Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС
рабочая программа по русскому языку

Спицына  Марина Николаевна

Рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык» (автор С.В. Иванов, система учебников «Начальная школа 21 века») и примерной программы по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык» (автор С.В. Иванов, система учебников «Начальная школа 21 века», 2012г.) и примерной программы по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса русского языка.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
  • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  •  «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Общая характеристика учебного предмета

 Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

  • он является основным средством общения между людьми;
  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Структура курса. Важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления учеников. В то же время научная информация и методический аппарат средств обучения должны учитывать психологические особенности учащихся данного возраста и служить средством формирования учебной деятельности на уроках русского языка.

С целью соблюдения принципа научности данная программа предусматривает выделение в учебном предмете «Русский язык» трёх содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». Каждая из выделенных линий характеризуется своим объектом изучения:

  • содержательная линия «Система языка» выделяет в качестве объекта изучения языковые единицы: звук (единица речи), морфему, слово, часть речи, предложение;
  • содержательная линия «Орфография и пунктуация» выделяет в качестве объекта изучения орфограмму и пунктограмму;
  • содержательная линия «Развитие речи» выделяет в качестве объекта изучения текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему.

Данная программа предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока, без традиционного смешивания: например, при изучении языковых средств перед учениками не ставятся орфографические и речевые задачи и т.п.

Методический принцип «один урок - один объект - одна цель» позволил выделить в структуре программы и средств обучения, созданных на её основе, три блока «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения и изучающих один из объектов той или иной содержательной линии.

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют научно-исследовательскую (познавательную) цель – познакомить учащихся начальной школы с основами лингвистических знаний; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Система языка» и изучают языковые единицы следующих уровней: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).

Уроки блока «Правописание» направлены на достижение социкультурной цели – сформированность у учащихся начальной школы навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Орфография и пунктуация» и изучают орфограммы и пунктограммы.

Уроки блока «Развитие речи» также реализуют социокультурную цель в аспекте совершенствования коммуникативных умений учащихся в условиях устного и письменного общения; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Развитие речи» и изучают текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему.

Такое структурирование курса позволяет успешно не только реализовать цели развития логического и абстрактного мышления,  но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, предоставить возможность  ученику стать  субъектом обучения, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных объектов изучения.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение русского языка в 3-м классе отводится 5 ч в неделю, всего – 170 ч.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

 Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Содержание программы

1 класс - 85 ч

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:

 1) показатель мягкости предшествующего согласного;

 2) разделительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. 

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
  • сочетания чк,чн;
  • перенос слов;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1-м классе

 

1. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе.

Ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы;
  • ударные и безударные гласные звуки;
  • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
  • выделять в словах слоги;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
  • переносить слова;
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • правильно писать словарные слова, определенные программой;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;
  • осознавать цели и ситуации устного общения;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Количество часов в неделю -5

Всего часов – 85

Всего на курс «Русский язык» в 1 классе – 165 ч. В первом полугодии предмет «Русский язык» входит в курс «Обучение грамоте» (5 ч. в неделю, 80ч)

Контроль

№ п/п

Вид проверки

1

Проверочная работа

2 четверть

2

Диктант

4 четверть

Содержание программы

2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)

1.1. Фонетика и графика (10 ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Деление слов на слоги.

Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Слово и предложение (6 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

1.4. Состав слова (морфемика) (19 ч)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

1.5. Лексика (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Различение однозначных и многозначных слов.

Представление о прямом и переносном значении слова.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
  • правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив,   лив;
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (34 ч)

3.1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

3.2. Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

IV. Повторение (5 ч)

V. Резервные уроки (16 ч) используются для проведения контрольных и проверочных работ.

           

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе

Ученик научится

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги[1];
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов[2];
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
  • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Контроль за уровнем обученности учащихся во 2 классе

по русскому языку

Форма проверки

Количество

Контрольная работа

2

Комплексная контрольная работа

4

Контрольное списывание

2

Диктант

7

Изложение

2

Сочинение

2

Проверочная работа

1

Словарный диктант

14

Тест

5

Итого

39

Содержание программы

3 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч)

1.2. Орфоэпия (изучается во всех разделах курса). Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)

1.4. Синтаксис (18 ч)

         Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

1.5. Морфология (37 ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение:

 приставки, оканчивающиеся на з, с;

 соединительные гласные о, е в сложных словах;

 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

 буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

 буквы и, ы после ц в различных частях слов;

 суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;

 мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

 безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

 безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

 буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

 безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

 раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

 знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (30 ч)

3.1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанром письма. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.

IV. Резервные уроки (25 ч) используются для проведения контрольных и проверочных работ и для отработки отдельных тем программного материала.

