Синтаксический разбор предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чупрова Кристина Евгеньевна

Синтаксический разбор предложения в 4- 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта114.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.   Чупрова Кристина Евгеньевна kristinakrotova@inbox.lv
Предмет:  русский язык
Класс:  5б

Тема: Синтаксический разбор предложения

Цель освоения учебного содержания: Создать условия для разработки учащимися алгоритма выполнения синтаксического разбора

Задачи

- образовательные: формировать умение определять члены предложения и части речи, а также способность их различать; давать характеристику предложению; выполнять синтаксический разбор.

- развивающие: развивать умения анализировать языковой материал, обобщать, аргументировать свой выбор, структурировать свои знания.

- воспитательные: совершенствовать навыки работы в команде, формировать дружеские взаимоотношения в коллективе учащихся.

Планируемые результаты

- личностные-

  1. развивать творческие способности,
  2. проявлять готовность к сотрудничеству,
  3. развивать способность превращать сложное в простое,
  4. учиться играя.

- метапредметные:

познавательные –

  1. находить и структурировать нужную информацию,
  2. распределять информацию
  3. анализировать полученную информацию,
  4. аргументировать свою позиция
  5. представлять информацию в другой форме
  6. создавать творческий продукт

регулятивные –

  1. определять цель работы
  2. действовать по плану
  3. сравнивать свою работу с планом действий
  4. адекватно оценивать свою деятельность

- предметные :

1. уметь определять члены предложения

2. уметь определять части речи

3. уметь давать характеристику предложения

4. знать алгоритм синтаксического разбора

5. уметь выполнять синтаксический разбор предложения

Организация пространства: работа в группах  (5 групп по 4 человека)

Технология изучения указанной темы: развивающего обучения

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Технология

развивающего обучения

Действия

Используемый материал

Задания для учащихся

Форма работы и контроля

Формируемые УУД

1.

Орг.момент – 1 мин.

Перед уроком вы вытянули бумажки, на которых графически изображены члены предложения. Сядьте, пожалуйста, за тот стол, на котором находится табличка с нужным вам членом предложения.

Карточки с изображением частей речи (Прил.1)

Таблички с названиями частей речи (Прил.1)

Соотносят части речи с их графическим изображением, рассаживаются по местам.

И

Л2.

М3

Пр1

2.

Самоопределение к деятельности – 3 мин.

Актуализация знаний

Сегодня вместо урока русского языка мы проведем кулинарный мастер-класс. Мы будем учиться делать синтаксические «бургеры».

Посмотрите на первый слайд. Аппетитно ли выглядят бургеры? Почему?

А что не так с синтаксическим разбором на 4 слайде?

Какая у них общая проблема?

Слайды 1 - 5

  1. Расскажите, что смущает на первом слайде?
  2. Что не так на слайде с синтаксическим разбором?
  3. Какая у них общая проблема?
  4. Обоснуйте свое мнение.

Ф

Л2

П3

П4

Мотивирование. Целеполагание.

Как избежать путаницы? Что нам может в этой ситуации?

Слайды 6 - 8

  1. Предложите решения проблемы.
  2. Сформулируйте цель урока при помощи подбора синонимов.

(Метод Глосс)

Ф

Р1

2

Учебно-познавательная деятельность – 26 мин

1.Что же нам надо сделать в первую очередь?

Надо выбрать булочку для бургера, т.е. найти грамматическую основу предложения.

Затем находим второстепенные члены предложения.

Запомните: члены предложения  - снизу!

Вспомните все члены предложения.

 

У вас на столах лежат таблицы, в которые вам надо вписать характеристики членов предложения (слайд 12).

Если возникнут сложности, вы можете обратиться к учебнику.

А теперь давайте проверим ваши таблицы.

Допишите недостающую информацию. (Слайд 13)

Слайд 9-13

Таблицы из Прил2.

  1. Назовите члены предложения.
  2. Вспомните, на какие вопросы они отвечают, чем бывают выражены, как подчеркиваются.
  3. Совместно заполните таблицу.
  4. Сверьтесь с доской.

Г

Л2

П1

П2

Р2

Пр1

Р3

2.Теперь время выбрать «котлету»,
т.е. обозначить части речи.

Запомните: части речи- сверху!

Распределите слова по «тарелке» (по частям речи).
Докажите правильность своего выбора, подпишите
названия частей речи.

Давайте устно проверим, выслушав ваши аргументы.

Слайды 14 – 18

«Тарелки» и слова из Прил3

  1. Вспомните все, что вы знаете о частях речи.
  2. Распределите части речи на группы.
  3. Аргументируйте свой выбор, дайте название каждой группе слов.
  4. Докажите свою позицию.

Г

Ф

Л4

П2

П3

П4

Р2

Р3

Пр2

3. После того, как вы подчеркнули члены предложения и  подписали части речи, самое время дать характеристику предложения.

