различать винительный и именительный падежи на основе вы-

  явленных в ходе исследовательской деятельности признаков;

- формировать универсальные учебные действия.

Ход урока.

               Этапы урока.

УУД

1.Организационный момент.

     Тетрадь правильно кладу,

     Ручку правильно держу,

     За посадкою слежу,

     С чистотою я дружу,

     Без ошибок напишу.

2. Чистописание.

    На доске написаны буквы: е, ж, ё.

-Написание каких букв мы повторим?

-Есть ли что-то общее в написании этих букв? (полуовалы)

-Какая буква лишняя? Почему?  ( Ж - состоит из двух полуовалов, согласная, всегда обозначает твердый звук.)

 ( У детей в тетрадях прописаны образцы букв)

- Пропишите буквы отдельно, а затем в различных сочетаниях.

3.Словарная работа.

 - Прочитайте предложение с доски.

В з..л..той клубочек спрятался дубочек.

-Что это?

-Отгадайте загадку.

- Что такое желудь? (картинка)

- Чтение с карточки: ЖЕЛУДЬ.

- Какие орфограммы встретились? ( Парная согласная на конце слова, ь знак, обозначающий мягкость.)

- На какую гласную надо еще обратить внимание? ( Ё после шипящей, т.к.  при произношении слышим О. )

- Запишите слово.

- Какие еще словарные слова с орфограммой Ё после шипящей вы знаете?

( Чтение и запись слов ЧЁРНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ.)

4. Актуализация знаний.

- Посмотрите на эти слова: какое слово лишнее? ( Жёлудь.)

- Почему? ( Дети называют все признаки имени существительного)

- Как называется изменение имени существительного по падежам?       (Склонение.)

- Устно просклоняйте это существительное по цепочке.

- Что изменяется у существительного при склонении? ( Окончание.)

- Как определить падеж имени существительного в предложении?

5. Постановка проблемы.

- Спишите загадку, вставляя орфограмму, определите падеж имен существительных.

( 2 человека работают с обратной стороны доски)

-Проверим орфограмму.

-Проверим, как вы обозначили падежи. ( Сравнение индивидуальной работы детей у доски.)

- Почему задание было одинаковое для всех, а падежи вы определили

по- разному?

                 (У этих падежей сходные вопросы.)

- Можно ли различить винительный и именительный падежи только по вопросам?  (Нет.)

- Чего же вы еще не знаете? ( Как ещё можно различить винительный

и именительный падежи).

-Так и звучит тема нашего сегодняшнего урока.

Учитель открывает тему урока, читают хором:

Винительный падеж имен  существительных .Распознавание винительного и именительного падежей.

- Какую цель мы поставим на уроке?

( Найти признаки, по которым можно различить винительный и именительный падежи.)

6.Исследование проблемы.

   

Учитель вывешивает схему, которая заполняется  в ходе исследования.

 

И. п.   Кто? Что?                     .                                                                                  

В.п.   Кого? Что?                          .                

1.Подлежащее.

1

2.Нет предлогов.

2.

3.

- На какие вопросы отвечают эти падежи?

- Что ещё вы знаете об именительном падеже? ( Дети называют, учитель вносит данные в схему).

- Какой формой слова является именительный падеж? (Начальной формой.)

А)- Чтобы выделить первый отличительный признак, предлагаю вам вернуться к нашей загадке.

- Раз вопрос не помог нам точно определить падеж, что вы можете предложить? ( Разобрать по членам).

- Разберите предложение по членам.

- Что заметили? ( Существительное « дубочек» - подлежащее, значит, оно стоит в именительном падеже.)

- Что тогда можно сказать о существительном « клубочек»? ( Оно является второстепенным членом предложения, значит, стоит в винительном падеже).

- Исправьте ошибки.

-Какой же можно сделать вывод о существительном в винительном падеже?

( Существительное в винительном падеже в предложении является второстепенным членом).

 Учитель дополняет схему.

- Мы открыли первый отличительный признак винительного падежа от именительного.

Б) РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

– Составьте и запишите предложения.

 1.Сн..жинки, и , круж..лись, медленно, на, опускались, землю.

 2.Рыбина, на , б..льшая, попалась, крючок.

- Какие предложения у вас получились?

- Назовите орфограммы.

- Определите падежи имен существительных.

( Дети определяют падежи имен существительных, объясняя, по каким признакам они это делают: по вопросу и роли существительного в предложении.)

- Что вы еще заметили?

(Существительные в винительном падеже употреблены с предлогом.)

- С каким? ( На.)

Учитель дополняет схему.

В) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ, СТРАНИЦА. 73.

- Прочитайте правило до приведенных примеров.

  СТРАНИЦА 72.

- Прочитайте две верхние строчки.

- Что нужно добавить в схему? (Другие предлоги винительного падежа.)

Учитель вносит дополнение в схему.

-Запомним предлоги винительного падежа, прочитаем хором: В, ВО, НА, ЗА, ПРО, ЧЕРЕЗ.

