КАК НАЙТИ В СЛОВЕ КОРЕНЬ
план-конспект урока по русскому языку

КАК НАЙТИ В СЛОВЕ КОРЕНЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_3_klass_koren.odt202.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

пробного урока русского языка,

данного в 3 классе

МБОУ ООШ №2 г. Болхова

разработанная обучающейся 4 курса группы «А»

специальности 44.02.02

 Преподавание в начальных классах

Радюк Алиной Юрьевной

Дата: 19.10.2022

Предмет: Русский язык

Тип урока: Комбинированный

Тема: «Как найти в слове корень?»

Цель урока: Формирование умения определять корень в однокоренных словах.

Задачи:

научить находить корень в слове и графически обозначать, формировать умение подбирать и образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас детей посредством изучения нового материала, формировать умения сотрудничать друг с другом.

 Планируемые результаты:

- знать понятие корень слова;

- уметь находить корень слова и графически обозначать;

- научиться подбирать и образовывать однокоренные слова.

Метапредметные:

Познавательные:

- умение применять свои знания при выполнении заданий.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему урока;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- умение согласовывать позиции и находить общее решение, сотрудничать друг с другом.

Личностные результаты:

  • определять правила поведения при совместной работе.

Оборудование: Учебник русского языка 3 класс 1 часть, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивационно-ориентировочный

1.Приветствие.

-Здравствуйте , ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Алина Юрьевна.

2.Эмоциональный настрой.

Хороший день!

А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит.

Он умножит счастливые дни.

3.Проверка готовности к уроку.

-Проверьте порядок на своих столах, перед вами должны лежать учебники, пенал, тетрадь.

4.Минутка чистописания.

(Запись под диктовку.)

Тётя, любовь, букварь, крючки, пряник, люстра, зверь, львята, время.

-Подчеркните буквы, которые обозначают на письме мягкость предыдущего согласного.

5. Подбор однокоренных слов.

-Откроем тетради, подпишем число, классная работа.

-Сейчас я продиктую вам слова, запишите их. Игра, письмо, свет, смотр.

-Подберите к ним однокоренные слова , отвечающие на вопрос «Что делать?»

-Давайте проверим , как вы выполнили данную работу, обменяйтесь тетрадями. Если увидите ошибку, исправьте её карандашом. Выделите общую часть слова в словах.

-Как называется часть слова, которую вы выделили ?

-Правильно, корень.

6.Определение темы урока.

-Я продиктую вам слова, вы записывайте их в тетрадь. Садовник, подводник, перевозчик.

-Выделите в данных словах корень.

-Расскажите, как вы находили корень в словах.

-Какая же у нас будет тема урока?

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку.

Подчёркивают буквы.

Открывают тетради, подписывают число, классная работа.

Подбирают однокоренные слова, записывают в тетрадь.(Играть,писать,светить,смотреть).\

Проверяют выполненную работу, исправляют ошибки

-Корень.

Записывают слова в тетрадь.

Выделяют корень слова.

Подбирали однокоренные слова, выделяли общую часть.

- «Как найти в слове корень».

2.Поисковый

1.Определение  задач урока.

-Какие задачи мы перед собой поставим?

-Молодцы.

2.Повторение правил посадки.

-Давайте вспомним с вами проверим , то как вы сидите. Сядьте правильно, руки положите на парту, спины выпрямите.

3.Чтение правила по учебнику.

-Откроем учебник на странице 75.Прочитаем сведения о корне слова.

4.Беседа по содержанию правила.

-Что нужно сделать , чтоб найти корень в слове?

-Как пишется корень в однокоренных словах?

-Приведите примеры.

-Знать определение «корень», уметь находить корень и обозначать его, научиться подбирать однокоренные слова.

Дети проверяют, как сидят за партой.

Открывают учебник, читают правило.

-Подобрать однокоренное слово.

-Одинаково.

-Слон-слоновый, школа-школьник, стол-столовый.

3.Практический

1.Выборочное списывание..

-Посмотрите на упражнение 133. Прочитайте задание. Откройте словарь однокоренных слов. Выполните задание. Выпишите по три слова с каждым корнем.

-Как вы думаете, какое значение у корней в выписанных словак ?

-Совершенно верно.

2.Подбор однокоренных слов.

-Давайте выполним следующее упражнение 134.

-Подберите к данным словам однокоренные слова и объясните их лексическое значение.

-Выполните письменно задание к уроку.

-По очереди будем говорить , какие слова записываем.

3.Чтение и анализ текста.

-Как вы думаете, какую задачу мы выполнили?

-Открываем страницу76, рассмотрим упражнение 135.

-Прочитайте текст.

-О чём в нём говорится?

-Найдите в тексте однокоренные слова. Назовите корень  

-Какие слова в современной речи не встречаются? Почему?

-Выполните письменное задание самостоятельно. (Имя ученика) , идёт к доске выполнять задание.

