Garuspik - Русский язык (Многозначные слова)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Русский язык (Многозначные слова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Класс: 2

ФИО учителя: Дудченко Олег Вячеславович

Тема урока: «Многозначные слова»

Цель урока: создать условия для формирования знаний о многозначных словах.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для формирования знаний о многозначных словах, формирования навыков определения значений многозначных слов, формирования навыков использования многозначных слов.

Развивающие: создать условия для развития мышления и речи, развития познавательного интереса к русскому языку, развития умения выделять существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Воспитательные: создать условия для воспитания дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом в паре и группе; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи; способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватному оцениванию результатов своей работы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Форма контроля и оценки: самоконтроль, контроль учителем.

Образовательные технологии: проблемное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.

Дидактические средства: интерактивная доска, раздаточный материал, презентация.  

 

Подготовительный

Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. К нам на урок пришёл герой произведения. Узнали, что это за персонаж. Верно. Это Буратино. А из какой он сказки к нам пришёл? Верно. Из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». А кто написал эту сказку, сможете сказать? (Алексей Николаевич Толстой)

Правильно. Буратино просит нас о помощи. Вы готовы помочь ему? А почему так важно помогать другим?

Я с вами полностью согласен. Буратино пришло письмо, в котором написана вот эта фраза. Прочитайте её. (Мальвина потеряла иглу) Буратино, ребята, никак не может понять, о какой именно игле идёт речь. Можем ли мы сразу сказать, какую именно иглу потеряла Мальвина? (нет)

Как думаете почему? (потому что иглы могут быть разные)

Верно. То есть у этого слова есть несколько значений. Как вы думаете, как называются такие слова? (Многозначные)

Правильно. Сегодня у нас интересная тема урока, скажите, как она будет называться? (многозначные слова)

А какую цель мы перед собой поставим? (Познакомиться с многозначными словами и научиться их использовать)

На экране появились этапы урока, но Буратино случайно их перепутал. Давайте поможем ему расположить этапы в правильном порядке.

(1. Познакомиться с многозначными словами. 2. Научиться использовать многозначные слова. 3. Решить задания с многозначными словами.)

Верно. Молодцы.

Основной

Посмотрите пожалуйста на экран. Здесь расположились изображения предметов. Внимательно рассмотрите иллюстрации и скажите, какое слово спряталось? (Шляпка)

-Верно. В первом случае у нас какая шляпка? (соломенная шляпка) Во втором? (шляпка гриба) В третьем? (шляпка гвоздя). Что мы можем сказать о значении слова шляпка? (в каждом случае значение слова шляпка разное)

-Хорошо. То есть какое это слово? (многозначное) Почему? (потому что имеет несколько значений)

Молодцы. Буратино предлагает разобрать значения несколько слов. И вот первое из них. Хвост. Какие значения могут быть у этого слова? (хвост животного, хвост самолёта). Верно. Следующее слово лист. (лист бумаги, лист дерева). Правильно. Кисть (кисть руки, художественная кисть). Верно. Корень (корень дерева, корень слова). Крыло (крыло птицы, крыло самолёта). Мышь (животное, компьютерная мышь). Верно. А что мы можем сказать о слове Берёза? (у этого слова одно значение). Верно. А у слова ландыш (тоже одно значение). А как называются такие слова? (однозначные). Верно.

Итак, прочитайте ещё раз первый этап нашего урока. Удалось нам его выполнить? (Да). Хорошо. Что же такое многозначные слова? Давайте пометим его зелёным цветом.

Ребята, Буратино так понравилось искать значения многозначных слов и ему уже не терпится составить с ними разные предложения, но вот незадача он забыл с какой буквы пишется первое слово в предложении. Кто может ему подсказать? (Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы). Верно. А ещё он забыл, чем оканчивается предложение. (Точкой или восклицательным знаком или вопросительным знаком). Верно. Буратино говорит вам спасибо и предлагает вам составить несколько предложений со словом язык, но сперва давайте скажем, какие значения могут быть у этого слова. (язык во рту, русский язык).

