Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Учитель: Шнякина Марина Владимировна

Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока: Открытие нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy_yazyk.docx198.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку

Учитель: Шнякина Марина Владимировна

Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока: Открытие нового знания

Тема

 Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками

Цель

формирование навыка правописания слов с разделительным твердым знаком 

Задачи

Образовательные: закрепить навыки правописания разделительного мягкого знака.
Развивающие: развить познавательную активность учащихся, развивать умение обобщать и анализировать.

Воспитательные: воспитать интерес к науке, как русский язык

УУД

  • ЛичностныеУУД:  

1)личностных – самооценка на основе критерия успешности и трудности;

  • Регулятивные УУД 

2)планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка;

  •  Коммуникативные УУД:

3)аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.

  • Познавательные УУД: 

4)целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать

1)правописание разделительного мягкого знака

  • Уметь

1)определять роль разделительного мягкого знака  в слове, писать  слова с такой орфограммой;

Личностные:

1)самостоятельно договариваться в паре и группе;

2)сохранять учебно-познавательную мотивацию на протяжении всего урока.
Метапредметные:

1)обще учебные умения, навыки (слушать, отвечать),

-2)аходить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Основные понятия

 Разделительный мягкий знак.

Межпредметные связи

Чтение 

Ресурсы:

  • основные
  • дополнительные

Учебник по русскому языку, з класс, тетрадка, доска.

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников 

Деятельность
учителя 

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:

(5 минут)

Приветствуют учителя. Организуют свое  рабочее место,  проверяют  наличие индивидуальных  учебных принадлежностей на столе Записывают дату, 

 - Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. -  Откройте  тетради,  напишите  сегодняшнее число. Как  обычно,  мы  начинаем  урок  с  минутки чистописания.

Сейчас на мониторе появятся слова с пропущенными буквами. Запишите эти слова в тетрадях, вставьте пропущенные буквы. Будьте внимательны, подбирайте проверочные слова, вспоминайте правила.

П.льто,  зв.зда, сугро., уж.н, ч.йник, ложеч.ка

 П.льто,  зв.зда, сугро., уж.н, ч.йник, ложеч.ка

 

-

Коммуникативные:

участвовать в диалоге;

Регулятивные:  учиться планировать учебную деятельность на уроке;

Проверка домашнего задания
Время:

(3 минуты)

 Ребята достают свои тетрадки, где выполняли домашнее задание.

По просьбе учителя объясняют тот или иной пункт.

 Проверка Д/З

с.63 №113(антонимы)

-Скажите, что требовалось сделать в упражнении?

-Меня интересуют, ребята получившие дополнительное задание,

-Что вам необходимо было сделать, (найти антонимы к словам, к которым это возможно сделать).

-Что такое антонимы?

-Прочитайте, что получилось?

 

 

 Проверка домашнего задания

 с.63 №113(антонимы)

 Вспоминаем антонимы.

 Личностные УУД:   ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Изучение нового материала
Время::

(10 минут)

 Читают и выполняют задание. - Высказывают свои предположения. -Замечают, когда пишется ъ - Делают вывод, в каких случаях пишется разделительный ъ.        

2. Попробуйте создать модель (схему), которая поможет понять  способ написания разделительного мягкого знака в  словах.

Для этого ответь на вопросы:

-Что стоит перед мягким знаком?  Подумайте, как это зафиксировать?

Прочитайте правило написания в словах разделительного мягкого знака.

-Что стоит после мягкого знака? Это одна или несколько букв? Как это зафиксировать?

-Определите место мягкого знака на схеме.

Организует  наблюдение  за  правописанием слов с разделительным ъ.

Слова а доске выезд               съезд                                                          переезд          объезд                                                      проезд           въезд                  - Сравните приставки в словах первого и второго столбика. - На какую букву оканчиваются приставки: гласную или согласную? - После каких приставок пишется разделительный твердый знак? - Что показывает нам твердый знак?  — Давайте составим алгоритм и сформулируем правило

1) Рассмотреть слово. -

2) Определить, есть ли в слове приставка.

3) На какую букву оканчивается? 4) С какой буквы начинается корень?  -  Сформулируйте правило. — Ребята, вы открыли новое правило.  - А как проверить свое открытие? (Прочитать правило в книге) — Правильно, прочитаем правило в учебнике. Ст. 134 (Сравнивают свою формулировку с правилом в учебнике.

Работают над схематической фиксацией правила написания разделительного мягкого знака.

Представляют свои идеи.

Выбирают лучший вариант.

Составляют правила, смотрят на рисунок

 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания  для решения познавательных и практических задач.

 Коммуникативные:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий

Физминутка

(2 минуты)

Ре6бята повторяют за учителем, внимательно его слушая

Молчаливый твёрдый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам, Его учить придётся вам!  - Если вы услышите слово с разделительным ъ – выполняем наклон вперёд, если в слове ъ писать нельзя – присесть. Объявление, поехали, съёмка, прибежал, вбежал, съёжился, соловьи, лисьи, объяснение, разъярён, друзья

Выполняют зарядку вместе с учителем

-

-

Закрепление  нового материала
 Время:

(10 минут)

 

 Ребята отвечают на вопросы учителя.

Открывают учебник, номер

№ 127,С 69.

Составляют таблиу.

 

Среди слов, записанных в тетради, найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

- Почему?

-Сколько букв в этом слове? Сколько звуков?

-Для чего служит мягкий знак в этом слове?

-Всегда ли мягкий знак нужен для обозначения мягкости согласного?

-Как называется этот мягкий знак?

 Выполняют задание учителя.

 Пальто.

-Мягкий знак не обозначает звуков.

-6 букв, 5 звуков.

-Для обозначения мягкости согласного.

-Нет, он может разделять согласные от гласных.

Разделительный мягкий знак.

 Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать поэтапный метод. Следовать эталону выполнения. Умение высказывать свои мысли и уметь слушать других.

 

 Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Контроль
Время:

(8 минут)

 Ребята отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнения

 

 

 перейдем к выполнению упражнения.(Посмотрите глазками)

Упражнение № 127,С 69.

- Найдите ребята слова с разделительным мягким знаком( ком/пью/тер, о/бе/зья/на, ва/ре/нье, вью/га)выписываем в первый столбик у доски записывает

- Во второй столбик выпишем слова с мягким знаком показателем мягкости ( ма/лень/кий, ап/рель/ский, день)

- Посмотрите на слова второго столбика

-что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков ( букв больше чем звуков)

- что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков в первом столбике

( букв больше чем звуков)мягкий знак звука не дает, а вот гласный дает два звука и занимает его место)

-Молодцы

  Выполняют работу в учебнике Упражнение № 127,С 69.

 Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать поэтапный метод. Следовать эталону выполнения. Умение высказывать свои мысли и уметь слушать других.

 Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Рефлексия
Время:

(2 минуты)

Строят диалог с учителем.

 -Оцените работу на уроке. Ребята, нарисуйте у себя в тетрадях такую шкалу знаний. Отметьте знаком «+», где находятся ваши знания: если вам нужна помощь, то поставьте знак «+» внизу. Если вам всё понятно, то отметьте вверху. Если не очень, то посередине.

-Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

 

.

 

 Личностные УУД: положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Разделительный мягкий знак"

В конспекте урока прослеживаются некоторые приемы субъективизации учебного материала....

Упражнения в написании слов с разделительными мягким и твердым знаками.

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА УРОКА РУССГО ЯЗЫКА...