Планируемые результаты освоения программы по русскому

языку в 3-ем классе

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

 имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

 виды предложений по цели высказывания и интонации;

 главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить

 собственные имена существительные;

 личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

 грамматическую основу простого двусоставного предложения;

 в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи

 определять род изменяемых имен существительных;

 устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

 задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

 определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

 устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

 находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

 использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

 подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

 определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

 безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;

 проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 составлять план собственного и предложенного текста;

 определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

 корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

 составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

 приставки, оканчивающиеся на з, с;

 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

 буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

 буквы и, ы после ц в различных частях слов;

 мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

 безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

 буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

 безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

 раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

 знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

 проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

 устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

 склонять личные местоимения;

 различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

 находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

 самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

 разбирать по членам простое двусоставное предложение;

 применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

 применять правило правописания суффиксов имен существительных – ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

 применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

 при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

 писать подробные изложения;

 создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

 соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Контроль за уровнем обученности учащихся в 3 классе по русскому языку

Форма проверки

Кол-во

Контрольная работа

3

Контрольное списывание

2

Диктант

9

Изложение

6

Сочинение

1

Проверочная работа

2

Словарный диктант

15

Тест

7

Итого

46

4 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)

1.1. Фонетика и графика(1ч) Повторение изученного на основе фонетического разбора слова

1.2. Орфоэпия (изучается во всех разделах курса). Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика) (1ч) Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

1.4. Морфология (36 ч)

         Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора (6ч).

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22ч)

        Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5ч)

        Имя числительное: общее значение. (3 ч)

1.5. Синтаксис (16ч)

        Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)

        Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связь слов в словосочетании. (7ч)

        Различение простых и сложных предложений. (5ч)

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1–3 классах.

 Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

не с глаголами;

 мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

 мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

 безударные личные окончания глаголов;

 суффиксы глаголов –ива-/ -ыва-, -ова-/-ева-;

 гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

 буквы а,о  на конце наречий;

 мягкий знак на конце наречий;

 слитное и раздельное написание числительных;

 мягкий знак в именах числительных;

 запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (29 ч)

 Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания сочинений и изложений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи.

IV. Резервные уроки (35 ч)

Планируемые результаты освоения программы по русскому

языку в 4-м классе

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

 имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

 виды предложений по цели высказывания и интонации;

 главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить

 собственные имена существительные;

 личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

 грамматическую основу простого двусоставного предложения;

 в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи

 определять род изменяемых имен существительных;

 устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

 задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

 определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

 устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

 находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

 использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

 подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

 определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

 безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;

 проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 составлять план собственного и предложенного текста;

 определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

 корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

 составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

 приставки, оканчивающиеся на з, с;

 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

 буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

 буквы и, ы после ц в различных частях слов;

 мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

 безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

 буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

 безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

 раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

 знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

 проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

 устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

 склонять личные местоимения;

 различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

 находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

 самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

 разбирать по членам простое двусоставное предложение;

 применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

 применять правило правописания суффиксов имен существительных – ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

 применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

 при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

 писать подробные изложения;

 создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

 соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Контроль за уровнем обученности учащихся в 4 классе по русскому языку

Форма проверки

Кол-во

Контрольная работа

4

Контрольное списывание

4

Диктант

8

Изложение

4

Сочинение

1

Комплексная контрольная работа

2

Словарный диктант

15

Тест

5

Итого

43

Методическое обеспечение

Русский язык

Учебники и рабочие тетради

1. Иванов С. В., Евдокимова А. О.,  Кузнецова М. И. Русский язык. Учебник (ФГОС) Вентана-Граф. 1 класс.

2. Безруких М. М., Кузнецова М. И. «Прописи». 1 класс. В 3 ч.

3.  Кузнецова М. И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 1 класс.

4. Иванов С. В., Евдокимова А. О.,  Кузнецова М. И. Русский язык. Учебник (ФГОС) Вентана-Граф. 2 класс. В 2 ч.

5. Кузнецова М. И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч.

6. Кузнецова М. И. Учусь писать без ошибок.  Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч.

7. Романова В.Ю, Петленко Л. В.; под ред. Иванова С. В. Рабочая тетрадь: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. - (Оценка знаний). 2 класс.

8. Иванов С. В., Евдокимова А. О.,  Кузнецова М. И. Русский язык. Учебник (ФГОС) Вентана-Граф. 3 класс. В 2 ч.

9. Кузнецова М. И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь.3 класс. В 2ч.

 10. Кузнецова М. И. Учусь писать без ошибок.  Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2ч.

11. Романова В. Ю, Петленко Л. В.; под ред. Иванова С. В. Рабочая тетрадь: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. - (Оценка знаний). 3 класс.

12. Иванов С. В., Евдокимова А. О.,  Кузнецова М. И. Русский язык. Учебник (ФГОС) Вентана-Граф. 4 класс. В 2 ч.

13. Кузнецова М. И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2ч.

14. Кузнецова М. И. Учусь писать без ошибок.  Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2ч

15. Романова В. Ю, Петленко Л. В.; под ред. Иванова С. В. Рабочая тетрадь: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. - (Оценка знаний). 4 класс.


[1] При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.

[2] Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина

В данном материале составлена рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 21 века" 1 класс

Рабочая программа разработана в соответствии С ФГОС второго поколения...

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе ФГОс Начальная школа 21 века

В работе содержатся: пояснительная записка, содержание, оценка знаний, тематическое планирование, планируемые результаты ....

Рабочая программа по русскому языку УМК \'Школа России\' (ФГОС) 3 класс

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...

Рабочая программа по русскому языку УМК \'Школа России\' (ФГОС) 3 класс с нормативными документами

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...