Конспект урока по русскому языку. Буквы Й и И. 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шкутова Виктория Владимировна

Знать:гласные и согласные буквы; характеристику звука [Й’];правила переноса слов с Й; различия между буквами и, й, понятие антонимы, многозначные слова, знак переноса.

Понимать:отличие звука от буквы, правила проверки парных согласных.

Уметь:делить для переноса слова с буквой й; знак переноса на письме; распознавать согласный звук [Й’] и гласный звук [И];уметь самостоятельно давать характеристику звукам [Й’], [И]; подчеркивать орфограмму, расставлять ударение.

Анализировать:делить слова на слоги, отличать звук от буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_bukvy_y_i_i_1_klass.docx12.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (1 класс)

УМК «Школа России»

 Тема урока: Буквы Й и И.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие. Организация рабочего места.

2.Актуализация знаний.

- Итак, начинаем наш урок.

-Запишем сегодняшнее число.

-Какой сегодня день недели? (Дети дают ответ)

-Отгадайте загадки:

Как это скучно —
Сто лет без движенья
В воду глядеть на своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Нежная, грустная …. (ива)

Есть они у ежика,
Есть они у елки.
Очень уж похожие
Колючие… (иголки)

Хвостик веером всегда,
Словно галстук, борода.
Носит он цветной сюртук.
Птица важная… (индюк)

Чем похожи эти слова?

-Теперь давайте отгадаем другие загадки.

Чтобы два листа скрепить,
Ты его не пожалей,
Нужно на листок налить
Липкий канцелярский… (клей)

Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает… (иней)

В этом месяце бывает Светлый праздник, День Победы!

 Мы с сестренкой поздравляем Наших бабушку и деда!  (май)

Чем похожи эти слова?

-Что можете рассказать про звук буквы и? (Гласный, ударный или безударный, может смягчать согласные).

-А что скажете про звук буквы й? (Согласный, мягкий, непарный, звонкий непарный)

-Минутка чистописания: Повторим написание букв и,й.

-Из каких элементов они состоят? (Прямая наклонная с закруглением внизу вправо)

-Запишем такое упражнение: и,й,..

-Запишем слоги с буквой и, они должны быть такие, чтобы участвовали согласные, парные по звонкости-глухости. (Дети дают ответ и записывают: би, пи, ди, ти, жи, ши,ги, ки, ви, фи.

-А теперь запишем слова с буквами и и й. Но сначала отгадайте загадки. Запишите отгадки.

В животе баня,

В носу решето.

На голове пуговица,

Одна рука и та на спине. (Чайник) 

Только бег его спасает.

От врагов он убегает.

Прыгает, как мячик

Быстроногий…(Зайчик)

Из железа тучка,

А из тучки – ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку. (Лейка).

Слова-отгадки уже записаны на доске. Дети отгадывают, учитель снимает листочек, открывая слова: Ч.йник, зайчик, лейка.

-Какую орфограмму заметили? (Ча-ща пиши с буквой а).

-Какой общий согласный звук в словах – отгадках? (й)

-Подчеркните в словах букву, которая обозначает звук й.

 -Устно составьте предложение с одним из слов.

3.Целеполагание.

- Над чем будем работать сегодня на уроке?

-Сравним свои предположения с учебником (с.78)

-Прочитайте тему урока. (Буквы Й и И)

- Уточните познавательную задачу. (Чем отличаются звуки и и й)

-Молодцы, отгадали.

4. Работа по теме урока.

1) Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных данных.

-Приведите  свои примеры слов со звуками и, й.

Ответы учащихся.

-Работа по учебнику (с.78 упр.2)

Выполнение упражнения.(Рой-рои, попугай – попугаи)

-Одинаково ли количество слогов в словах каждой пары? Объясните свой ответ. (Нет: рой-1слог-1гласный, рои-2слога-2гласных).

-Разделим их на слоги. (1человек у доски работает)

-Может ли й составлять слог? (Нет, он согласный)

-А звук и может составлять слог? (Да, он гласный)

- Комментированный диктант из словарных слов. ( 1 человек работает у доски)

Русский язык,  маленький воробей, хитрый заяц, дежурный по классу.

-Определите, в каких словах есть буква й. Подчеркните её. Сосчитайте, сколько раз она встретилась в нашем словарном диктанте. (5)

-А если бы она встретилась на 4 буквы больше. Сколько букв мы бы назвали? (5+4=9)

Физминутка для глаз.        

- Словарная работа со словом ДЕЖУРНЫЙ.

-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но сначала отгадайте загадку:

Я порядок соблюдаю,

Нарушителей ругаю,

Нынче я совсем не шумный,

Потому что я… (Дежурный)

- Знаете ли вы обязанности дежурного? Расскажите о них.