Опираясь на характеристику данного предложения, заполните таблицу.

Слайды 19 -24

Текст и таблица из Прил.4

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите в нем ключевые слова, на основе которых вы будете заполнять таблицу.
  3. Представьте информацию в виде таблицы.
  4. По одному человеку из группы заполняют по одной графе таблицы у доски. Остальные проверяют.

Г

И

Пр3

Л3

П5

Р2

Р3

Диагностика освоения учебного материала

Теперь, когда мы изучили все этапы приготовления синтаксического «бургера», пришло  время проверить на практике, чему вы научились.

Я раздам вам индивидуальные карточки.

Выполните самостоятельно синтаксический разбор предложения. Можно пользоваться всем материалом, с которым вы сегодня работали.

Работа на индивидуальных карточках

Прил5

  1. Выполните синтаксический разбор, пользуюсь всем, что вам удалось наработать за урок.

И

ПР4

Пр5

Р2

3

Интеллектуально-преобразовательная деятельность-10 мин.

Пришло время составить свой
алгоритм синтаксического разбора.

Он может быть выполнен в творческой форме.

В нем должны присутствовать все этапы и элементы синтаксического разбора.

Работа на листах А3

Шаблон для алгоритма Прил6

  1. Составьте командой  свой алгоритм синтаксического разбора
  • Вы можете самостоятельно командой создать свой алгоритм. Если все будет выполнено верно, каждый участник получит 5.
  • Вы можете попросить у меня шаблон для заполнения, но на это у вас уйдёт 1 балл

 (5-1=4)

  • Вы можете попросить меня помочь вам, но на это у вас уйдёт ещё один балл (4-1 =3)
  • Если вы не справитесь с заданием, вся команда получит 2.

Презентуйте свой проект классу.

Г

Л1

Л2

Р123

П6

Пр4

4

Рефлексивная деятельность – 4 мин.

Вы проделали сегодня большую работу, которая, я надеюсь, помогла структурировать свои знания о синтаксическом разборе.

Завтра в начале урока мы проведем проверочную работу, чтобы понять, удаётся ли вам применять разработанный алгоритм в жизни.

 Подведение итогов:

Пришло время присудить звёзды Мишлен вашим ресторанам.

Листы для звезд Мишлен

Слайды 28-30

Обсуждают с учителем:

Достигли ли цели урока?

Что научились делать?

Повторите этапы синтаксического разбора.

Какой этап для вас был самым простым?

Какой этап был самым сложным?

Какие вопросы остались?

Присуждают звезды своей команде:

  • Одна звезда — ситуация с синтаксическим разбором чуть прояснилась, но остались «белые пятна».
  • Две звезды — удалось создать и запомнить алгоритм  разбора, но путаемся в самих элементах.
  • Три звезды — мы профессионалы в синтаксисе, к нам можно обратиться за помощью.

ФГ

Р3

Р4

Пояснение ДЗ:

На дом вы получите карточки с предложениями для разбора.

Карточки для домашней работы

Прил7.

 

Прил.1

https://obrazovalka.ru/attachs/13633c37ccdbdd4f6c4c4449fe7c40b9.jpg

https://obrazovalka.ru/attachs/13633c37ccdbdd4f6c4c4449fe7c40b9.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=45effca9b2d11f250ea02bdc4d0dc722&ref=rim&n=33&w=480&h=123

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1352765/pub_5b75d9073cef5300acf8cf72_5b75ea5b41e72700aaaef3d6/scale_1200

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6c31e397041eff16d9addf0b28f2abda&ref=rim&n=33&w=200&h=150

https://obrazovalka.ru/attachs/13633c37ccdbdd4f6c4c4449fe7c40b9.jpg

https://obrazovalka.ru/attachs/13633c37ccdbdd4f6c4c4449fe7c40b9.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=45effca9b2d11f250ea02bdc4d0dc722&ref=rim&n=33&w=480&h=123

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1352765/pub_5b75d9073cef5300acf8cf72_5b75ea5b41e72700aaaef3d6/scale_1200

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6c31e397041eff16d9addf0b28f2abda&ref=rim&n=33&w=200&h=150

https://obrazovalka.ru/attachs/13633c37ccdbdd4f6c4c4449fe7c40b9.jpg

https://obrazovalka.ru/attachs/13633c37ccdbdd4f6c4c4449fe7c40b9.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=45effca9b2d11f250ea02bdc4d0dc722&ref=rim&n=33&w=480&h=123

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1352765/pub_5b75d9073cef5300acf8cf72_5b75ea5b41e72700aaaef3d6/scale_1200

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6c31e397041eff16d9addf0b28f2abda&ref=rim&n=33&w=200&h=150

https://obrazovalka.ru/attachs/13633c37ccdbdd4f6c4c4449fe7c40b9.jpg

https://obrazovalka.ru/attachs/13633c37ccdbdd4f6c4c4449fe7c40b9.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=45effca9b2d11f250ea02bdc4d0dc722&ref=rim&n=33&w=480&h=123

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1352765/pub_5b75d9073cef5300acf8cf72_5b75ea5b41e72700aaaef3d6/scale_1200

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6c31e397041eff16d9addf0b28f2abda&ref=rim&n=33&w=200&h=150

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Член предложения

Вопросы

Чем выражено?

