Урок русского языка "Многозначные слова" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Палченкова Виктория Вениаминовна

Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Дать понятие об однозначных и многозначных словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx27.88 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Цель урока:   Дать понятие об однозначных и многозначных словах.

Задачи урока:

  1. Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.
  2. Уметь находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово.
  3. Учить усваивать  знания с помощью практической, аналитической деятельности.
  4. Развивать умение договариваться, распределять работу, получать общий результат.
  5. Отрабатываются правила сотрудничества в коллективной деятельности.
  6. Развивать память и орфографическую зоркость;
  7. Воспитывать активность, любознательность и аккуратность.

Ход урока

 I. Организационный момент

II. Чистописание.

Слайд № 2

Жж  уж,  жи

III. Словарная работа.

Слайд № 3

Родина, Россия, берёза, русский язык, Кремль, Красная площадь, Москва. 

- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.

- Какой частью речи являются слова. Докажите.

Слайд № 4

- Отгадайте ребус (РУЧКА)

IV. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Составьте предложение со словом  ручка  (Ручка для письма, дверная ручка, ручка ребёнка)                                                                                                                               - Почему у вас получились разные ручки?  Что вы не знали?                          (Лексического значения  слова)                                                                                          - Есть что-то общее у этих слов? (все предметы связаны с рукой)                                      - СДЕЛАЕМ ВЫВОД: сколько значений у слова ручка? (много)                                       - Как называются такие слова, у которых много значений?  (МНОГОЗНАЧНЫЕ)  - Какой будет тема урока?

Слайд № 5

            Тема нашего урока «Многозначность слова».  

Сколько лексических значений может  иметь слово? (одно или много)

Тема хотя и новая, но вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использовать в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

Слайд № 6

- Что мы должны узнать на уроке?

  1. Что такое «лексика»?
  2. Сколько лексических значений имеет слово?

     3. Как определить лексическое значение слов?

     4. Какие слова называются многозначными?

V. Работа по теме урока 

1. Сегодня мы с вами поговорим о смысле слова и его лексическом значении.

Может быть, мне кто-нибудь поможет дать определение слова «ЛЕКСИКА». С чем связано оно? (Лексика – словарный запас языка-(греч.) «Слово, выражение»)

Слайд № 7

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

- А как вы думаете, какое понятие будет основой этого раздела, при помощи чего мы общаемся? (Слово)

Составьте со словом «СЛОВО» предложение так, чтобы раскрылось его значение, суть (устное составление предложений).

- Молодцы, ребята, каждый из вас понимает важность этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов. И действительно, слова имеют различные значения. И в этом мы сейчас попробуем разобраться, ответив на следующий вопрос нашего урока, сколько значений имеют слова.

Слайд № 8

  1. Прочитайте внимательно загадку про себя. А теперь вслух нам прочитает…

Это дер..во р..дное,

Бли..кое и д..рогое.

Белый сарафан..чик,

Бархатный кафтан..чик.

Листики р..зные,

Серё..ки расп..сные.

- Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (Берёзка)

- Как вы догадались? Что вам помогло? (перечисляют признаки берёзки)

- Почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое? (символ Родины, России, символ русского народа).

- Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка»).

- А почему мы назвали свою загадку не берёза, а берёзка (Суффикс – к - указывает на уменьшительно-ласкательное значение)      Разбор слова по составу.

Прежде чем списать текст расставьте пропущенные буквы и объясните все орфограммы. Работаем по цепочке.

Самостоятельная работа.

Посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают предмет, признак, действие.

- К каким частям речи относятся эти слова? (прилаг., сущ.)

Части речи, которые автор использует в своём тексте, влияют на тип речи.

- Какой тип речи выбрал автор? (повествование, описание или рассуждение) Докажите (описание, много прилагательных)

- Что автор описывает? (берёзку)

Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза.

- Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта.  

(Берёза - лиственное дерево с тонким белым стволом)

- Можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову? (Нет)

Правильно,  т.е. мы определяем значение слова по его признакам – берёза – дерево…; роза – цветок…;

Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам.

- Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (По словарю.)

Слайд № 9

3.    По Толковому словарю. Они разные: у вас на парте школьный, есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова, есть словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие, есть словарик и у вас в учебнике. Почему я сказала словарик, а не словарь? (маленький) Видите, корень один, а слова уже разные.

А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. Прочитайте словарную статью.

- Сколько имеет значений слово? (одно)

Молодцы, значит, вы не ошиблись, ваш жизненный опыт вас не подвёл!

Теперь, отложите словари и посмотрите на слово «ДОРОГОЕ».

