Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему "Слова с удвоенными согласными"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кожина Эржена Намсараевна
 
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему "Слова с удвоенными согласными"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

УМК:  «Школа России».

 Класс: 2                                                                                                                                                                                                                                                

 Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».                                                                                                                                      

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Триединая цель урока:

Образовательная:

- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;

Развивающая:

- развить орфографическую зоркость;  навыки групповой работы; навыки устной и письменной речи, умений анализировать, формирование действий самооценки.

Воспитательная:

- воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать  учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.

Познавательные: развитие умения слышать слова с удвоенными согласными, правильно обозначать их на письме.

Коммуникативные: развитие умения эффективно  сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

формирование умения правильного письма и переноса с удвоенными согласными, выделять орфограмму.

Оборудование и материалы  к уроку:

  1. Учебник, рабочая тетрадь.
  2. Мультимедийный проектор.  
  3. Образец написания буквы Сс, Пп, Бб,Рр.
  4. Наглядность:  солнышко, лучики.
  5. Картинки для словарной работы: перрон, вожжи.
  6. Карточки со слогами в конвертиках.
  7. Листочки для графического диктанта «Плюс-минус».
  8. Кружочки для самооценивания, «Волшебная линеечка» Цукермана.  

Этап урока, цель.

Формы, методы, методические  приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)  Эмоциональный настрой.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Фронтальная.

Словесный.

Психологический настрой.

1. Приветствие гостей и детей.

- Добрый день, дорогие гости. Добрый день, мои любимые умницы и умники.

- Начинаем урок  русского языка.

2. Проверка готовности к уроку.

- Посмотрите внимательно глазками, всё ли у вас готово к уроку?

3. Эмоциональный настрой.

- Ребята, на дворе  зима, холодно, а в нашем классе тепло. Кому хотелось бы сейчас, чтобы засветило яркое солнышко?

- Повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас с вами всё получится и зажгите наше солнышко своими улыбками.

- Что вы подарили соседу по парте? (радость, удачу, пятёрки, своё сердечко…)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи.

Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

Регулятивные УУД:

Проверяют готовность  рабочего места под руководством учителя, нацеливаются  на успешную деятельность.

Коммуникативные УУД: - формирование  умения слушать и слышать.

II.Актуализация знаний.

Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Фронтальная.

Индивидуальная

Игровая ситуация.

Практический.

Письмо.

Пальчиковая гимнастика.

Слайд №2

Слайд №3-8

1.Минутка чистописания.

- Откройте тетради,  запишите число и классная работа.

-Бб Рр Сс Пп (на доске)

 - Теперь заглавную и строчную буквы  напишите в  одну строчку, чередуя.

- Какое у них соединение?

-Какая буква лишняя?

-Найдите на строке самые красивые буквы и подчеркните их. Чем больше подчеркнули, тем лучше.

- Оцените свою работу «волшебной» линеечкой (Методика Цукерман).

 

- К приближению какого праздника готовится вся страна?

- Скоро Новый год. К нам уже спешит Дед Мороз. Он так торопился, что по дороге растерял все звездочки из мешка. Эти звездочки прилетели к нам и сложились в буквы. Какое получилось слово? (Загадки)

- Какая орфограмма есть в слове загадка?

- Как проверить парную согласную?

- Какое слово будет проверочным?

- Вы любите отгадывать загадки? Сейчас мы отгадаем все загадки, а отгадки запишем в тетрадь и выделим орфограммы.

-Взаимопроверка.

- Оцените свою работу.

- А почему эти слова изучаются именно сегодня?  (Удвоенная согласная )

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Переводят слова на родной язык.

Делают гимнастику для пальчиков.

В тетради записывают число и классная работа.

Выполняют письмо по эталону.

Осуществляют самопроверку.

Оценивают свою работу с помощью «волшебной линеечки».

Отвечают на вопросы учителя.

Предметные умения:

вырабатывают каллиграфический подчерк.

Познавательные УУД:  

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Фронтальная.

Словесная.

Беседа.

