ДЭ Род глаголов в прошедшем времени
план-конспект урока по русскому языку

Рубцова Анастасия Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Род глаголов в прошедшем времени376.45 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

1.Приветствует учащихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

- Сегодня на уроке мы с вами будем не одни, а с Суперсемейкой.

- Знаете ли вы, что это за семья?

- Скажите, а какими должны быть настоящие супергерои?

- Верно, именно эти качества есть у настоящих супергероев. А хотели бы вы быть супергероями?

- Отлично!

 

1. Приветствуют учителя.

2. Организуют своё учебное

место.

- Семья супергероев.

- Смелыми, умными, сильными и храбрыми

- Да

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

- Ребята, поступил важный звонок, давайте ответим. Прочитайте, пожалуйста!

- На помощь отправятся только взрослые, а дети супергероев и мы с вами, будем им помогать из дома с помощью панели управления!

- Вы готовы к такому важному заданию? Ошибиться нельзя!

- Пока родители Супергерои летят на задание, мы будем ждать от них звонка, чтобы им помогать.

- Здравствуйте настоящие супергерои! Нам нужна ваша помощь. В городе серьезные проблемы и только вы сможете нам помочь!

- Готовы!

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

- Посмотрите на панель, загорелась синяя кнопка. Давайте на нее нажмем и узнаем, что нужно сделать.

- Прочитайте задание!

Отгадав загадку вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке.

Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт

- Как вы думаете, с какой частью речи мы сегодня будем работать?

- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Что это?

- Как изменяются глаголы?

В настоящем времени обозначает действие, которое …

В прошедшем времени обозначает действие, которое …

В будущем времени обозначает действие, которое ……

- Прочитайте слова.

Светил, светила, светило.

Что в них общего?

Подберите к ним имена существительные по смыслу.

Чем отличаются эти глаголы?

- А вы знали, что у глаголов тоже есть род, как и у имен существительных?

- Это и будет главный вопрос урока.

- Сформулируйте тему урока.

- Поставьте цели на урок.

- Составьте план урока в правильной последовательности.

Молодцы, ребята!

- Сегодня мы будем работать с частью речи - глагол.

- Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д.

- По числам и лицам

происходит в наст.вр. в момент речи

уже произошло или происходили в пр. вр., до момента речи

произойдут в б.вр., после момента речи

- Это глаголы прошедшего времени, родственные слова.

- Месяц светил, луна светила, солнышко светило.

-Мы еще не знаем…

Не знали…

- Род глаголов в прошедшем времени

- Научиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания.

План:

  1. Узнаем как, определять род глаголов пр.вр;
  2. Научимся выделать окончания глаголов пр.вр. и изменять глаголы пр.вр.по родам
  3. Выполним упражнения
  4. Сделаем выводы

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

- К нам поступило сообщение от родителей Супергероев.

Прочитайте, пожалуйста!

Ребята, нам нужна ваша помощь, если вы правильно выполните это задание, у нас будет ключ к спасению людей!

Определите время и число глаголов. Поставьте к каждому глаголу вопрос.

Солнце грело, всё грело и грело.

Дождик падал, гулял ветерок.

И малина взяла да поспела

Точно- точно в положенный срок!

- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.

Сделайте вывод: для чего служит суффикс л?

Да верно, если в глаголе есть -л- ,то глагол стоит в форме прошедшего времени. А вот и ключ для сундука. Вы отлично справляетесь!

- На телефон пришло сообщение, это фотография, посмотрим..

О нет, папа Супергерой попал в ловушку и ему нужна помощь. Нужно сказать одно правило, но мы его еще не знаем, и сейчас в этом быстро разберемся.

- Поможем все вместе?

Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов.

- Ребята, как определить род глагола?

Откройте учебники на странице 121, прочитайте «обратите внимание!», и скажите, были ли мы правы?

- Теперь выполним упражнение 215, стр. 121.

Прочитайте.

- Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами.

- Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул

- Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени.

- Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?

Перелистните страницу и прочитайте правило.

Были ли наши суждения правильными?  

Сделайте вывод.