- Что вы можете сказать об этом слове. Дерево – дорогое. Я думаю, что это очень дорогостоящее дерево, много стоит, ценное. А как думаете вы? (Нет. Дорогое дерево здесь значит любимое, родное)

Найдите словарную статью слова «дорогой». Сколько значений имеет это слово?

- Откуда это видно? (чтение статьи)

- Чем эта статья отличается от статьи слова берёза? (одно значение, а здесь много)

4. - Какие слова называются многозначными?                                                    Прочитайте, что говорит об этом профессор Иван Иванович Самоваров на стр. 79 учебника. Рассмотрите изображения. Найдите общее в значениях каждого многозначного слова.

VI. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Встал на ножки, повернулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно  ЧТО-ТО  не нашел.

Чтоб предмет ему достать

Надо на носочки встать.      

VII. Закрепление изученного материала. Проектная деятельность. 

- Я не случайно попросила провести эту физ. минутку.

-Что искал Буратино?  (Ключ)

-Какое это слово однозначное или многозначное?

-Какие бывают ключи? Что у них общего?

-Какой ключик искал Буратино? (золотой)

-Cлово золотой однозначное или многозначное?

Придумайте словосочетания со словом золотой  (золотой браслет, золотая осень, золотые руки, золотой человек, золотое сердце).

Например: У мамочки золотое сердце.

Слайд № 10

Если вы ещё не уверены в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные  слова в речи предлагаю принять участие в проекте.

Слайд № 11

  1. Работа в группе

Прочитать задание.

Выполнить задание.

Подготовить отчёт по плану.

Сделать отчёт.

Задание

  1. Объясните значение слова.
  2. Найдите  слово в толковом словаре.
  3. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
  4. Составьте предложения, употребив различные значения слова.
  5. Какие слова называются многозначными?
  6. Докажите правильность своего ответа.
  7. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для групп

Группа № 1 «КОРЗИНА»

Группа №2 «КОРЕНЬ»

Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Группа № 4 «КОСА»

Группа № 5 «КЛЮЧ»

Группа № 6 «КИСТЬ»

План отчёта группы

  1. Мы работали со  словом (назвать слово).
  2. Это слово имеет____значений. Перечислить.
  3. Это слово многозначное (однозначное), потому что_____________________.
  4. Мы составили следующие предложения_______________________________.

      Вывод: Многозначными называются слова   ________________.

  1. Отчёт групп - проверка выполнения задания.

Слайды № 11-17

  1. Общий вывод по проекту. Слайд № 18

VIII.Итог урока

  1. Обобщение. Давайте проверим, ответили мы на поставленные в начале урока вопросы.

Слайд № 5

- Что такое «лексика»?

- Сколько лексических значений имеет слово?

-  Как определить лексическое значение слов?

- Какие слова называются многозначными?

2. Рефлексия.

—  Какое задание понравилось больше? Почему?

— С каким настроением заканчиваем урок?

Домашнее задание: ст. 80 упр. 128


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Чистописание Ж ж Жж уж жи

Слайд 3

Р _ДИНА Р _ССИЯ М _ СКВА _РАСНАЯ РУ__КИЙ _ЗЫК _РЕМЛЬ Б_РЁЗА ПЛОЩ_ДЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА К СС О Я К О О А Е ОТЛИЧНАЯ РАБОТА!

Слайд 4

01/05/19 Отгадайте ребус

Слайд 5

ТЕМА УРОКА «Многозначность слова» Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использовать в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. 01/05/19

Слайд 6

Что мы должны узнать? Что такое «лексика»? Сколько лексических значений имеет слово? 3. Как определить лексическое значение слов? 4. Какие слова называются многозначными?

Слайд 7

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

Слайд 8

Это дер..во р..дное, Бли..кое и д..рогое. Белый сарафан..чик, Бархатный кафтан..чик. Листики р..зные, Серё..ки расп..сные. Берёзка

Слайд 9

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВ С . И. российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук.

Слайд 10

Если Вы ещё не уверены : в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные слова в речи предлагаю принять участие в проекте

Слайд 11

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Работа в группе Прочитать задание. Выполнить задание. Подготовить отчёт по плану. Сделать отчёт.

Слайд 12

корзина многозначное

Слайд 13

корень многозначное подлесок

Слайд 14

колокольчики многозначное

Слайд 15

коса многозначное

Слайд 16

ключ многозначное

Слайд 17

кисть многозначное

Слайд 18

ВЫВОД Слова, которые пишутся одинаково, имеют не одно, а несколько значений, причём эти значения между собой сходны, называются многозначными .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...