-Давайте проверим , правильно ли (Имя ученика) выполнил задание.

4.Словарно-орфографическая работа.

-Составьте из данных букв слово. ЦОЛИАСТ.

-Какое слово получилось? Найдите данное слово в словаре. Запишите его в тетрадь. Выделите орфограмму.

-Составьте предложение со словом «столица», запишите в тетрадь.

-Какое предложение у вас получилось?

-Запомните написание этого слова.

5.Физкультминутка.

Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
Раз-два — поднялись,
Раз-два — руки вниз.

6.Чтение статьи в рубрике.

-Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на странице 76.

7.Беседа по содержанию статьи.
-Что такое чередование?Приведите примеры.

8.Определение корня в однокоренных словах.(устно)

-Откройте страницу 77,  прочитайте задание к упражнению  137. Обратите внимание на корень в первой паре однокоренных слов. Выполните задание.
-По цепочке читаем пары однокоренных слов, называйте корень.

9. Игра «Третий лишний»
-Найдите в каждой строке лишнее слово. Объясните почему.
1) Холод, холмик, холодный.
2)Лист, лисица, лисёнок.
3)Моряк, море, морж.
4)Лось,лосось, лис.

Дети открывают учебник, читают задание. Выполняют задание.

-Дал-на большом расстоянии от чего-то.

Дол-низменность, место внизу.

Мир-отсутствие ссоры.

Массажист-массаж.

Модельер-модель.

Переводчик-перевод.

Писатель-писать.

Программист-программа.

Строитель-строить.

Футболист-футбол.

Электрик-электричество.

Языковед-язык, ведать.

Ученики объясняют значения слов.

-Познакомились с корнем,научились находить однокоренные слова.

Обучающиеся читают текст.

-О значении слова «стол».

-Стол, перестол, в столице, стольные. Корень «стол».

Княжение, княжества, князь,княжеские. Корень «княж»

Цари,царсике. Корень «цар».

-Перестол, цари, царские. Эти слова вышли из употребления.

Выполняют задания в тетради самостоятельно, один ученик выполняет у доски.

Проверяют правильность выполненной работы ученика.

-Столица.
Записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму.
Составляют предложение в рабочей тетради.


-Москва-столица России.

Ученики выполняют физкультминутку.

Читают информацию в учебнике.

-Замена звуков при образовании и изменении слов.

-Возить-вожу.

Сказать-скажу.

Ухо-уши.

-Холмик, лист, морж, лис.

4. Рефлексивно-оценочный

1.Подведение итогов урока.

-Прочитайте сказку , которую сочинил ваш сверстник.

На одном сказочном материке находились два государства. Одно кошачье, в другом жили мыши. Двумя государствами правил Кошей Бессмертный. Кощей разжигал войну между кошками и мышками. Страдали от войны все. В каждой кошачьей семье плакали котята, и в семьях мышей было горе.
Однажды котёнок Том решил узнать, с кем воюют его отец и старший брат. Он тайком перешёл границу и попал в мышиное государство.
Первым, кого он увидел, был мышонок по имени Джерри. Они сразу понравились друг другу и стали думать, как спасти их страны от войны.
Джерри предложил пойти в страшный дремучий лес к его бабушке
Крысе и спросить совета о том, как избавиться от Кощея. Шли они два дня и две ночи и, наконец, пришли. Бабушка Крыса сказала, что больше всего на свете Кощей боится запаха роз. Она дала Тому и Джерри мешочек с семенами, чтобы те засеяли ими поле.
Том и Джерри так и сделали. Когда аромат цветущих роз стал кружить над обеими странами, Кощей в страхе покинул трон и исчез навеки.
- Вам понравилась сказка? Можно ли назвать её доброй? Почему?

- Найдите в тексте однокоренные слова. Назовите корень.

- Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?

-Что такое корень слова?

2.Рефлексия.

-Что вы узнали нового сегодня на уроке?

-Какие задачи сегодня на уроке мы ставили?

-Если вам понравился сегодняшний урок, поднимите зелёную карточку, если у вас возникли трудности, то красную.

3.Домашнее задание.

-Повторить изученные правила.

-Спасибо за урок, до свидания!

Читают сказку.

-Да. Можно. Герои сказки прогнали Кощея.

-Крысе-крыса (крыс), мышками-мышей (мыш), кошками-кошачьей (кош).

-Подобрать однокоренные слова.

-Главная значимая часть слова?


-Что такое корень слова, как его находить.

-Знать определение «корень», уметь находить корень и обозначать его, научиться подбирать однокоренные слова.

Поднимают карточки в соответствием понятого материала.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Как найти в слове корень?"

Конспект урока для 3 класса по русскому языку. Тема : "Как найти в слове корень?"...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова....

русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР по теме "Как найти в слове корень?"

Целью данного урока является: создание условий для формирования умения находить в сове корень. Показать, что корень в однокоренных словах пишется одинаково...