Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Буквы "В" и "Д""
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Шилинг Анна Владимировна

    данное занятие предназначено для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. цель данного занятия: профилактика и коррекция оптической дисграфии. задачи: 1)учить детей давать характеристику звукам "в" и "д", дифференцировать их на слух, на письме; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза 2) развивать длительный речевой выдох, подвижность мимических и артикуляционных мышц; развивать мышление, память 3) воспитывать у детей самоконтроль за речью

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект урока по русскому языку17.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Звуки и буквы В  и  Д

    Цель: коррекция  и профилактика оптической дисграфии

    Задачи: 1) учить детей давать  характеристику звукам «в», «д»; дифференцировать их на слух, на письме; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза  2)  развивать дыхание, голос, мимические мышцы; развивать внимание, память

    3) воспитывать у детей самоконтроль за речью.

    Ход урока:

    1.Оргмомент

    - Ребята, сегодня мне пришло необычное письмо. Я не смогла его прочесть, давайте вместе попробуем, может у нас получится.

    З..РА..СТ..УЙТЕ …ОРОГИЕ РЕБЯТА! НАС УКРАЛА ЗЛАЯ ..ОЛШЕБНИЦА. И МЫ НЕ МОЖЕМ ОТ НЕЁ ..ЫБРАТЬСЯ. ПОМОГИТЕ НАМ ПОБЕ..ИТЬ ЕЁ!

                                                                                                        …АШИ БУК…Ы …    …

    - Ребята, вы поняли, что написано в этом письме? Почему нет? Как вы думаете, какие буквы пропали? (В, Д). Я думаю, что мы должны им помочь снова появиться в речи. Давайте отправимся на их поиски.

    Путешествовать будем по карте. Нам предстоит выполнить много интересных заданий. Но пойдут только те, кто будет правильно выполнять все задания и вести себя хорошо.

    - Чтобы выполнить все задания нам потребуется много сил и энергии. Давайте немного подготовимся.

    II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

    1. . Массаж лица

    - поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;

    - поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;

    - поглаживание крыльев носа ( от середины носа к ушам);

    - «пальцевый душ» ( постукивание двумя или четырьмя пальцами)

    2. Развитие мимических мышц

    Солнышко проснулось –

    Утро засияло.

    Радость

    Если мама улыбнулась –

    Так отрадно стало.

    Улыбка

    Если в тучи солнце скрылось,

    Замолчали птицы,

    Огорчение

    Если мама огорчилась –

    Где нам веселиться?

    Так пускай, всегда сверкая,

    Радость

    Светит солнце людям!

    Никогда тебя, родная,

    Огорчать не будем!.

    восхищение

    3. Развитие артикуляционной моторики.

    - для челюсти: открывать и закрывать рот под счёт до 5;

    - для губ: беззвучно произнести звуки : а, о, у , э, ы, и;

    - «Заборчик», «Лопаточка», «Часики», «Качели»

    4. Работа по развитию дыхания и голоса.

    - вдох через нос, выдох через рот(5 раз) и наоборот;

    - выдох- вдох- пауза- шумный выдох

    5. Развитие мелкой моторики. «Дружба»

    Дружат в нашем классе

    Девочки и мальчики.

    Обхватить правой ладонью левую и покачать

    Мы с тобой подружим

    Маленькие пальчики.

    Наоборот   .

    Один, два, четыре, пять.

    Начинай считать опять. 1,2,3,4,5 мы закончили считать.

    Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот.

    3. Игровые задания на развитие навыков звуко – буквенного анализа.

    - Отправляемся на поезде. Но этот поезд не простой. Прежде, чем попасть на него, нам  надо выполнить  задание. Вам даны картинки. Надо распределить их по вагонам. В первом вагоне, на котором нарисована буква «В», поедут только картинки со звуком «В», во втором, на котором нарисована буква «Д»– только картинки со звуком «Д». Дети раскладывают картинки на которых изображены: ваза, дом, ветка, волк, дым, дача, диван, дети, вилка. Молодцы, справились с заданием. Можно отправляться в путь!

