Синтаксический разбор предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Синтаксический разбор предложения в 4- 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Чупрова Кристина Евгеньевна kristinakrotova@inbox.lv
Предмет: русский язык
Класс: 5б
Тема: Синтаксический разбор предложения
Цель освоения учебного содержания: Создать условия для разработки учащимися алгоритма выполнения синтаксического разбора
Задачи
- образовательные: формировать умение определять члены предложения и части речи, а также способность их различать; давать характеристику предложению; выполнять синтаксический разбор.
- развивающие: развивать умения анализировать языковой материал, обобщать, аргументировать свой выбор, структурировать свои знания.
- воспитательные: совершенствовать навыки работы в команде, формировать дружеские взаимоотношения в коллективе учащихся.
Планируемые результаты
- личностные-
- развивать творческие способности,
- проявлять готовность к сотрудничеству,
- развивать способность превращать сложное в простое,
- учиться играя.
- метапредметные:
познавательные –
- находить и структурировать нужную информацию,
- распределять информацию
- анализировать полученную информацию,
- аргументировать свою позиция
- представлять информацию в другой форме
- создавать творческий продукт
регулятивные –
- определять цель работы
- действовать по плану
- сравнивать свою работу с планом действий
- адекватно оценивать свою деятельность
- предметные :
1. уметь определять члены предложения
2. уметь определять части речи
3. уметь давать характеристику предложения
4. знать алгоритм синтаксического разбора
5. уметь выполнять синтаксический разбор предложения
Организация пространства: работа в группах (5 групп по 4 человека)
Технология изучения указанной темы: развивающего обучения
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
Технология развивающего обучения | Действия | Используемый материал | Задания для учащихся | Форма работы и контроля | Формируемые УУД | |||
1. | Орг.момент – 1 мин. | |||||||
Перед уроком вы вытянули бумажки, на которых графически изображены члены предложения. Сядьте, пожалуйста, за тот стол, на котором находится табличка с нужным вам членом предложения. | Карточки с изображением частей речи (Прил.1) Таблички с названиями частей речи (Прил.1) | Соотносят части речи с их графическим изображением, рассаживаются по местам. | И | Л2. М3 Пр1 | ||||
2. | Самоопределение к деятельности – 3 мин. | |||||||
Актуализация знаний Сегодня вместо урока русского языка мы проведем кулинарный мастер-класс. Мы будем учиться делать синтаксические «бургеры». Посмотрите на первый слайд. Аппетитно ли выглядят бургеры? Почему? А что не так с синтаксическим разбором на 4 слайде? Какая у них общая проблема? | Слайды 1 - 5 |
| Ф | Л2 П3 П4 | ||||
Мотивирование. Целеполагание. Как избежать путаницы? Что нам может в этой ситуации? | Слайды 6 - 8 |
(Метод Глосс) | Ф | Р1 | ||||
2 | Учебно-познавательная деятельность – 26 мин | |||||||
1.Что же нам надо сделать в первую очередь? Надо выбрать булочку для бургера, т.е. найти грамматическую основу предложения. Затем находим второстепенные члены предложения. Запомните: члены предложения - снизу! Вспомните все члены предложения.
У вас на столах лежат таблицы, в которые вам надо вписать характеристики членов предложения (слайд 12). Если возникнут сложности, вы можете обратиться к учебнику. А теперь давайте проверим ваши таблицы. Допишите недостающую информацию. (Слайд 13) | Слайд 9-13 Таблицы из Прил2. |
| Г | Л2 П1 П2 Р2 Пр1 Р3 | ||||
2.Теперь время выбрать «котлету», Запомните: части речи- сверху! Распределите слова по «тарелке» (по частям речи). Давайте устно проверим, выслушав ваши аргументы. | Слайды 14 – 18 «Тарелки» и слова из Прил3 |
| Г Ф | Л4 П2 П3 П4 Р2 Р3 Пр2 | ||||
3. После того, как вы подчеркнули члены предложения и подписали части речи, самое время дать характеристику предложения. Опираясь на характеристику данного предложения, заполните таблицу. | Слайды 19 -24 Текст и таблица из Прил.4 |
| Г И | Пр3 Л3 П5 Р2 Р3 | ||||
Диагностика освоения учебного материала Теперь, когда мы изучили все этапы приготовления синтаксического «бургера», пришло время проверить на практике, чему вы научились. Я раздам вам индивидуальные карточки. Выполните самостоятельно синтаксический разбор предложения. Можно пользоваться всем материалом, с которым вы сегодня работали. | Работа на индивидуальных карточках Прил5 |
| И | ПР4 Пр5 Р2 | ||||
3 | Интеллектуально-преобразовательная деятельность-10 мин. | |||||||
Пришло время составить свой Он может быть выполнен в творческой форме. В нем должны присутствовать все этапы и элементы синтаксического разбора. | Работа на листах А3 Шаблон для алгоритма Прил6 |
(5-1=4)
Презентуйте свой проект классу. | Г | Л1 Л2 Р123 П6 Пр4 | ||||
4 | Рефлексивная деятельность – 4 мин. | |||||||
Вы проделали сегодня большую работу, которая, я надеюсь, помогла структурировать свои знания о синтаксическом разборе. Завтра в начале урока мы проведем проверочную работу, чтобы понять, удаётся ли вам применять разработанный алгоритм в жизни. Подведение итогов: Пришло время присудить звёзды Мишлен вашим ресторанам. | Листы для звезд Мишлен Слайды 28-30 | Обсуждают с учителем: Достигли ли цели урока? Что научились делать? Повторите этапы синтаксического разбора. Какой этап для вас был самым простым? Какой этап был самым сложным? Какие вопросы остались? Присуждают звезды своей команде:
