Урок-исследование Имя прилагательное 2 класс
план-конспект урока (2 класс)

Урок для развития познавательной деятельности, логического мышления путём установления причинно-следственных связей,   развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-issledovanie_imya_prilagatelnoe.docx97.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по русскому языку во 2 классе

Урок – исследование.

Тема исследования: «Имя прилагательное»

Проблема исследования: «Нужны ли в нашей речи имена прилагательные» (Их роль в русском языке)

Гипотезы (предположения): да или нет.

Цель: проверить предположения.

Задача: доказать верность гипотезы.

Как собрать информацию?

Методы исследования:

                                      

План исследования:

           

Тип урока: «Урок усвоения новых знаний»

Цель: 1) формирование общего понятия о роли прилагательных  на основе осознания его основных признаков и   исследовательской деятельности учащихся;

          2) развивать речь, словесно-логическое и наглядно-образное мышление;

          3) воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу, аккуратность в работе;

          4) воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Орг.момент

2Актуализация знаний

3. Пальчиковая гимнастика

Цель включение в учебнуюдеятель-ность на личностно- значимом уровне (появилось «хочу», «могу»). Условие – доброе пожелание, загадка, шутка и т.д.

1. Приветствие гостей

-  Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам  будет трудно, я вам помогу.

- Сегодня на уроке мы с вами будем учёными, которые исследуют и объясняют научные факты, делают открытия и познают новое.  

2. Коррекция настроения

Погладьте себя по голове

Обнимите себя

 Пожмите соседу руку

Улыбнитесь друг другу

-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

 -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

-А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица:

“Грамоте учиться всегда пригодится” (Слайд 1).

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).

– Урок у нас сегодня необычный,

 урок-исследование.

Кто из вас знает, кто такой исследователь?

- А где можно найти точный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к словарю  С.И. Ожегова:

 « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

Давайте вспомним какие методы мы используем на уроках русского языка( Слайд №2)

– А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований. Но перед письмом сделаем разминку для пальчиков.

 

- Но, перед тем как писать, надо пальцы нам размять.

Большой пальчик мы потрём,

Указательный пожмём,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный  - пощипаем.

А мизинчик разотрём.

Кистью дружно мы стряхнём

И писать уже начнём.

Подготовка класса к работе.

- Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

Ответы детей

Это люди, которые очень  много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.

Повторяют за учителем упражнение

Открывают тетради, записывают дату, подчёркивают ловушки, ставят ударение.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с учителем;

- владение диалогической речью.

Личностные результаты:

- настроить на работу;

- организация рабочего места.

Здоровьесберегающая технология

4.Минутка чистописания

Цель:развитие мелкой моторики, постановка руки.

- Собери словечко и узнай задание. (Слайд 3.)

то  пи  ние  са  чис

  нос  нога  наст  надежный

- Молодцы! Сегодня будем писать строчную букву н.

- На следующей строчке по образцу до конца строчки прописываем строчную букву н.

Пока дети пишут, появляется карточка.

НН

Словарная работа

- А какое правило напоминает вам это соединение?

На доске учитель открывает слова: осень, камень, сон. (Слайд 4)

- Измените каждое слово так, чтобы буква  Н в словах стала удвоенной.

- Полученные  слова запишите на второй строке, диктуя себе.

- Проверьте записанные слова на доске по образцу.

Прописывают в строчку строчную букву н. По завершению поднимают ручку вверх.

Осенний, каменный, сонный,

- Записывают полученные слова.

- Проверяют написание слов.

Познавательные УУД:

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- умение высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической речью;

- сотрудничество с учителем.

Личностные УУД:

- моторное восприятие;

- умение самостоятельно делать выводы.

Физкультминутка

«Атомы, молекулы»

Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

( 4 мин.)

Стадия осмысления.

4. Работа по проблеме урока.

(5 мин.)

Прием «Толстые и тонкие вопросы». 

(5 мин.)

Задание 1.

(4 мин.)

Задание 2.

(5 мин.)

Задание 3.

(5 мин.)

Подведение итогов урока.

(3 мин.)

Стадия рефлексии.

(5 мин.)

Домашнее задание.

А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

(Если не догадаются, то задавать наводящие вопросы - На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются?)

- Что будет предметом нашего исследования?

Посмотрите и скажите

А сейчас отдохнем.

Разделились группами по 2 чел., по 3 ч., по 5 чел.

Вот такими группами мы сегодня и поработаем

Правила работы в группе. (Слайд 5)

- Заполните таблицу (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы.  См. приложение 1)( Слайд 6)

-Что вы записали в 1 столбик? (дополнения)

-Что вы хотели бы узнать сегодня об имени прилагательном?

- Сравните два текста.

Текст 1.