-Запишем слово в словарик. Определим ударение. Подчеркнём гласный, который необходимо запомнить. Запишем форму слова и однокоренное слово.

-Составим предложение и запишем его в тетрадь. Подчеркнём главные члены предложения. (1 человек работает у доски).

2) Первичная проверка понимания.

 Работа по учебнику ( с.79 упр.3)

 Игра «Собери слова».

Мойка, зайка, лайка, сойка, тройка, лейка, копейка, майка, гайка, стройка

Запишите слова. Разделите их для переноса. Сделайте вывод.  Отделяется ли буква «й» от предыдущей буквы при переносе слов.

Найдите многозначное слово. Объясните его значения. (Тройка)

3.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

Игра «Слоги рассыпались» + Физкультминутка

Ученик читает стихотворение и выполняет под него движения:

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помоги гостей собрать.

Работа в парах: На партах слова, разбитые на слоги. Задание: собрать слова.

Змей, воробей

-Прочитайте. Какие гости были на дне рождения у слона.

зме, во, й, бей, ро (Воробей, змей)

-Запишем эти слова в один столбик.

-Что их объединяет? (Буква Й, предмет один)

-Во второй столбик запишем эти же слова , но во множественном числе. (Воробьи, змеи)

-Давайте посмотрим, а что произошло с количеством слогов, когда мы изменили слово? (Оно увеличилось, т.к. добавился гласный звук)

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

1.Групповая работа. Доскажи пословицу.        

Не имей сто рублей,                             не суйся в воду.

Не зная брода,                                       ни одного не поймаешь.  

За двумя зайцами погонишься,         а имей сто рублей.

-Объясним смысл пословиц.

-Спишите любую пословицу, которая вам больше всего понравилась.

2.Работа с противоположными по смыслу словами.

П,ИД «Задание. Соедини линиями противоположные по смыслу слова».

3. Письмо под диктовку.

Зайчик сидел на пеньке. Воробей чирикал. Змейка ползла по дорожке.

6.Подведение итогов урока.

-Что нового узнали на уроке?

-В чём отличие звуков  и и й?

7.Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке:

Мне было интересно…

Теперь я могу…

Мне было трудно…

Самое интересное задание…

У меня получилось…

Я узнал новые слова с буквой й…

Покажите своё настроение смайликом.

зме, во, й, бей, ро

зме, во, й, бей, ро

зме, во, й, бей, ро

зме, во, й, бей, ро

зме, во, й, бей, ро

зме, во, й, бей, ро

зме, во, й, бей, ро

зме, во, й, бей, ро

зме, во, й, бей, ро

зме, во, й, бей, ро

зме, во, й, бей, ро

Не имей сто рублей,                             не суйся в воду.

Не зная брода,                                       ни одного не поймаешь.  

За двумя зайцами погонишься,         а имей сто рублей.

Не имей сто рублей,                             не суйся в воду.

Не зная брода,                                       ни одного не поймаешь.  

За двумя зайцами погонишься,         а имей сто рублей.

Не имей сто рублей,                             не суйся в воду.

Не зная брода,                                       ни одного не поймаешь.  

За двумя зайцами погонишься,         а имей сто рублей.

Не имей сто рублей,                             не суйся в воду.

Не зная брода,                                       ни одного не поймаешь.  

За двумя зайцами погонишься,         а имей сто рублей.

Не имей сто рублей,                             не суйся в воду.

Не зная брода,                                       ни одного не поймаешь.  

За двумя зайцами погонишься,         а имей сто рублей.

Не имей сто рублей,                             не суйся в воду.

Не зная брода,                                       ни одного не поймаешь.  

За двумя зайцами погонишься,         а имей сто рублей.

Не имей сто рублей,                             не суйся в воду.

Не зная брода,                                       ни одного не поймаешь.  

За двумя зайцами погонишься,         а имей сто рублей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Буквы "В" и "Д""

данное занятие предназначено для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. цель данного занятия: профилактика и коррекция оптической дисграфии. задачи: 1)учить детей давать характеристику звука...

Конспект урока по русскому язык "Буква безударного гласного в корне слова."

Цель урока: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку"Буквы Мм, Нн"

Данный материал для учителей начальных классов...

Конспект урока по русскому языку "Буква Ё" + самоанализы

Конспект урока по русскому языку "Буква Ё"...

Конспект урока по русскому языку «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях» 3 класс (УМК «Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»)

Тема: «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях»Цели деятельности учителя: закрепление правописания букв О и Е после шипящих и ц в падежных окончаниях.Планируемые результаты:Пред...

Конспект урока по русскому языку "Буква «г, Г» строчная и заглавная" (УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока по русскому языку "Буква «г, Г» строчная и заглавная" (УМК "Школа России", 1 класс)...