Как подчёркиваем?

Подлежащее

Что делает?

Каков? Кто такой?

Сущ., мест.

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

Прил. 3 

Весёлый

справа

 солнце

удивит

 влево

над

 под

к

 бегаешь

 по-хорошему

 и

 я

 медный

наш

 смотрит

он

 но

подумает

панама

странный

 крот

 лисья

красив

Куда-то

 доброта

 краснота

 Англия

 Поедание

 Вблизи

  Глубже

 чуть-чуть

будет думать

а

Прил.4

Иногда море выбрасывало большие и маленькие раковины.

Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставится точка. По эмоциональной окраске оно невосклицательное. Грамматическая основа – море выбрасывало. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. В предложении есть однородные определения (большие и маленькие), следовательно, предложение осложнено. Обращения в предложении нет.

Характеристика предложения:

  1. По _____________________
  •  
  •  
  1. По_____________________________
  •  
  1. По количеству ______________________________
  •  
  1. По наличию__________________________
  •  
  1. Осложнено
  •  

Прил.5

           КАРТОЧКА  № 1                            

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

 Вдруг налетела буря с крупным градом и разметала опавшую листву.

   

2. Записать характеристику предложения.

______________________________________________________________________

      КАРТОЧКА  № 2                              

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

 Дремлет медведь в берлоге, но чутко прислушивается к жизни зимнего

 леса.

2. Записать характеристику предложения.

______________________________________________________________________

 КАРТОЧКА  № 3                              

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

 Воздух в лесу пахнет смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.  

 

2. Записать характеристику предложения.

_____________________________________________________________________

КАРТОЧКА  № 4                              

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

Утром ветер разогнал густой туман, оживил потухающий костёр.  

   

2. Записать характеристику предложения.

____________________________________________________________________

КАРТОЧКА  № 5                              

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

 Мягкие хлопья снега укрывают землю, быстро наряжают голый лес.

   

2. Записать характеристику предложения.

______________________________________________________________________

Прил. 6

  •  https://moi-raskraski.ru/images/raskraski/other/buterbrod/moi-raskraski-buterbrod-9.jpg
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

 

 

Прил.7

   КАРТОЧКА  № 8                              

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

После яркого блеска молнии сразу грянул, оглушил всех гром.    

2. Записать характеристику предложения.

______________________________________________________________________

           КАРТОЧКА  №  9                              

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

Дятел цепляется за ствол острыми коготками, опирается на

растопыренный хвост.    

 

2. Записать характеристику предложения.

           КАРТОЧКА  № 10                              

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

 В траве заблестели  беленькие цветочки земляники. 

2. Записать характеристику предложения.

        КАРТОЧКА  № 11                              

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

 Мы начали изучать новую тему.  

 

2. Записать характеристику предложения.

______________________________________________________________________

   КАРТОЧКА  № 12                              

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

День был пасмурный.

2. Записать характеристику предложения.

______________________________________________________________________

           КАРТОЧКА  № 13                              

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

 Дети, откройте тетради.

2. Записать характеристику предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Синтаксический разбор предложений" - презентация урока русского языка в 4 классе

Данная презентация урока русского языка позволит повторить и закрепить знания детей по теме "Синтаксический разбор предложений", а герои любимого мультфильма сделают урок ярким и интересным....

План синтаксического разбора предложений в начальной школе

Данная памятка поможет учащимся начальной школы без усилий запомнить и в дальнйшем выполнять  без ошибок  синтаксический разбор предложений....

Синтаксический разбор предложения.

Практическое пособие "Синтаксический разбор предложения"  поможет любому ученику достигнуть оптимального уровня знаний по сложной теме русского языка....

Памятка "Синтаксический разбор предложения"

Как правильно и поэтапно объяснить ученикам полный синтаксический разбор предложения? Для этого предлагаю вам разработанную памятку, с помощью которой ребята смогут научиться делать синтаксический раз...

Синтаксический разбор предложения

Презентация содержит краткий ход урока, мини исследование, орфографическую игру "Домино", алгоритм синтаксического разбора....

Синтаксический разбор предложения

Урок русского языка в 4 классе содержит мини-исследование , работу в группах, игру "Орфографическое домино". Данная форма работы позволяет учителю быстро закрепить пройденный материал и закрепить новы...

Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.

Тема : «Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.»Цель: повторить   и  обобщить  знания  об  однородных членах предложения;учи...