Разработка урока русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Cамолюк Ирина Владимировна

Разработка урока русского языка 3 класс " Суффикс. Значение суффиксов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_otkrytyy.docx50.05 КБ
Файл moy_urok_russkogo.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Суффикс. Значения суффиксов.

Цель:  -совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов;

-познакомить учащихся с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами, образующими слова-названия лиц по роду занятий; с суффиксами обозначающими предмет вместилище.

- отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.

Задачи урока:

Предметные:
-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
-углублять представления о значении суффикса в слове;
-обогащать словарный запас учащихся;

Метапредметные:
-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы умны, бодры, здоровы,

И к работе мы готовы!

Запишем дату в тетрадь.

  1. Актуализация знаний.

Включиться в работу нам поможет  игра « Доскажи словечко»

  •  Главная значимая часть слова – это……  ( корень)
  •  Изменяемая значимая часть слова, которая служит  для связи слова в предложении и словосочетании и образует форму слова.  …… (окончание)
  • Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов……. (приставка)
  • Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов…… ( суффикс)

Говорили мы с вами об этой морфеме вчера?

Давайте отметим. Что мы знаем по этой теме

Знаем                     
– Что такое суффикс?
– Где стоит суффикс?
– Для чего служит?

- Как найти  в слове суффикс?

- Значение суффиксов.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?

-Итак, тема урока: « Суффикс, значения суффиксов»

Цель: узнать, на какие группы по значению делятся суффиксы; учиться образовывать слова с помощью суффиксов; разбирать слова по составу.

Для изучения новой тем мы с вами проведём мини- исследование. Работаем в группах.

Каждая группа выбирает командира. Задание для исследования одинаковое. С помощью суффиксов образовать новые слова и понаблюдать,  какое значение придаёт данная группа суффиксов словам. Результаты исследования поместим на дерево.

Работа в группах.

Заселили всё на дерево

Итог: Какие значения у суффиксов?

Практическая работа :образовывать слова с разными суффиксами и разбирать.

 Лиса, лисонька, лисица, лисичка, лисий. (доска) пользуясь памяткой.

Физминутка

Тишина

Поднимает руки класс — это раз,

Повернулась голова — это два,

Руки вниз, вперед смотри — это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать — это пять,

Всем ребятам тихо сесть — это шесть.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

(Далее шепотом.)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

        

Выполнение упр  №168 (комментиров.)

Закрепление

А) устно

 

Игра «Назовите одним словом».  

Маленький зуб – … зубок

огромные глаза – … глазища

спортсмен, занимающийся лыжным спортом – … лыжник

маленькая морковь – … морковка

тонкий слой жира – … жирок

Ответьте на вопрос:  кто,  где работает?

На тракторе работает – … тракторист. 

В киоске –…   киоскёр.

В аптеке – …  аптекарь.

В кассе –…  кассир.

На конюшне –…  конюх.

3) Работа в паре.

 У меня рассыпались слова. Суффиксы перепутались. Вам нужно соединить слова с суффиксами. Для каждого слова подбираем один суффикс, повторяться суффиксы не должны.

ветер  -   ик

шар   -   ец 

суп   -     ок

мороз    чик

  Сверка с доской (слайд)

 - Вы сегодня отлично поработали и получаете от Профессора по словообразованию подарок. (шарада)

Корень мой находится в цене,

В очерке найдите приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале.

ИТОГ УРОКА.  Рефлексия.

Определите,  что вы понимаете,  знаете  и умеете.  Покажите  + или -

Понимаю, что такое суффикс. ~

Умею находить суффикс в слове. ~

Знаю значения, которые может иметь суффикс. ~

Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов. ~

- Дополнение предложений:

Сегодня на уроке:

1. Я узнал…
2. Я понял…
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
5. Для меня было открытием, что…
6. Могу порадоваться успехам…

 Домашнее задание.

 В учебнике стр. 92 упр.172.

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организационный момент: Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Мы умны, бодры, здоровы, И к работе мы готовы!

Слайд 2

12 н оя бря. Кла сс ная р а бота.

Слайд 3

Знаем: Что такое суффикс? Где стоит суффикс? Для чего служит? Как найти в слове суффикс ? Значения суффиксов . + + + + ?

Слайд 4

Тема : Суффикс, значения суффиксов. Цель: узнать , на какие группы по значению делятся суффиксы; учиться образовывать слова с помощью суффиксов; разбирать слова по составу.

Слайд 5

Игра « Назови одним словом» Маленький зуб – Огромные глаза – Спортсмен , занимающийся лыжным спортом – Маленькая морковь – Тонкий слой жира – з убок г лазища л ыжник морковка жирок

Слайд 6

Кто, где работает? На тракторе работает – В киоске –… В аптеке – … В кассе –… На конюшне –… т ракторист к иоскёр а птекарь к ассир конюх

Слайд 7

ветер - ик шар - ец суп - ок мороз - чик

Слайд 8

Корень мой находится в цене , В очерке найдите приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же в дневнике я и в журнале.

Слайд 9

Суффикс - часть предложения 2. Суффикс – часть слова 3. Суффикс - слово Выбери правильное утверждение

Слайд 10

1. Суффикс стоит после приставки перед корнем. Суффикс стоит после корня перед окончанием. Суффикс стоит перед корнем. Выбери правильное утверждение

Слайд 11

Суффикс служит для образования новых слов Суффикс служит для красоты 3. Суффикс служит для связи слов в предложении Выбери правильное утверждение

Слайд 12

з начимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов. Суффикс –

Слайд 13

Рефлексия Я узнал… Я научился… Было интересно… Было трудно… Могу научить…

Слайд 14

Домашнее задание С.92, упр.172


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....