| ФГ | Р3 Р4 | ||||
Пояснение ДЗ: На дом вы получите карточки с предложениями для разбора. | Карточки для домашней работы Прил7. |
Прил.1
ПОДЛЕЖАЩЕЕ |
СКАЗУЕМОЕ |
ДОПОЛНЕНИЕ |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО |
Член предложения | Вопросы | Чем выражено? | Как подчёркиваем? |
Подлежащее | |||
Что делает? Каков? Кто такой? | |||
Сущ., мест. | |||
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? |
Прил. 3
Весёлый |
справа |
солнце |
удивит |
влево |
над |
под |
к |
бегаешь |
по-хорошему |
и |
я |
медный |
наш |
смотрит |
он |
но |
подумает |
панама |
странный |
крот |
лисья |
красив |
Куда-то |
доброта |
краснота |
Англия |
Поедание |
Вблизи |
Глубже |
чуть-чуть |
будет думать |
а |
Прил.4
Иногда море выбрасывало большие и маленькие раковины.
Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставится точка. По эмоциональной окраске оно невосклицательное. Грамматическая основа – море выбрасывало. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. В предложении есть однородные определения (большие и маленькие), следовательно, предложение осложнено. Обращения в предложении нет.
Характеристика предложения:
| |
| |
| |
| |
|
Прил.5
КАРТОЧКА № 1 1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. Вдруг налетела буря с крупным градом и разметала опавшую листву.
2. Записать характеристику предложения. ______________________________________________________________________ |
КАРТОЧКА № 2 1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. Дремлет медведь в берлоге, но чутко прислушивается к жизни зимнего леса. 2. Записать характеристику предложения. ______________________________________________________________________ |
КАРТОЧКА № 3 1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. Воздух в лесу пахнет смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
2. Записать характеристику предложения. _____________________________________________________________________ КАРТОЧКА № 4 1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. Утром ветер разогнал густой туман, оживил потухающий костёр.
2. Записать характеристику предложения. ____________________________________________________________________ |
КАРТОЧКА № 5 1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. Мягкие хлопья снега укрывают землю, быстро наряжают голый лес.
2. Записать характеристику предложения. ______________________________________________________________________ |
Прил. 6
Прил.7
КАРТОЧКА № 8 1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. После яркого блеска молнии сразу грянул, оглушил всех гром. 2. Записать характеристику предложения. ______________________________________________________________________ |
КАРТОЧКА № 9 1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. Дятел цепляется за ствол острыми коготками, опирается на растопыренный хвост.
2. Записать характеристику предложения. |
КАРТОЧКА № 10 1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. В траве заблестели беленькие цветочки земляники. 2. Записать характеристику предложения. |
КАРТОЧКА № 11 1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. Мы начали изучать новую тему.
2. Записать характеристику предложения. ______________________________________________________________________ |
КАРТОЧКА № 12 1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. День был пасмурный. 2. Записать характеристику предложения. ______________________________________________________________________ |
КАРТОЧКА № 13 1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. Дети, откройте тетради. 2. Записать характеристику предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Синтаксический разбор предложений" - презентация урока русского языка в 4 классе
Данная презентация урока русского языка позволит повторить и закрепить знания детей по теме "Синтаксический разбор предложений", а герои любимого мультфильма сделают урок ярким и интересным....
План синтаксического разбора предложений в начальной школе
Данная памятка поможет учащимся начальной школы без усилий запомнить и в дальнйшем выполнять без ошибок синтаксический разбор предложений....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-149597-1353567489.jpg)
Синтаксический разбор предложения.
Практическое пособие "Синтаксический разбор предложения" поможет любому ученику достигнуть оптимального уровня знаний по сложной теме русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127575-1350673462.jpg)
Памятка "Синтаксический разбор предложения"
Как правильно и поэтапно объяснить ученикам полный синтаксический разбор предложения? Для этого предлагаю вам разработанную памятку, с помощью которой ребята смогут научиться делать синтаксический раз...
Синтаксический разбор предложения
Презентация содержит краткий ход урока, мини исследование, орфографическую игру "Домино", алгоритм синтаксического разбора....
Синтаксический разбор предложения
Урок русского языка в 4 классе содержит мини-исследование , работу в группах, игру "Орфографическое домино". Данная форма работы позволяет учителю быстро закрепить пройденный материал и закрепить новы...
Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.
Тема : «Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.»Цель: повторить и обобщить знания об однородных членах предложения;учи...