- Какой пункт плана мы может отметить?

- Отлично, папу Супергероев спасли, теперь они летят дальше!

- Ребята, звонок от мамы Супергероев. Прочитаем.

Что-то вдруг загрохотало!

И огнём заполыхало!

И берёза застонала

И руками замахала!

И осина!... И сосна!...

Верно, думали война…

- О чём стихотворение?

Какое настроение вызывают эти строки?

Какие слова передают такое настроение?

Какое значение внесла в глаголы приставка за-?

Прочитайте задание.

Определите род и число глаголов.

- Спасибо! Все верно! Полетела я дальше.

- Какой пункт плана мы может отметить?

Грело-пр.время, ед.число,

падал-пр.вр, ед.ч.,

гулял-пр.вр.,

взяла-пр.вр., ед.ч.,

поспела-пр.вр., ед.ч.

Солнце (что делало?) грело.

Дождик (что делал?) падал.

Ветерок (что делал?) гулял.

Малина (что сделала?) взяла, поспела.

- суффикс Л

Образует форму прошедшего времени.

Вывод: Если в глаголе есть - л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени.

- По роду имени существительного, с которым он связан.

- Мы были правы!

- Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет.

- Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось.

- Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

- Не изменяются по родам

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

Летела мимо тети Эдны, заглянула к ней. А она дала мне стихотворение и задание. Помогите мне, а то она меня так просто не отпустит!

- Это стихотворение о грозе.

-Тревожное настроение.

-Загрохотало, заполыхало, застонала, замахала.

-Приставка за- вносит в глаголы значение начала действия.

Первичное закрепление (4-5 мин)

- Ребята, на панели загорелся красный рычаг, давайте его опустим вниз и узнаем, что произошло.

              м.р.     ж.р.     ср.р.

Расти — рос, росла, росло;

Говорить, поднять, гореть, звенеть, цвести, играть

- Какой пункт плана мы может отметить?

Нам снова нужна ваша помощь! Выполнив следующее задание, мы сможем спасти весь город! Вам нужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени. Записать и выделить окончания.

                    м.р.         ж.р.           ср.р.
говорить — говорил
, говорила, говорило;
                        м.р.          ж.р.      ср.р.
поднять      поднял
, подняла подняло;
                        м.р.     ж.р.     ср.р.
гореть — горел
, горела, горело;
                      м.р.           ж.р.       ср.р.
звенеть —
 звенел, звенела, звенело;
                    м.р.     ж.р.      ср.р.
цвести — цвёл
, цвела, цвело;
                    м.р.      ж.р.        ср.р.
играть — играл
, играла, играло.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

- Вот и прилетели родители домой! Все мы справились отлично.
- Папа сел, рассказать своему маленькому сыну, что сегодня мы узнали нового, но он уснул. Давайте это сделаете вы!
На уроке мы говорили о…
На уроке я узнал…
Я выполнил задания…
Цели урока (достигли/не достигли)

- Какой пункт плана мы может отметить?
- Отлично! А вот наш малыш Супергерой и заснул, и Суперсемейка отправляемся отдыхать от сложного дня, а наш с вами урок окончен! Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...

Изменение глаголов в прошедшем времени

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 4 классе по теме: "Изменение глаголов в  прошедшем времени", система Л.В.Занкова. Материал позволяет более полно и широко проникнуть ...

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам....

"Правописание глаголов в прошедшем времени"

Закреплять знания об особенностях глаголов; развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;развивать устную и письменную речь; закреплять навыки морфемного, синтаксич...

Урок ФГОС на тему "Неправильные глаголы в прошедшем времени"

Тип урока: урок открытия новых знаний Тема урока: Неправильные глаголы в прошедшем времени (Irregular verbs in Past Simple) Цель: Научить распознавать неправильные глаголы в прошедшем ...

урок русского языка в 3 классе тема Изменение глаголов в прошедшем времени

Урок направлен на формирование самостоятельных навыков при постановке задачи на урок, при нахождении решения этих задач, а так же воспитывая культуру речи, можно пополнить запас фрезеологических оборо...