В лесах живут олени. Это животные с рогами. Охота на оленей запрещена.

    Текст 2.

В больших непроходимых лесах живут благородные олени.  Это красивые стройные  животные с ветвистыми рогами. Охота на  благородных оленей запрещена.

 - Какой из текстов вам понравился больше? Почему?

- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте?

- Где исследователь может проверить точность своей гипотезы? (В книгах, словарях)

Работа с учебником. Давайте проверим.

Молодцы! Вы сами смогли открыть новое об имени прилагательном.

Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов.

(см. приложение 2).

- Прочтите составленные вопросы.

Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.

1. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса.
    Кто ж это?... (Лиса.)

2.  Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)

 - Подготовьте устное описание своего зверька.

Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное, используя только существительные.

Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

- Чьё описание оказалось более точным?

- Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк.

 г...лодный          лиса

неуклюж...й        волк

трусливый          м...две...

к...лючий            за...ц

хитрый                ё…   (Слайд 7)

- Какую роль выполняют прилагательные?

Сказка.   Игра «Мозаика» (см. приложение 2).

-Прочитайте текст.  

- Какую картинку можно к нему нарисовать?

- Чего в ней не хватает?

- Что поможет украсить картинку?

-  Нравится ли вам такой текст?

- Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?

Дома детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных (см. приложение 3)

- По вашему мнению, может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

- Какую роль они выполняют в речи?

- Приведите по 1 аргументу «за» и «против» имен прилагательных в речи.

Молодцы!

- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку (см. приложение 3).

Групповая работа. Заполнение таблицы «ЗХУ».

Закончить карточку.

На этом дорогие мои знатоки наши исследования подошли к концу. Но мы не прощаемся с им.прилаг, а на следующем уроке узнаем, как эта часть речи может изменяться.

-Какую часть речи вы научились распознавать?

- Что вы запомнили об имени  прилагательном?

- Всё ли вам было понятно?

-Какое задание вам было интересно выполнять?

-Понравился ли вам урок? Если да, то похлопайте, Если нет, то потопайте.

-Всем спасибо!     Слайд №13

Закончить сказку

-Имена прилагательные.

Урок – исследование.

Тема исследования: Имя прилагательное.

Проблема: нужны ли в русском языке имена прилагательные?

Да            Нет

Заполняют карточку, работая в группе

Зачитывают свои ответы.

Читают и сравнивают тексты.

Ответы детей.

- Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным, точным.

Работают в группах, составляют и записывают продолжение вопросов.

Читают полученные вопросы.

Каждая группа выбирает себе отгадку и устно готовит описание зверька.

Группы рассказывают, что у них получилось

- Трудно описывать предметы без имён прилагательных.

- У групп 3 и 4, они использовали существительные с прилагательными.

- Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.

Работают в тетрадках.

Меняются тетрадями в парах для проверки.

- Безударная гласная в корне слова.

- Описывают предмет.

Читают текст.

Ответы детей.

- Нет, не может.

- Описывают предмет, называют его признаки.

Ответы детей.

Заполняют таблицу в группах, зачитывают свои ответы.

Ответы детей

Познавательные УУД:

- умение работать с текстом;

- умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группе;

-  владение монологической речью;

- сотрудничество с учителем.

Личностные результаты:

- целенаправленная познавательная деятельность.

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процессов результата деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.

Личностные результаты:

- самооценка критериев успешности.

Приложение 2.

Толстые  ?

Тонкие  ?

С какой целью….(в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … (из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?

Можно ли …(обойтись в речи без прилагательных)?

Приложение 3.

На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ... глаза, ... волосы, ... уши.  Зато  очень... характер. Домики у человечков были ..., с ... крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.

 (Прилагательные для мозаики: голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий).

Приложение 1.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой, образной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

Урок-исследование. Имя существительное. 4 класс

«Урок - исследование. 4 класс. Русский язык. Имя существительное. Исследование слова «мороз». Обобщение знаний. Закрепить умение работать со словарями, производить грамматический разбор»....

Урок - исследование. Доли. математика 2 класс

Знакомство с понятием доля. Находить долю от числа. Знакомство с записью дробных чисел....

урок исследования, русский язык, 2 класс, тема:"Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

разработка урока с презентацией, русский язык, тема:«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»,2 класс...

Урок - исследование по чтению 4 класс

Технологическая карта урока чтения в 4 классе. Тема: Знакомство с новым разделом. Ф.И. Тютчев " Как неожиданно и ярко..."...

Сценарий урока-исследования предмет музыка 4 класс "Скрипка.Виолончель.Ноктюрн"

В данном сценарии урока-исследования  можно проследить деятельность учащихся с самовыведения темы, цели, гипотезы урока, до ее подтверждения  в конце. По ходу урока используется поисковая де...