Обобщение знаний о глаголе
план-конспект урока по русскому языку

Судакова Светлана Евгеньевна

Обобщение знаний о глаголе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_znanii_o_glagole.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

Цель урока: формирование  умения правильно употреблять глаголы в речи.

Задачи урока:

Обучающие:

-обобщить знания учащихся о грамматических категориях глагола;

-активизировать использование полученных знаний;

-совершенствовать умения правильно согласовывать глаголы с именами существительными и личными местоимениями.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у учащихся зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;

-развивать связную устную и письменную речь учащихся;

-повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений, способствовать активизации словарного запаса.

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся мотивацию к обучению;

-воспитывать интерес и любовь к  городу Смоленску.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня нам с вами нужно постараться работать так, чтобы урок получился интересным и полезным, а для этого нужно быть внимательными, активными, дружными.

-Итак, внимание.

-Спины, глаза, люди, язык, место.

-Вы поняли, что нужно сделать?

 -Выпрямились, посмотрели,  поздоровались, улыбнулись, сели.

-А теперь вы меня поняли?

-Что объединяет слова  второй группы?

-Верно. Без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.

II. Проверка  домашнего задания.

1.Предлагаю блиц- опрос.

1.Глагол-это…, которая обозначает…

2.Глагол отвечает на вопросы…

3.В предложении глагол обычно бывает…

4.Глаголы изменяются по…

   Глаголы имеют… времени:…, …, …

5.Глаголы изменяются по…

   Различают…числа глаголов:… и …

6.Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по…

   Различают…, …и… род глаголов.

7.Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам…

8.Частица… пишется с глаголами…

9.Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по…

-Молодцы, ребята!

III.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал и будем учиться правильно употреблять глаголы в речи.

IV. Работа по теме.

Закрепление изучаемого материала.

1.Орфографическая пятиминутка.

Словарная работа.

-Глагол обозначает действия предмета.

-А как называется часть речи, которая обозначает предмет?

-Посмотрите на кроссворд. Замените предложение одним словарным словом  (именем существительным).

б

р

и

г

а

д

а

п

р

о

д

а

в

е

ц

э

к

з

а

м

е

н

б

а

с

с

е

й

н

м

о

т

о

р

т

р

о

т

у

а

р

л

е

к

а

р

с

т

в

о

1.Коллектив, который выполняет определенные работы.

2.Работник, который отпускает товар покупателям.

3.Проверочное испытание по учебному предмету.

4.Искусственный водоем для плавания, купания.

5.Двигатель, приводит в движение машины, механизмы.

6.Пешеходная дорожка сбоку от проезжей части улицы.

7.Вещество, которое применяют для лечения (таблетки, капли, мазь) (Тот ученик, который разгадал слово,  вписывает его в кроссворд, остальные в тетрадь, через запятую).

-Найдите по вертикали слово.

-Обведи его…

-Что это за слово? (Название нашего города)

-Каждый год в  сентябре мы отмечаем День рождения  города Смоленска.

-Кто знает, сколько лет исполнилось Смоленску в прошлом году?

Рассказ учителя о Смоленске.

2.Зрительный диктант.

-Прочитайте предложение, написанное на доске, и запомните его.

Мы гордимся славной историей Смоленска.

-Запишите предложение в тетради по памяти.

После записи учащиеся меняются тетрадями для взаимопроверки. Открыть предложение для проверки. Учащиеся оценивают друг друга.

-Поставьте оценку на полях.

3.Актуализация опорных знаний.

-Назовите в предложении глагол, подчеркните его и докажите, что это глагол.

-Действие, какого предмета обозначает этот глагол? (Мы)

-Какая это часть речи? (Личное местоимение)

-Стрелкой покажите связь этих слов.

- С каким ещё  словом согласуется глагол? (историей)

-Какая это часть речи? (имя существительное)

-Стрелкой покажите связь.

-Сделайте вывод. (Глагол согласуется с именем существительным и личным местоимением).

-Сделаем разбор глагола «гордимся». Что делаем? Гордимся - глагол, н. вр., мн. ч., 1 лицо.

Физкультминутка

4.Упражнения на закрепление пройденного материала

-Продолжаем разговор о Смоленске.

-Ребята, о нашем городе сложено немало стихов, написаны песни.

Я хочу предложить вам послушать одну из песен, которая так и называется « Песня о Смоленске» (звучит песня)

-Прочитайте один куплет из этой песни.

Все холмы да холмы, словно шлемы солдат

На просторах страны твои стены стоят,

Город мой обласканный песнями и сказками,

Ласковый.

Когда пургой над Русью бушевали войны,

Гремел Смоленск, гудел в колокола,

И поднимался грудью, стеною крепостною

на ратные бессмертные дела.

-Найдите и выпишите глаголы с теми именами существительными или местоимениями, с которыми они связаны.

-Определите время, число, лицо, род глаголов

5.Самостоятельная работа.

-Ребята, кроме стихов и песен наш город имеет символ: герб.

-Что такое герб?

-Обратимся за более точным определением к толковому словарю. (Учитель зачитывает определение).

-Запишите текст о гербе Смоленска. Дополните описание герба глаголами. Они даны в рамке в нужном порядке.

Герб… символом города.

Герб города Смоленска ,,, в 17 веке.

На пятиконечной звезде …... геральдический щит с заостренной вершиной в середине по нижней границе. На щите ……. рисунок: пушка, на которой ….. птица из мифологических сказаний с поднятым хвостом и крыльями. Звезду венчает шапка Мономаха. Герб Смоленска  - это воплощение характерных примет  Смоленского  края, его исторической судьбы.

(воспроизведен, изображен, сидит)

Рассказ учителя о Владимире Мономахе.

Владимир Мономах один из первых русских князей. В 1101году он был в Смоленске и заложил строительство первого в городе каменного собора, который потом стали называть Мономахов собор.

Шапка Мономаха — этот княжеский головной убор в гербе Смоленска означал принадлежность города Российскому государству и напоминал о том, что в далекие времена Мономах побывал в Смоленске.

Герб Смоленска, и это не снится, —

В центре пушка — громада, на ней

Символ мудрости — райская птица,

Мне ль страной не гордиться своей.

Гимнастика для глаз.

6.Работа с учебником.

Стр. 225 упр. 308

-Откройте учебники.

-Прочитай задание.

-Мы с вами выполним первые три строчки. (Учащиеся по цепочке выходят к доске, остальные – в тетрадях)

-Молодцы!

V.Домашнее задание.

-Я предлагаю вам аналогично доделать упражнение 310.

-Кому что непонятно в этом задании?

VI. Поведение итогов. Оценивание.

-Потрудились вы сегодня на славу, повторили все, что узнали о глаголе.

-Как вы считаете, мы справились с задачей урока?

-Получился наш урок, каким мы его задумали: интересным и полезным?

-Что нового узнали?

-Какие действия для этого выполняли?

-За активную работу на уроке…

-За работу у доски…

-Хорошо сегодня работали…

-Спасибо всем за это!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний о глаголе как части речи

Итоговый урок обобщения по глаголу для 2 класса....

Обобщение знаний о глаголе

3  класс. "школа 2100". урок русского языка. Тема урока: обобщение знаний о глаголе...

обобщение знаний о глаголе

урок русского языка по учебнику и рабочей тетради Т.Г,Рамзаевой...

Обобщение знаний о глаголе как части речи.

Урок по русскому языку, 3 класс, "Школа России"...

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  ТемаОбобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Цели Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения опре...