Статья «Диктант- как элемент совершенствования грамотного письма»
статья по русскому языку

Платонова Лариса Владимировна

В статье даётся анализ основных видов диктанта в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_platonova_l.v.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДИКТАНТ - КАК ЭЛЕМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

Платонова Лариса Владимировна

                                                                 учитель начальных классов

МБОУ « Средняя школа № 108

Имени Первой гвардейской Армии»

     Достижение практической направленности преподавания русского языка в начальных классах требует от учителя постоянного внимания к совершенствованию навыка грамотного письма., систематического повторения и закрепления наиболее сложных для усвоения разделов фонетики, графики, грамматики и правописания.

     Диктанты являются активной формой тренировочных упражнений, способом проверки навыков учащихся по правописанию. Письмо пол диктовку требует от учащихся большой сосредоточенности, потому что во время диктанта они должны воспринять и записать графическими знаками устное высказывание. При этом учащиеся не всегда могут опираться исключительно на слуховое восприятие, так как во многих случаях написание слов не совпадает с произношением и требует применения соответствующих орфографических правил.

      Система учебных диктантов способствует формированию орфографического чутья и зоркости, творческого отношения к процессу письма.  

     В повседневной работе учителя не всегда используют весь спектр видов диктантов и часто зацикливаются только на 2-3. Предлагаю вспомнить всё разнообразие этой формы работы применительно к возрастным особенностям ученика начальных классов. Диктанты бывают обучающие и контрольные.  

      На этапе первичного усвоения орфографического правила наиболее эффективны пояснительные и предупреждающие диктанты. При этом целесообразно использовать приём пропуска буквы, если она вызывает сомнения. В дальнейшем такие пропуски может прокомментировать как учитель, так и те товарищи по учёбе, у которых эти моменты не вызвали затруднений. Следует отметить, что предупредительный диктант целесообразно давать тогда, когда учащиеся уже частично усвоили изучаемое правило.

      Выборочный диктант проводится с целью проверки усвоения одного какого-либо правила. Учащиеся записывают не весь текст, а отдельные слова или словосочетания, которые соответствуют правилу. Такой диктант требует медленного чтения учителем. Это экономный вид работы, который вместе с тем формирует внимание, орфографическую чуткость.

      Экономным и целеустремлённым является словарный диктант, который за небольшой промежуток времени позволяет записать много слов на определённое правило или словарных слов. Тем более, что в современных реалиях именно этому виду диктантов уделяется особое внимание на уроках русского языка.

      Суть творческого диктанта заключается в том, что в ходе его выполнения одновременно выполняются некоторые задания творческого характера: распространяют предложения словами, необходимыми по смыслу, составляют или перестраивают предложения по опорным словам, отвечают на поставленные вопросы.

     Чтобы провести самодиктант, следует провести предварительную подготовку. Дети запоминают текст или небольшое стихотворение, принимая во внимание правописание отдельных слов и постановку знаков препинания, а потом записывают его самостоятельно.

     Особенностью свободного диктанта является то, что учащиеся записывают его не дословно, а так, как его сумели запомнить. Свободный диктант является промежуточным звеном и между контрольным диктантом и изложением.

     И, наконец, контрольный диктант с грамматическим заданием или без него. Диктантов в методике русского языка существует множество видов, но не все они подходят для работы в начальных классах.

     Остановимся на той форме диктанта, которая редко используется в начальной школе. Это выборочно-распределительные диктанты. Суть диктанта заключается в том, что нужно не только выбрать слова на определённые правила, а и распределить их на несколько групп.

      Например: дети получают задание выписать из текста имена существительные в три столбика по родам. Учитель медленно диктует текст, где присутствует примерно одинаковое количество имён существительных разного рода, а учащиеся анализируют и выписывают слова  в три столбика, распределяя их по родам. На этапе закрепления правила целесообразно давать такой вид диктанта с комментированием. Когда правило твёрдо усвоено, можно применять этот вид работы и для самостоятельного выполнения.

    Следует отметить, что написание диктантов в начальных классах регламентируется документами, в которых указано количество слов для разного вида диктантов и методическими рекомендациями к их написанию.

Литература:

  • Безденежных Наталья Вячеславовна, Козакова Александра Алексеевна

"Диктанты на все правила. Для начальной школы" Феникс, 2020 г.

  • Шевердина Наталья Александровна

"Диктанты по русскому языку для начальной школы" Феникс, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Резервы совершенствования навыка грамотного письма. Система работы в 1-2 классах, направленная на предупреждение ошибок.

В статье описывается система работы по предупреждению орфографических ошибок в 1-2 классах. Материал может быть полезен учителям, работающим по УМК "Гармония"....

Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

Статья. Формирование навыков грамотного письма.

На примере наиболее сложной темы (на мой взгляд) "Безударные гласные в корне слова" показала систему работы по формированию навыка грамотного письма....

Статья «Развитие навыков грамотного письма»

Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неум...

статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"

Данная статья содержит практические рекомендации для учитетелй начальных классов по формированиюнавыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе....

Статья "Как помочь детям усвоить грамотное письмо"

Среди  школьных предметов много  огорчений  причиняет  детям  русский язык. Как  помочь  детям  усвоить грамотное письмо? При  простуде мы рекомендуем попи...

Совершенствование навыков грамотного письма

В подборке упражнения и мтериалы к ним для отработки грамотного письма у младших школьников...