- Вернитесь к загадке о желуде. Есть ли предлог у существительного?

- На что он указывает?

- Сформулируйте второй отличительный признак винительного падежа.

 ( Существительное в винительном падеже может употребляться с    предлогом.)

- Вот что говорит винительный падеж сам о себе:

   

    Я- винительный падеж,

  И я во всем виню невежд.

   Зато отличников люблю,

  Для них « пятерки» я ловлю.

  Кого позвать, во что играть

  Готов ребятам подсказать,

  Не прочь с предлогами дружить,

  Но и без них могу прожить.

Г) ФИЗМИНУТКА.

       Одолела нас дремота,

       Шевельнуться не охота.

       Ну-ка, делайте со мною

       Упражнение такое:

       Вверх, вниз потянись,

       Окончательно проснись.

     

     Вот мы руки развели,

     Словно удивились.

     И друг другу до земли

     Низко поклонились.

     Ниже, дети, поклонитесь,

     Не ленитесь, улыбнитесь

     И тихонечко садитесь.

Д) РАБОТА В ГРУППАХ.

 Каждой из 4 групп даны карточки с заданием.

 Задание:

1.Составьте словосочетания, ставя существительное в винительный падеж.

(Если нужно, употребляйте предлог и изменяйте окончание.)

2.Определите род имен существительных.

3.Выделите окончания имен существительных в начальной форме и в винительном падеже, запишите их в табличку.

5. Сравните окончания, сделайте вывод.

Б)

                                                   

                                                 1 группа

ОТКУСИЛ (ГРУША)___________________________________________

В  ВЪЕХАЛИ  (ДЕРЕВНЯ)_____________________________________

ПЕРЕПРЫГНУЛ (БРЕВНО)_____________________________________

ВЫУЧИЛ (СТИХОТВОРЕНИЕ)__________________________________

ПОЛОЖИЛ (КАРМАН)_________________________________________

НАРИСОВАЛ (ДОМ)___________________________________________

       

ж.р.

м.р.

с.р.

И.п.(нач.ф.)

ж.р.

м.р.

с.р.

В.п.

2 группа

ПРЫГНУЛ (ВОДА)____________________________________________

УПАЛ (ЗЕМЛЯ)_______________________________________________

ВЗЛЕТЕЛ (ДУБ)_______________________________________________
ПОШЕЛ (ТЕАТР)______________________________________________

ОТКУСИЛ (ЯБЛОКО)_________________________________________

ВЫШЕЛ (МОРЕ)_____________________________________________

ж.р.

м.р.

с.р.

И.п. (нач.ф.)

ж.р.

м.р.

с.р.

В.п.

3 группа

ЕЛ (КАША)__________________________________________________ ПОХВАЛИЛИ (ПЕСНЯ)________________________________________

СВАЛИЛСЯ (СУГРОБ)_________________________________________

ПОСТРОИЛ (ЖИЛИЩЕ)________________________________________
ПОЛОЖИЛА (СТОЛ)___________________________________________

УЛЕТЕЛ (НЕБО)_______________________________________________

ж.р.

м.р.

с.р.

И.п.(нач.ф.)

ж.р.

м.р.

с.р.

В.п.

                                                   4 группа

СЛУШАЛ (СКАЗКА)___________________________________________

ПРОЧИТАЛ (СТАТЬЯ)_______________________________________

ПОПАЛАСЬ (КРЮЧОК)________________________________________

НАСТУПИЛ (КАМЕНЬ)________________________________________

СМОТРЕЛ (СОЛНЦЕ)_________________________________________
ВЫЛЕТЕЛ (ОКНО)_____________________________________________

ж.р.

м.р.

с.р.

И.п.(нач.ф.)

ж.р.

м.р.

с.р.

В.п.

ПРОВЕРКА.

Дети у доски читают задание, объясняют что они заметили.

(У существительных женского рода в винительном падеже менялись окончания на – у, - ю.)

    -Сформулируйте третий отличительный признак винительного падежа от именительного.

 ( Существительные женского рода в винительном падеже имеют окончания  -у, - ю.)

Учитель делает дополнение в схему.

Е) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ,С.73.

- Прочитайте примеры к правилу.

- У каких существительных мы можем распознать винительный падеж по окончанию?    (Школу, базу).

- Почему?

(Это существительные женского рода).

- У каких существительных нельзя определить винительный падеж по окончанию?     (У существительных мужского и среднего рода).

- Почему? ( У них окончания в именительном и винительном падежах одинаковые.)

- На следующих уроках мы добавим  в последнюю строку схемы ещё

некоторые уточнения, когда получим новые знания об именах существительных.

-Сделайте вывод по схеме: чем отличается винительный падеж от именительного?

И. п.   Кто? Что?                                                                                                        

В.п.   Кого? Что?                                            

1.Подлежащее.

1. Второстепенный член.

2.Нет предлогов.

2. В, во, за, на, про, через

3. Ж.р. -у, -ю.