Верно. Сейчас вам предстоит писать, поэтому давайте проведём пальчиковую гимнастику.

ИП: все пальцы сжаты в кулак.

     В гости к пальчику большому

 (оттопырить большой палец)

      Приходили прямо к дому:

       Указательный

 (показать указательный палец)

       И средний,

 (показать средний палец)

       Безымянный

 (показать безымянный палец)

       И последний

       Сам мизинчик-малышок

       Постучался на порог. (Показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой.)

        Пальцы вместе все друзья, (сжать обе руки в замок)

        Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук.)

Хорошо. Сейчас в своих тетрадях напишите два предложения с разными значениями слова язык. Напоминаю, что при письме у вас спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, локти не свисают с краёв парты.

Давайте проверим, что у вас получилось. Хорошо. Буратино очень понравились все ваши предложения, которые вы составили. Давайте снова посмотрим на этапы нашего урока. Какой у нас был второй этап? Удалось нам научиться использовать многозначные слова? Что мы сделали для того, чтобы научиться использовать многозначные слова? Тогда я могу выделить этот этап зелёным цветом.

Ребята, Буратино, пока вы писали предложения составил для вас несколько заданий.

Ты (имя) будешь работать индивидуально. Тебе на выбор Буратино подготовил два задания. Выбирай то, которое тебе больше понравится. В первом задании тебе нужно будет вставить многозначные слова, которые соответствуют их значениям. Во втором задании тебе нужно будет соединить многозначные слова и их значения.

Вам ребята нужно будет работать в паре. Для вас буратино подготовил текст, в котором вам нужно найти и подчеркнуть многозначные слова. Прежде чем начнём. Давайте вспомним правила работы в парах. Хорошо.

Теперь вспомним правила работы в группе.

Ребята выйдете к интерактивной доске и будете работать в группе. В этом задании вам нужно распределить слова на две группы.

Молодцы.

Итак, ребятам у доски я напоминаю, что работаем мы с доской на расстоянии вытянутой руки, обращаю ваше внимание на выступающие ножки доски, будьте аккуратнее и не споткнитесь.

Спросить у индивидуала, что было за задание и проверить по документ камере.

Спросить у пары какое задание они выполняли. И попросить оценить свою работу и какую оценку они бы себе поставили.

Спросить у группы, что было за задание и удалось ли им его выполнить.

Итак, вы хорошо справились с заданиями. Давайте посмотрим на последний этап урока. Удалось нам его выполнить? Хорошо.

Заключительный

Ребята, Буратино гордится вами, но он до сих пор так и не понял какую же иглу потеряла Мальвина. Давайте подумаем и скажем какие значения есть у этого слова? Верно. Пьеро сказал, что Мальвина очень любит шить наряды. Как вы думаете какую же иглу Мальвина потеряла? (швейную иглу). Верно. Буратино благодарит вас за помощь, которую вы ему сегодня оказали и обещает снова прийти к нам в гости в другой раз.

А мы с вами давайте вспомним, какая тема урока была у нас сегодня? (многозначные слова)

Что такое многозначные слова?

Верно. Какую цель мы перед собой ставили?

Удалось нам достичь цели?

Приведите примеры многозначных слов?

Ребята у вас на партах лежат карточки с лестницей успеха. Ваша задача нарисовать себя на той ступени, которая соответствует вашим успехам на сегодняшнем уроке.

Молодцы. Ребята. Вы справились со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...

русский язык "Многозначность слова"

данный материал включает в себя конспект урока, презентацию и задания для групп. учащиеся исследуют матриал и делают выводы об однозначных и многозначных словах. Создают странички словаря многозначных...

Урок по русскому языку«Многозначные слова» 4 класс

Урок открытия новых знаний по русскому языку предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Перспектива" в 4 классе...

Конспект урока по русскому языку "Многозначность слова"

Урок русского языка на тему "Многозначность слова" для учащихся 3 класса  основной целью является создание условий для совершенствования  умения различать однозначные и ...

Урок русского языка "Многозначные слова" 3 класс

Лексическое значение слов. Многозначность слова.Дать понятие об однозначных и многозначных словах....