Правописание частицы НЕ с глаголами.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Паскарь Наталья Анатольевна

Открытий урок в 3 классе по программе Школа России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami.doc96 КБ
Файл pravopisanie_ne_s_glagolami.pptx656.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« основная общеобразовательная школа № 16 имени М.В. Авдеева»

                                           

Открытый урок по русскому языку

в 3 В классе

«Правописание частицы НЕ с глаголами»

Учитель начальных классов:

Н.А.Паскарь

Цель урока: формирование навыка правописания НЕ с глаголами.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить знания детей о служебных частях речи;
  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола,
  • положительный и отрицательный смысл глаголов);
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;
  • обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда;
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
  • развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;
  • развивать внимание и память учащихся;
  • развивать умение слушать товарищей;
  • развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.

Формируемые УУД:

  • Регулятивные УУД - умение прогнозировать предстоящую работу; уметь высказывать своё предположение; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Личностные УУД - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

  • Познавательные УУД - уметь находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и имеющиеся знания.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

I. Оргмомент.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Будем мы читать, писать, строить предложения,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.

У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

II. Актуализация знаний.

- На экране: под, и, уж, за, ведь, но, перед, не, а, даже (Слайд 2)

- На сколько групп можно разделить эти слова?

- На какие группы?

- Как назвать одним словом? (служебные части речи)

- Почему они называются служебными? (эти слова выступают только в сочетании с самостоятельными словами и служат для связи слов в предложении)

-Не – это не предлог и не союз. К какой части речи относится это слово,  мы узнаем из словарной работы.

Выполним  (Дети разгадывают кроссворд.  Проверка).

1

Четвертый день недели

2

Овощ, растение со съедобными клубнями, который называют « второй хлеб»

3

Первый месяц осени

4

Утренний прием пищи

5

Главный город любой страны

6

Пространство между рядами домов для проезда  машин

7

Произведение художника в красках

                Четверг(1 буква в слове)

              Картофель(2 буква в слове)

                Сентябрь  (1 буква в слове)

           Завтрак ,(4 буква)

         Столица   (5 буква)

          Улица (4 буква)

             Картина (2 буква)

получится слово (ЧАСТИЦА) .                                

Слово «частица» прикрепить на доску.        

Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она
не ходит, не сидит,
Не шьёт, не варит, не кипит,

Книг
не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.

С какой частью речи частица сочетается (с глаголом)

-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.) слайд 12

Каллиграфическая минутка.

- Открываем тетради.

- Запишем красиво частицу  НЕ. (Всю строку)

- Из каких звуков она состоит? Дайте им характеристику.

III. Мобилизующий этап.

(Слайд 3)

На экран выведено предложение: Дружба крепкая … сломается.

- Прочитайте предложение, вставьте пропущенное слово.

- Какое? (не) (Слайд 4)

- С какой частью речи стоит рядом частица? (с глаголом)

IV. Формулирование темы и задач урока.

- Какой у вас возникает вопрос? (Как писать не с глаголами?)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание частицы НЕ с глаголами) Учитель пишет тему урока на доске. (Слайд 5)

- Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. (Слайд 6)

1) научиться находить и правильно писать ….; (частицу НЕ с глаголами)

2) уметь применять правило..... .(правописание НЕ с глаголами)

Теоретическая разминка.  (Слайд 7)

- О какой самостоятельной части речи мы сегодня будем говорить? (о глаголе)

- Почему она называется самостоятельной? (Она имеет свое лексическое и грамматическое значение, является членом предложения.)

- Вспомним, что мы знаем о глаголе. Сделаем это в форме самотестирования.

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;    б) кто? что?;     в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. В предложении чаще всего глагол бывает ...........   .


5. Глаголы………нашу речь. (украшают, обогащают)

- Из правильно выбранных ответов составьте  рассказ-сообщение.  (Слайд 8)

- Глагол – самая живая часть речи.

V. Формирование новых знаний.

(Слайд 9)

- А теперь давайте вернемся к предложению.

- Какой в нем глагол?  

- А что такое НЕ? (частица)

- Вспомните прошлый урок и скажите, как пишутся частицы со словами? (отдельно)

- Сформулируйте правило, как написать НЕ с глаголом?

- Запись предложения с комментированием у доски. (Слайд 10)

- Выделите частицу НЕ. Дайте характеристику предложению и разберите по членам.

- Откройте учебник, стр.129, и прочитайте правило еще раз. (Слайд 11)

(Вывешиваю опорную схему на доску) 

VI. Закрепление пройденного.

Работа в парах. (Слайд 11)

- У вас на столах карточки. На них разбросаны предложения. Что это за предложения? (пословицы) (Слайд 12)

- Что такое пословица? (это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт)

- Составьте пословицы и запишите их:

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В чужом доме не указывают.

Не хвали сам себя, есть лучше тебя.

- Как понимаете пословицу?

- Выделите частицу НЕ.

- Как написали частицу НЕ с глаголом?

- Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех  есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

Работа в группах . (Слайд 13)

- Как называются группы слов, с которыми вы работали? (фразеологизмы)

- Что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание слов)

- Где можно найти значения фразеологизмов? (в словаре)

- Найдите фразеологизм в словаре и запишите в тетрадь.

(1 группа читает, остальные группы оценивают их работу смайликами)

(Слайд 14)

  1. Не находить себе места.
  2. Не ударить в грязь лицом.
  3. Не смыкать глаз.
  4. Не верить своим глазам.
  5. Не видеть дальше своего носа.
  6. Не давать прохода.

- Какая орфограмма встретилась? (НЕ с глаголом)

- Как пишется НЕ с глаголом?

- Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? (Фразеологизмы обогащают нашу речь, делают ее более образной, красочной)

VII. Физкультминутка. (Слайд 15)

В словах песни употребляются глаголы с частицей НЕ. В конце физкультминутки назовите эти слова.

VIII. Проблемная ситуация.

Работа с учебником.

Стр. 125 №226

- Прочитайте текст.

- Определите вид предложений по цели высказывания.

- Выпишите глаголы с частицей не.

Самостоятельная работа. (Слайд 19)

- выполним упражнение 227

-Прочитайте начало каждого побудительного предложения

- Закончите предложения так, чтобы в каждом из них содержался совет.

- Запишите составленные предложения

- Выполним задания упражнения 228,229

- Наш урок подошёл к концу.  

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы научились?

- Как  пишется частица НЕ с глаголом?

IХ. Рефлексия (Слайд 20)

Устная работа «Закончи предложение»

1.       Сегодня мы узнали о …

2.       Теперь я могу…

3.       Я научился…

4.       Мне было трудно…

5.       Своей работой я …

- Оцените свою работу на уроке. (Слайд 21)

(Слайд 22)

Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе. 

Д/З: (Слайд 23)

с. 126 №230

   …етверг          К…ртофель         …ентябрь       Зав…рак

 Стол…ца        Ули…а

  К…ртина

Ч

А

С

Т

И

Ц

А

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;    б) кто? что?;     в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. В предложении чаще всего глагол бывает ...........   .


5. Глаголы………нашу речь. (украшают, обогащают)

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;    б) кто? что?;     в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. В предложении чаще всего глагол бывает ...........   .


5. Глаголы………нашу речь. (украшают, обогащают)

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;    б) кто? что?;     в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. В предложении чаще всего глагол бывает ...........   .


5. Глаголы………нашу речь. (украшают, обогащают)

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;    б) кто? что?;     в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. В предложении чаще всего глагол бывает ...........   .


5. Глаголы………нашу речь. (украшают, обогащают)

Не откладывай на завтра то,

что можно сделать сегодня.

В чужом доме

не указывают.

Не хвали сам себя,

есть лучше тебя.

Не откладывай на завтра то,

что можно сделать сегодня.

В чужом доме

не указывают.

Не хвали сам себя,

есть лучше тебя.

Не откладывай на завтра то,

что можно сделать сегодня.

В чужом доме

не указывают.

Не хвали сам себя,

есть лучше тебя.

Не откладывай на завтра то,

что можно сделать сегодня.

В чужом доме

не указывают.

Не хвали сам себя,

есть лучше тебя.

  1. Не находить себе места.

  1. Не ударить в грязь лицом.

  1. Не смыкать глаз.

  1. Не верить своим глазам.

  1. Не видеть дальше своего носа.

  1. Не давать прохода.

  1. Не находить себе места.

  1. Не ударить в грязь лицом.

  1. Не смыкать глаз.

  1. Не верить своим глазам.

  1. Не видеть дальше своего носа.

  1. Не давать прохода.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс

Слайд 2

Все расселись по местам , никому не тесно, По секрету вам скажу: «Будет интересно!» Будем мы читать, писать, строить предложения, Чтоб сегодня, как всегда, В руки к нам удача шла.

Слайд 3

Двадцатое апреля. Классная работа.

Слайд 4

под , и, уж, за, ведь, но, перед, не, а, даже

Слайд 5

Части речи Самостоятельные : Служебные : имя существительное имя прилагательное глагол местоимение наречие числительное союз предлог частица

Слайд 6

Части речи Самостоятельные : Какой частью речи является НЕ ? Служебные :

Слайд 7

Минутка чистописания н е не не не не

Слайд 8

Словарная работа:

Слайд 9

Ч етвёртый день недели Дни недели.

Слайд 10

… етверг

Слайд 11

Овощ, растение со съедобными клубнями, который называют « второй хлеб» Дни недели.

Слайд 12

к … ртофель

Слайд 13

Первый месяц осени Дни недели.

Слайд 14

… ентябрь

Слайд 15

Утренний прием пищи Дни недели.

Слайд 16

Зав…рак

Слайд 17

Главный город любой страны Дни недели.

Слайд 18

с тол… ца

Слайд 19

Пространство между рядами домов для проезда машин Дни недели.

Слайд 20

у ли …а

Слайд 21

Произведение художника в красках Дни недели.

Слайд 22

к … ртина

Слайд 23

… етверг к… ртофель … ентябрь зав…рак с тол… ца ули …а к … ртина

Слайд 24

частица Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не варит, не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт.

Слайд 25

Дружба крепкая …. с ломается.

Слайд 26

Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ.

Слайд 27

1) научиться находить и правильно писать ….; 2 ) уметь применять правило.....

Слайд 28

ГЛАГОЛ «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка.» А. Югов

Слайд 29

Не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.

Слайд 30

1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета 4. В предложении чаще всего глагол бывает ........... . 5. Глаголы………нашу речь. (украшают, обогащают)

Слайд 31

Не лениться! Не лениться! На зарядку становиться! Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.

Слайд 32

Сказка. Не люблю. Не верю. Не подходила Не может Негодую! Ненавижу!

Слайд 33

Не навидеть – Не годовать – питать ненависть к кому-нибудь, к чему-нибудь. испытывать , проявлять чувство негодования . Из словаря Ожегова: СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

Слайд 34

Рефлексия - Мне было трудно … - Я сомневался… - Мне понравилось… - Я доволен …

Слайд 35

«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ , отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание частицы не с глаголами

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...

Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...

Правописание частицы НЕ с глаголом.

Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....