               Слайд№9

Слайд№10

Слайд№11

Раб. тетр. (устно)

Вывод

Работа с учебником

Слайд№12-13

Слайд№14

— Почему эти слова нужно писать с двумя буквами?

— Закройте одну букву. Прочитайте слова. Что изменилось? (Звук звучит коротко.)

- Посмотрите на эти слова, что их объединяет?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

- Посмотрите на слова: (класс, ак-куратный, пер-рон, хок-кей, антен-на,кас-са) Почему все слова разделены на 2 части? Ещё чему мы должны сегодня научиться? (Правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую) 

2) Работа в паре.Работа в рабочих тетрадях. Упр. 105

Вывод: При переносе слов с удвоенной согласной в середине слова одна буква остается на строке, а другая переносится.

- Оцените свою работу.

- Давайте проверим наши предположения.

- Откройте учебники на с.117 и прочитайте тему урока.

- Молодцы, справились и с этим заданием.

Игра «Наряди елку»

- Дед Мороз спешил к новогодней елке. А она еще не украшена.

- Давайте поможем дедушке нарядить елку. Придумайте слова с удвоенными согласными, и на елке появятся стеклянные шарики.

Например: суббота, аллея, сумма, дрожжи, масса, Анна.

-Чтобы Дед Мороз в Новогоднюю ночь принес всем подарки, нам надо выполнить упр. 188

Отвечают на вопрос учителя.

Высказывают свои варианты формулировок темы и   цели.

Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.

Предметные:

овладевают изучаемыми нормами русского языка; узнают слова с изученными орфограммами, понимают недостаточность имеющихся знаний.

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов; 

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Коммуникативные:

умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IV. Усвоение  новых знаний и способов действий.

Цель: ознакомление учащихся с новым материалом.

1. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Работа по учебнику (Упр. 188, с.117)

2. Физкультминутка.

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Фронтальная.

Индивидуальная

Словесный.

Наглядный.

Чтение. Беседа.

Работа со словарем

Вывод

Коллективная.

Групповая.

Слайд№ 16

Вывод

Выполните  упражнение 188 на с. 117. Дифференцированная работа.

  1. Работа по учебнику. Упр. 188, с.117.  (Письменно)

- Прочитайте слова.

- Значение, каких слов вам неизвестно?

Перрон – площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов.

Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью.

- Чем похожи все слова?

- Произнесите каждое слово про себя.

- Какой звук слышим на месте удвоенных согласных?

- Долгий или короткий?

- Двойная согласная, долгий звук при произношении.

- Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.

- Данила, Тимур, Максим, Настя будете списывать слова только первой строчки (5 слов).

Взаимопроверка.

Вывод: Слова с удвоенными согласными надо запомнить.

- Прочитайте правило. Где можно проверить написание удвоенных согласных в слове? (В словаре)

- Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки.

Игра "Поймай слово".

- Я буду называть слова. Если в них встречается двойная согласная, то вы   хлопаете в ладоши, а если одна согласная, то приседаете.

Слова:

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

 Поработайте в группе. Соберите слова. Конверт№1

3. Игра “Собери слова”. Работа в группе. Фронтальная проверка.

 (Из конверта достаются карточки со слогами)

сум

шос

Эм

хок

кей

ма

се

ма

 - Сейчас вам предстоит поработать в группе.

- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

- Проверим, что у вас получилось.

-Назовите математическое слово (сумма)

-Назовите спортивное слово (хоккей)

- Назовите слово, связанное с дорогой (шоссе)

- Назовите имя человека (Эмма)

- Скажите, как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую?

 (Дети выходят по одному к доске и записывают слова)

- Молодцы, справились с заданием.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания письменно  в тетрадях.

Договариваются между собой, осуществляют

взаимопроверку.

Читают правило.

Выполняют движения.

Работают в группе.

Выполняют задание письменно у доски, в тетрадях. Собирают слова из слогов.

Предметные:

знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные».

Познавательные:

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

уметь высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Предметные умения:

воспринимают смысл читаемого.

Личностные УУД:

осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня.

Коммуникативные УУД:

совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: закрепить навыки правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными.