    -Ребята, посмотрите, мы прибыли в страну, которая  называется СЛОГАНДИЯ. Здесь живут слоги, и они всегда между собой спорят и не могут никак собраться в слова. Давайте их соберём. Для подсказки части одного слова окрашены одним цветом. Дети сообща собирают из слогов слова: ДИВАН, ВЕТКА, ВОДА, ВАЗА. (Читают получившиеся слова)

    - И с этим заданием вы справились, молодцы! Отправляемся дальше

    - Как – то дорога стала петлять. Наверное, мы с вами попали в страну ПУТЛЯНДИЮ.. Здесь всё напутано, все звуки и буквы находятся в неправильном порядке. Давайте разберёмся. Вам предложены карточки, на которых записаны буквы, но они в неправильном порядке. Вам надо поменять их местами так, чтобы получилось слово. Если вы не справляетесь с заданием, то с обратной стороны карточки есть картинка с изображением того, какое слово должно получиться. ( дети составляют слова: ВОЛК, ВАТА, РАДУГА, УДОЧА, КОВШИК. Проверяют)

    - Молодцы, мы разгадали все слова. Можно ехать дальше.

    - На горизонте виднеется страна Заменяндия. Здесь буква В хочет заменить все первые буквы во всех  словах. Вам даны слова, надо заменить первую букву во всех словах на букву В . и читают получившиеся слова:

    Газы – вазы        грач - врач        корона - ворона

    Полк – волк        пышка - вышка

    Дата - вата        голос- волос

    Молодцы, с этим заданием мы тоже справились. Что – то мы подустали, надо взбодриться и размяться.

    ФИЗМИНУТКА.

    Топни левою ногой,

    Влево шаг! На месте стой!

    Повернись направо к другу,

    Правую дай руку другу!

    Повернись налево к другу.

    Левую дай руку другу.

    Шаг назад и два вперёд!

    Вправо, влево поворот!

    - Мы попали в СТРАНУ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ. Здесь все слова составляют из первых звуков каждого слова. Вам надо составить по первым звукам картинок слова. Какой первый звук в слове дом? Окно? Мишка? Игла? Ножницы? Оса? (получилось слово домино).. Аналогично составляем слова: ветер, весна. А теперь задание усложняется вам надо по первым слогам составить сначала слова, а из них предложения.

    - Следующее задание называется КОСЫНКА. Я буду вам называть слова, а вы будете двигаться вверх и определять в словах какой слышится звук В или Д. Когда дойдём до самого верха, мы узнаем, какой герой мультфильма нас ждёт.

    Дима, ветка, дом, доска, весна, волк. К какому герою мы попали? Белоснежка. Она хвалит вас, молодцы!

      Едем дальше. Мы уже совсем близко. Осталось последнее испытание.

    - Посмотрите, какие – то нелепицы. Совсем не понятно, что написано. Я кажется поняла, это буквы, но они записаны не по порядку. Давайте посмотрим, внизу под буквами записаны цифры. Первая какая будет буква? Д, 2ая? (о) 3я? (м). какое слово получилось? Проверяем – переворачиваем – там картинка. Аналогично разбираем слова медведь, радуга, корова. Запишите в тетрадь слова: радуга, корова. Сделайте звуко – буквенный разбор этих слов.

    - Мы можем отправляться дальше. Смотрите, какая красивая ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА. Здесь для вас записано слово. Это новое задание от злой волшебницы. Надо выложить цветки – буквы в правильном порядке. А для этого у нас есть подсказка. Вы должны двигаться от 1 до 7 цветка и выложить их правильно. Если вы разложили цветки  в правильном порядке, то когда вы перевернёте их. То у вас должно получиться нужное слово. Выкладываем слово - МОЛОДЦЫ. А вы действительно молодцы!

     - Вот и добрались мы до замка, где живут буквы В, Д.  мы выполнили все испытания и теперь буквы В и Д свободны и они хотят вас поблагодарить: «Дорогие ребята, спасибо вам большое, что вы нас освободили! Мы очень рады, вы молодцы! Ваши буквы В и Д».

    Я надеюсь, что вы никогда не будете путать буквы В и Д ни при чтении, ни на письме, при работе в  тетрадях.

    ИТОГ УРОКА.

    -Вы сегодня доказали, что можете справиться с любым заданием. Всем спасибо, молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

    Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

    Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

    Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

    Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

    Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

    Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

    План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

    Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....