- Можно ли при распознавании именительного и винительного падежей ориентироваться только на окончание?

     (Нет.)

 - На что ещё надо обратить внимание?

      ( На предлог).

- А если нет предлога?

( Определить, каким членом предложения является существительное).

- Можно ли этот отличительный признак назвать самым надежным?

- Почему?

   7. Первичное закрепление.

    Дети работают на карточках с заданиями.

  1.Определи падежи одинаковых существительных. ( для слабых)

 

    Маша увидела сыроежку. Сыроежка  росла под кустом.

    Вот идет автобус. Мы сели в автобус.

    К вокзалу подошел поезд. Началась посадка в поезд.

   

   

   2. Определи падежи всех имен существительных. ( для сильных)

     

       Каменщик и стекольщик тащили ящик на стройку.

       Ученица получила отличную отметку за сообщение.

       Бабушка положила в стакан сахар.

     ПРОВЕРКА. ( Дети называют, в каком падеже стоят существительные

и по каким признакам они определяли падеж).

   

      3.ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Запишите данные существительные в винительном падеже, используя предлоги: улица, стена, дупло, зеркало.

       

8. Итог урока.

 - Какую цель мы ставили в начале урока?

- Есть у вас ощущение, что вы потрудились на уроке не зря? Почему?

 ( Нашли отличительные признаки винительного падежа от именительного.)

- Легче ли теперь вам будет различать винительный и именительный падежи? ( Да.)

- Почему? ( Знаем, как их различить).

- Как же это сделать? ( Ученики при ответе используют схему.)

ОЦЕНИВАНИЕ.

9. Домашнее задание.

- Составьте три предложения с неодушевленными существительными в именительном падеже и три предложения с теми же существительными, но в винительном падеже.

ЛУУД:умение

организовать себя на урок;

формирование положитель-

ных мотивов учения.

ПУУД: анализ

объектов с целью выде-

ления призна-

ков.

ПУУД:анализ

объектов,дока-

тельство.

КУДД:умение

вступать в диа-

лог.

ПУУД:осознан-

ное и произволь

ное построение

речевого выска-

зывания.

РУУД: осозна-

ние уровня усвоения, мо-

билизация к пре

одолению пре-

пятствия.

ПУУД:выведе-ние проблемы, формулир-е по-

знавательной цели.

ПУУД: выделе-

ние необходи-

мой информа-

ции.

РУУД: удержа-

ние учебной за-

дачи,контроль

и коррекция

учебных дей-

ствий,планиро-

вание.

ПУУД:

установление причинно-след-

ственных свя-

зей,выведение следствий, обоб

щение.

РУУД:удеожа-

ние учебной за-

дачи,внесение

дополнений

в действия.

ПУУД:

синтез,выведе-

ние следствий,

обощение.

ПУУД: умение

находить необ-

ходимую ин-

формацию,уста-

новление при-

чинно-следст-

венных связей,

обобщение.

ЛУУД: формиро

вание положи-

тельной мотива-

ции.

КУУД: умение слушать, всту-

пать в диалог,

участвовать в

коллективном

обсуждении, принимать позицию партне

ра, четко выра-

жать свои мыс-

ли,строить монологическое

выступление.

ПУУД:удержа-

ние учебной за

дачи,поиск и выделение необ

ходимой инфор

мации,контроль результатов дея-

тельности,уста-

новление при-

чинно-следст

венных

связей,построе-

ние логической

цепи рассужде-

ния,обощение.

РУУД:планиро-

вание деятель-

ности,коррекция

плана дейст-

вий.

ПУУД: умение

находить нуж-

ную информа-

цию,выбор признаков

для сравнения,

построение це-

пи рассуждений,

установление

причинно-след

ственных связей.

КУУД: умение

вести диалог, точно высказы

вать свои мысли.

РУУД:умение

принимать и

удерживать

учебную задачу,учиты-

вать выведен-

ный алгоритм,

планировать

промежуточные

действия для

достижения

цели.

ПУУД:выбор эффективных способов решения задачи,

построение логической

цепи рассужде-

ний, контроль и оценка результа

та действий,до-

казательство.

ПУУД: обобще-ние в форме  

алгоритма действий.

КУУД: умение выражать свои мысли.

РУУД: формирование

положительной мотивации учения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый проблемный урок по русскому языку "Три склонения имён существительных"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе с применением технологии проблемного обучения...

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Изменение имён существительных по падежам»

Конспект составлен по учебнику Р.Н.Бунеева "Русский язык" 4 класс....

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс "Изменение имён прилагательных по падежам"

Данный урок разработан в соответствии с рабочей программой «Школа России», русский язык 4 класс. Учащимся уже знакомо, что такое имя прилагательное, склонение имен прилагательных (род, чис...

Технологическая карта урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и Предложный падежи. Дательный и Творительный падежи" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения распознавать имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном, дательном и творительном падежа...

Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс

Цель : систематизировать и  обобщить знания по  правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....

Конспект урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс  по теме" Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"...