2. Гимнастика для глаз.

3. Графический диктант «Плюс – минус».

Работа в парах.

Слайд№17-18

Коллективная.

Фронтальная.

На доске

1. Составление предложения из слов с удвоенными согласными.

- Быстро промчался на волшебных санках Дед Мороз. Сразу стало холодно, полетели снежинки. Но в классе снежинки быстро тают.

- Посмотрите, снежинки растаяли, а на их месте появились слова:

- Инна, интересный, читает, рассказ.

- Составьте из слов предложение, запишите.

- Выделите орфограммы.

- Проверим себя!

Вывод: Удвоенные согласные встречаются в собственных.

- Оцените свою работу с помощью «сигнальной карточки». Самоконтроль.

2.Гимнастика для глаз «Ночь – день – бабочка»

- Пора делать гимнастику для глаз. Если услышите слово «ночь», то закрываете глаза, если «день» - открываете, если «бабочка» - моргаете.

        

3. Графический диктант «Плюс – минус».

- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс – минус». Я буду читать слова. Если  звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-».

Слова для графического диктанта:

Анна, ананас, программа, кроссовки, голос, класс.

Проверка. Сверка с эталоном на  доске:

+, -, +, +, -, +.

- Кто выполнил всё правильно поднимите круг.

- Молодцы. Специально для вас аплодисменты.

- Кто допустил 1 или 2 ошибки, квадрат

- Умницы. Вам тоже аплодисменты.

- У кого есть 3 и более ошибок?- треугольник. Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

 (Больше тренироваться в выполнении таких заданий)

Читают, вставляют пропущенные слова с удвоенными согласными, объясняют условия выбора написания.

Сравнивают собственный опыт с представленным.

Выполняют движения глазами.

Выполняют задания учителя, сверяют свою работу с эталоном.

Предметные умения:

воспринимают смысл читаемого.

Личностные:

готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

оценивание усваиваемого содержания;

профилактика утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Коммуникативные:

умение работать в паре.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

- Подведём итог нашего урока.

- Что узнали сегодня на уроке?

(Узнали про слова с удвоенными согласными.)

- Чему научились?

(Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.)

Какие выводы мы сегодня сделали?

- Кому понравился урок?

- Чем порадовали друзей?

- Что  сделали для своего здоровья?

(ФМ, гимнастика для глаз.)

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Регулятивные:

открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

VII. Домашнее задание.

Цель: Разъяснить ход выполнения домашнего задания.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя.

Базовый уровень – Упражнение 189, с.117.

По желанию – задания на карточках.

Карточка №1.

Спиши, разделив слова для переноса.

Русский язык, осенний дождь, новое шоссе, длинные вожжи, свежие дрожжи.

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи.

Регулятивные:

принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

     

         Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
     При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
     Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

      Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (тренажер для глаз, двигательные  физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

      На протяжении всего урока слежу за правильной речью учащихся, чтобы учащиеся давали только полные ответы и старались правильно строить свои мысли.
    Контроль на уроке осуществлялся через самоконтроль и взаимоконтроль, через учителя. Знания учащихся были оценены объективно.

Я считаю, что урок достиг своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 3 класс непроизносимые согласные в корне

План открытытого урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Непроизносимые согласные в корне"....

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Открытый урок по русскому языку.2 класс .Непроизносимый согласный звук-нулевой звук.ПНШ

План открытого урока по русскому языку с применением сингапурских структур....

Сценарий открытого урока по русскому языку на тему: «Написание слов с проверяемыми согласными на конце слова.» 3 класс.

Сценарий открытого урока по русскому языку на тему:   «Написание слов с проверяемыми согласными  на конце слова.»...

Школа России, русский язык, 3 класс "Правописание слов с удвоенными согласными"

Учитель-наставник в позиции «фасилитатор» «Формирование мотивации к обучению» - одна из компетенций учителя согласно профессиональному стандарту. В повседневной практике учител...

Конспект открытого урока по русскому языку, 1 класс. "Согласные звуки и буквы"

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 коррекционном классе. Тема: "Согласные звуки и буквы. Буква Н"...