Конспект ООД по развитию речи Составление описательного рассказа об игрушке
план-конспект по русскому языку

Жаркова Мария Ивановна

Формирование умения составлять описательный рассказ об игрушке 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 16»

Конспект занятия

по развитию речи в средней группе на тему:

«Составление описательного рассказа об игрушке»

                                                                                                                     Воспитатель:

высшей кв. категории

Жаркова М.И.

                                                                              г. Арзамас

Цели: формирование умения  составлять описательный рассказ о игрушке

Задачи:

- развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на  схему, при описании называть ее признаки и действия.

-  активизировать в речи детей слова обозначающие качества и свойства предмета , упражнять в умении образования ласковых слов. Продолжать упражнять детей в отгадывании загадок, опираясь на характерные признаки. Развивать словесно-логическое мышление: умение классифицировать предметы.

-  воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.

Словарная работа: разноцветные , резиновая, железная, деревянная, меховая,

 пластмассовая

Методические приемы:

загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутка, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения.

Материал:

Мешок, игрушки для описания: кубик, мяч,   пирамидка, загадки об игрушках, схема для описательного рассказа, игрушки из разного материала.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл ГОСТЬ, НО КТО ЭТОТ гость вам нужно отгадать

Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами…(заяц)

- но где он? Он нас испугался и спрятался. Давайте мы его позовем, только тихо, чтобы он не испугался (спрятать зайца под тканью)

ИГРА НА УМЕНИЕ МЕНЯТЬ СИЛУ ГОЛОСА «ГРОМКО, ТИХО»

Дети зовут зайца шепотом

-что то он нас не слышит. Давайте позовем его чуть громче

-все равно не слышит. Давайте позовем зайку громко.

-видимо мы его перепугали. Давайте позовем его ласково (зайчик, зайинька…)

Зайчик пришел к нам с чудесным мешочком, а в мешочке его любимые игрушки. А чтобы узнать, какие у него любимые игрушки, надо отгадать загадки.

                            Загадки

Воспитатель: Догадайся кто такой?

                      Если бьешь его рукой,

                       Он совсем не плачет,

                        Только выше скачет.

Воспитатель: Что это?

Дети: Мяч.

Воспитатель: Любит наряжаться свечка

                         В разноцветные колечки.

                          Надевай скорее, ну же:

                         Снизу - шире, сверху - уже.

Воспитатель: Что это?

Дети: Пирамидка.

 Воспитатель: Эти чудо – кирпичи

                        Я в подарок получил,

                        Что сложу из них – сломаю,

                        Все с начало начинаю.

Воспитатель: Что это?

Дети:   Кубики

Воспитатель: Какие игрушки принес мишка, назовите их по порядку?

Дети: мяч, пирамидка, кубик .

Воспитатель: Как можно назвать, одним словом все это? (УМЕНИЕ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ)

ДетиИгрушки.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки.

Физминутка

"Кукла".

Я хожу, хожу, хожу,

(ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу!

(полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.

(потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.

(руки на поясе, ходьба на носочках,

Проговаривание  шепотом).

Воспитатель: Ребята, а зайчик принес с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы его научили играть с ними и рассказать об игрушках. Поможем зайке?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, что бы рассказать об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему (умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на  схему).

Воспитатель: Ребята, рассказ свой надо начинать с название игрушки (по вашему выбору). Следуя схеме нужно сказать про цвет игрушки

 Воспитатель  Игрушки бывают (каким цветом)

Дети: красные, желтые, зеленые, синие; 

                                                           

Воспитатель  Какой формы ? (какой формы): круглые, 

Дети:  квадратные, треугольные, прямоугольные, овальные.

Воспитатель    По величине, игрушки бывают (какие):

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель  По величине, игрушки бывают (какие):

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель    Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха (показ игрушек сделанных из разных материалов)

Как называются игрушки, сделанные из железа?

Дети: Железные игрушки.

Воспитатель: А из дерева?

Дети: Деревянные игрушки.

Воспитатель: А из резины?

Дети: Резиновые игрушки.

Воспитатель: Из меха?

Дети: Меховые игрушки.

Воспитатель: Или мы говорим мягкая игрушка 

Воспитатель:  игрушка состоит из частей.

    У пирамидки есть палочка, колечки  и верхушка.                                                      

Воспитатель: А  следующая картинка по схеме ладошка   говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с пирамидкой? Её можно  собирать на палочку колечки и разбирать.

Воспитатель:   А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо рассказывать об  игрушке: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

Воспитатель:  Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.   Это пирамидка. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она маленькая. Пирамидка сделана из пластмассы, она пластмассовая. У пирамидки есть палочка и колечки  и верхушка. Пирамиду можно собирать и разбирать.

Воспитатель:  Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы) .

Воспитатель:  Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

Воспитатель:   давайте немного поиграем, а зайчик  посмотрит на нас.

Воспитатель:  «Назови ласково»

Мяч - мячик,

Кукла - куколка,

мишка - мишенька,

собака - собачка,

пирамида - пирамидка,

кошка - кошечка,

машина - машинка. 

Воспитатель: Молодцы.

Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать?

Дети: (Убирать игрушки на место).

Воспитатель: Молодцы ребята, Зайка  говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками и убирать их на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру (развитие речи) "Составление описательного рассказа по картине"

Показана работа по обучению детей составлению описательного рассказа по картине, серии картинок и с использованием мнемокарт....

Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край....

Конспект занятия по развитию речи "Составление сюжетного рассказа "К нам весна шагает быстрыми шагами".

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие»    (развитие речи) в старшей группе. Тема нед...

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине «Салют Победы» В. Штраниха."

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа из личного опыта "Как я укрепляю свое здоровье".

Конспект непрерывной образовательной деятельности  по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи)   в старшей группе. Тема недели   &laqu...

Конспект занятия по развитию речи «Составление творческого рассказа «Космическое путешествие».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи)  в старшей группе. Тема недели   «Космос&raq...

Конспект русского языка "Развитие речи. Составление письма другу" УМК "Школа России" 3класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Развитие речи. Составление письма другу» Цели деятельности учителя: формирование умения излагать свои мысли письменно через построение ...