ЗВОНК И ГЛУХ СОГЛ КАК ОТЛИЧАТЬ
план-конспект урока по русскому языку

ЗВОНК И ГЛУХ СОГЛ КАК ОТЛИЧАТЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.01.2023

Класс: 2

Тема: «Звонкие и глухие согласные звуки. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?»

Тип урока: открытие новых знаний.         

Цель: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные в устной и письменной речи.

Задачи:

  • Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные;
  • Отрабатывать навык сравнения, сопоставления, анализа звуков и букв; содействовать развитию правильной речи, логического мышления, внимания;
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, внимательного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- повторение признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков;

- развитие умения анализировать звуковой состав слова, развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления, устной и письменной речи;

- воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к изучаемому предмету и процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные:

- развивать правильную устную речь;

- применять орфографические правила записи предложений;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки анализа информации.

Регулятивные: 

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: 

- слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать работу.

Личностные: 

- осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителя;

- пользоваться формами самооценки и взаимооценивания на уроке.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс. 2 часть. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; раздаточный материал.  

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационно – ориентировочный этап

1. Приветствие.

- Присаживайтесь.

2. Психологический настрой.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

– Проверим готовность к уроку 

3. Проверка готовности к уроку.

Внимание!

Проверь дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

4. Запись числа.  

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Ребята, открываем тетради, отступаем 2 линеечки вниз.

- Записываем сегодняшнее число.

- 23 января. Классная работа.

5. Минутка чистописания.

- Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов

пенал, апрель, капуста, топор, серп

- Какая это буква?

- Определите порядок написания букв.

- Прописываем строчку буквы пэ.

- И строчку соединенных двух букв пп.

6. Постановка проблемной ситуации.

  • - Прочитайте слова на доске.

Лу_, ду_, хле_, стри_, вдру_, заво_

  • - Можем ли мы с точностью определить, какие буквы нужно вставлять?
  • - А хотите научиться без ошибок быстро и правильно писать такие слова?
  • 7. Определение темы и задач урока.

- Ребята, как вы думаете, какова же тема нашего урока?

- Какие задачи будем решать?

Приветствуют учителя.

Присаживаются.

Эмоционально настраиваются на урок русского языка

Проверяют готовность к уроку

Слушают внимательно стихотворение

Подписывают число в тетрадях

Буква пэ

Строчная буква пэ и буквы в алфавитном порядке

нет

да

Тема: «Звонкие и глухие согласные звуки. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?»

Задачи:

1. Научимся характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки.

2. Будем учиться подбирать примеры слов с глухими и звонкими согласными в словах.

II. Поисковый этап.

  •  1. Наблюдение над языковым материалом.
  • - Откройте учебник на с. 16. Прочитайте название раздела.

 - Прочитайте, что нам надо выяснить на данном уроке. 

  1. - Прочитайте заголовок таблицы.
  2. - На какие две большие группы разделили согласные звуки? Как их отличить?
  3. - Проведем опыт, описанный на с. 16. (Один ученик читает, учащиеся выполняют.)

- Упр. 24 (с. 16).

-Произнесите сначала звонкие согласные, а затем глухие согласные.

-Вспомните, почему согласные так называются: «звонкие»  и «глухие». Какие из них произносятся ч помощью голоса и шума, а какие – только с участием шума?

-Объясните, как отличить звонкий согласный звук от глухого?

2. Формулировка самостоятельного вывода.

- Какой же вывод мы можем сделать из этого упражнения?  

-Давайте проведём опыт на стр.16

см. рубрику «Проведение опыта!»

Читают

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих.

  1. Звонкие согласные и глухие согласные.

  1. Звонкие согласные произносятся с участием голоса и шума, глухие — только с участием шума.

Ответы учащихся

Проводят опыт

III. Практический этап

1. Осложненное списывание.

- Упр 25 (с. 17)

-Прочитайте. Спишите загадку. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

-В каких словах загадки все согласные звуки только звонкие, а в каких только глухие? Произнесите согласные звуки в этих словах.

Моря есть – плавать нельзя.
Дороги есть – ехать нельзя.
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (карта)

2. Устно выполнение задания.

Упр. 26 (с.17)

-Давайте вспомним и произнесём парные согласные звуки.

- А теперь, подберите слова, которые начинаются с парного по глухости-звонкости согласного звука, например: болт – полк, бе́лка – пе́нка.

-Я буду называть первое слово, а вы к нему будете подбирать пару.

Болт – полк, белка – пенка
Ваза – фара, вилка – фиалка
Гора –кора, гиря – кисть
Дом – том, дядя – тень
Жила – шило
Заноза – сани, зима – сила

2. Физкультминутка.

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

3. Игра «Шарады»

- Упр. 27 (с.17)

  • - Назовите пары слов и звуки, которыми они различаются.
  • Запишите слова через тире, подчеркните эти буквы.
  • -Я буду читать подсказки, а вы будете записывать пары слов.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос— голос.)

С глухим траву она срезает,

Со звонким — листья объедает. (Коса — коза.)

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким — как огонь горячий. (Шар — жар.)

Жар – шар, коза – коса, борт – порт, голос – колос, день – тень.

-Вы большие молодцы, все справились с заданием.

4. Самостоятельная работа. Выборочное списывание.

-А теперь, предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.

- Карточка.

Грибы, шапка, домик, лиса.

- Вариант I подчеркивает в словах звонкие согласные.

- Вариант II — глухие согласные.

Два ученика выполняют задание на откидной доске. - Самопроверка. Обмен тетрадями, сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «Пальца».

Все согласные звуки звонкие в словах:
«моря» [м], [р'];
«нельзя» [н'], [л'], [з'];
«дороги» [д], [р], [г'];
«земля» [з'], [м], [л'].
Все согласные звуки глухие в словах:
«пахать» [п], [х], [т'];
«что» [ш ], [т];
«это» [т].
Слова «есть», «ехать» нельзя выбирать, так как буква Е стоит в начале слова и потому обозначает два звука [й'] – звонкий согласный, [э] – гласный.

Выполняют задание устно

Выполняют задание

Делятся по вариантам и выполняют задание

III. Рефлексивно – оценочный этап

1. Подведение итогов.

- Над какой темой мы работали?

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Какой опыт мы провели на уроке?

- Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Как он помогает различать глухие и звонкие согласные?

  1. - Все ли вам было понятно?
  2. - Кому нужна помощь учителя?
  3. - Какое задание вам было интересно выполнять?

2. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке «Смайликами».

3. Домашнее задание.

- Открываем свои дневники и записываем ДЗ.

- Учебник: стр. 18 упр. 28

- Урок окончен.

Ответы детей

Оценивают свою работу на уроке

Пишут ДЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel

Мониторинг  по  русскому  языку  по  теме: "Парные  звонкие и  глухие  согласные  в  корне  слова"  в  3  классе  содержится ...

Отличие звонких и глухих согласных 2 класс

Презентация к уроку русского языка во 2 классе  "Различие звонких и глухих согласных"...