Конспект урока по русскому языку "Многозначность слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Камалова Илузя Сагитовна

 Урок русского языка на тему "Многозначность слова" для учащихся 3 класса  основной целью является создание условий для совершенствования  умения различать однозначные и многозначные слова через развитие исследовательских компетенций.

Задачи: создать условия обучающимся для осознания самих себя как движущую силу своего учения, своей способности к преодолению препятствий и к самокоррекции;  развивать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения однозначных и многозначных слов; формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoznachnost_slova.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Многозначность  слова».

Цель: создание условий для совершенствования  умения различать однозначные и многозначные слова через развитие исследовательских компетенций.

Задачи: создать условия обучающимся для осознания самих себя как движущую силу своего учения, своей способности к преодолению препятствий и к самокоррекции;  развивать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения однозначных и многозначных слов; формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.                                                                                                   Ход урока.

Вступление.  - Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами будем проводить лингвистические  исследования.

- А что означает слово исследование? (поиск новых знаний,  процесс изучения чего-либо, научный процесс)  - А как называют человека, занимающегося исследовательской деятельностью?

-- И так, сегодня  вы будете не просто учениками, а исследователями. Вам предстоит провести лингвистические исследования,  объектами которых будут слова. Подготовьте свои тетради для предстоящей работы, запишите  сегодняшнее число.                                            Актуализация опорных знаний учащихся.Теперь давайте подготовим себя к новым знаниям. Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них?    Почему вы считаете их родственными?   Приведите примеры слов, которые будут являться родственными этим словам.

- Запишите в тетрадях слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ и выполните его морфемный разбор.

- Благодаря какой морфеме образовалось слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? Какую функцию выполняет суффикс -тель-? Приведите примеры слов с этим суффиксом.

- Ребята, вы сказали, что слова исследование и исследователь являются родственными. Дайте определение родственных слов.

- А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

- Конечно, толковый словарь является незаменимым помощником  при изучении родного языка и пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.

3. Открытие нового знания.

1) Наблюдения за словами и их лексическими значениями.

А теперь мы приступим к лингвистическим исследованиям, объектами которых будут слова и их лексические значения.

- Сейчас мы проведём учебный эксперимент. Для него мне понадобятся  художники. Кто  у нас в классе умеет рисовать быстро и красиво? Я выдаю нашим художникам одинаковые листы. На листах напечатано слово ЛУК. Пожалуйста, изобразите то, что это слово  означает, чтобы мы без словаря смогли понять его лексическое значение.

- Пока наши художники рисуют, мы с вами понаблюдаем за другим словом. Это слово ЗЕБРА.

- Я вчера двум ученикам задала индивидуальное домашнее задание  –  найти материал о зебре и записать в тетрадь несколько предложений, используя это слово. Давайте проверим, как  ребята выполнили задание. Прочитайте нам свои предложения.

1-й ученик читает предложения о зебре-животном. (Зебры обитают в Восточной Африке. Питаются зебры травой, иногда листьями и корой. Весит зебра около трёхсот пятидесяти килограммов.)

2-й ученик читает предложения о пешеходной зебре. (Зебра – это вид дорожной разметки, которая обозначает пешеходный переход. В нашей стране пешеходная зебра появилась в 1953 году.)

- Как вы думаете, ребята, почему получились сообщения о разных зебрах?

(у слова зебра 2 лексических значения, а я их не уточняла для каждого из учеников)

- А теперь вернёмся к слову ЛУК и посмотрим, что изобразили нам наши художники.

Почему картинки разные?

Проведём ещё один эксперимент. Ребята, поднимите вверх ваши ручки.

- Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое?

- А какое ещё лексическое значение есть у слова РУЧКА?

- Запишите в тетрадях словосочетания со словом РУЧКА так, чтобы было понятно значение этого слова.

- Давайте проверим, что вы записали. (шариковая ручка, дверная ручка, детская ручка)

2)Подведение учащихся к формулированию выводов.

- Мы провели наблюдения за словами ЛУК, ЗЕБРА, РУЧКА. Чем удивили нас эти слова? Что у них общего? Приведите свои примеры слов, у которых несколько лексических значений.

- И так, у этих слов несколько лексических значений. А как вы думаете, все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений?

Слайд 7 (картинки, иллюстрирующие однозначные слова)

- В русском языке есть и такие слова, которые имеют только одно лексическое значение. На слайде вы видите картинки, иллюстрирующие такие слова. Назовите их. Приведите теперь свои примеры слов, имеющих только одно лексическое значение. На доске примерная запись Слова

Лук                                  Морковь

Зебра                              Пальто

Ручка                             Карандаш

много значений          одно значение

- А теперь, мои юные исследователи, давайте сделаем вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений.

3. Формулирование учащимися выводов.

4. Подтверждение полученных выводов.

- Вы рассуждали и  сделали вывод.

5. Толковый словарь.

- Как же нам удаётся понять, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово?

- Где можно найти все значения многозначных слов?

- Разные значения одного слова помещаются в одну словарную статью толкового словаря. Цифрами  в словарной статье выделяются отдельные значения многозначных слов. На слайде вы видите пример такой словарной статьи для многозначного слова КОЛОКОЛЬЧИК.  Сколько лексических значений у этого слова?

- «Чемпионами» по многозначности можно назвать глаголы. У глагола идтинапример, словарь отмечает более 25 значений, у глагола ставить – 19!

6.Физминутка. 

4. Закрепление изученного. 1. Распределение слов по группам – работа в парах.

   Кисть, арбуз, мышь, осень, тетрадь, пальто, золотой, лисички, компьютер, труба.

2. Упражнение «Допиши стихотворение».

- А теперь, ребята, я предлагаю вам побыть поэтами и дописать стихотворение.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь …?

А в ответ колоски шелестят:

- … руки растят.

- К сожалению, в нём «потерялись»  некоторые слова. Вам нужно подобрать и вставить «потерявшиеся» слова на свои места.

- Справились с заданием? Давайте проверим, что у вас получилось.

- Какие значения у слова ЗОЛОТОЙ в этом стихотворении?

(золотая рожь – спелая, золотые руки – трудолюбивые, умелые)

-Давайте запишем разные словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ и покажем, что это многозначное слово.  (золотое сердце – доброе; золотая голова – умная; золотой работник – нужный, хороший, золотая осень – жёлтая, золотой малыш – дорогой)

- Молодцы, показали много значений слова ЗОЛОТОЙ. Интересно, а сколько их у этого слова в толковом словаре? Давайте узнаем!                                                                                          5. Рефлексия.

Игра «Хитрые вопросы».

  • Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
  • Какую ноту кладут в суп?
  • Из какого крана нельзя брать воду?
  • Из каких ноготков нельзя собрать букет?
  • Какой лук в салат не порежешь?

6. Подведение итогов.