Открытый урок по русскому языку 3 класс непроизносимые согласные в корне
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Иванова Валентина Геннадьевна

План открытытого урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Непроизносимые согласные в корне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neproiznosimye_soglasnye_v_korne.docx47.4 КБ

Предварительный просмотр:

                        Тема: «Непроизносимые согласные в корне».

Цели: В ходе исследовательской деятельности сформулировать вместе с учащимися правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными в корне; формирование умения проверки написания слов с непроизносимыми согласными в корне, обобщить знания об однокоренных словах.

Ход урока

  1. Организационный момент

У.: Я предлагаю вам сегодня провести урок под девизом: «Ужа?но интере??о всё то, что неизве??но».

У.: Ребята, удивило ли вас что-либо в этой надписи?

Ответ детей (знаки вопроса в словах)

У.: Как вы думаете, зачем я поставила эти знаки?

Дети: Возможно, в этих словах пропущены буквы?

У.: Совершенно верно! А написание этих букв мы еще не знаем. Нам предстоит это выяснить на уроке, а в конце урока мы вставим пропущенные буквы.

  1. Повторение. Чистописание (число в тетради уже записано).

У.: Открываем тетради с правилом.

Правило:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

У.: Сверим с доской число. 20 Декабря. Классная работа.

Игра: «Доскажи словечко»

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… (зарядку).

У.: Назовите первый звук в слове зарядка. Какой буквой на письме он обозначается. Дайте характеристику этому звуку.

У.: Сегодня мы с вами повторим строчную и заглавную букву З, з.

Спишите, продолжив закономерность: Зз, Ззз, Зззз, Ззззз (из каких элементов состоит буква З заглавная и з строчная?).

У.: Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Не рад больной и золотой кровати (записать в тетрадь). Какую работу можно провести с этой пословицей?

Дети: расставить ударения, подчеркнуть орфограммы.

У.: А что надо делать, чтобы не болеть?

Дети: Здоровое питание, разумные физические нагрузки, доброжелательность, уважение к окружающему миру.

  1. Актуализация заданий

Подготовительная игра «Исключи лишнее слово»

Уч.: Прочитайте и исключите из цепочек лишние слова по какому-либо признаку, так, чтобы в них осталось одно слово (причину обоснуйте):

Вероятные ответы детей:

  1. Липа ,ведра, листья, слезинка(безуд. глас;)
  2. Береза, осина, ракета, пенек(не вызывает проблем при написании)
  3. Рыжик, снежок, Чижик, Бобик (снежок –имя нарицательное)

У.: Запишите лишние слова, и записывая к ним проверочные слова.  (1 человек у доски; доска закрыта) Пенек – пень; снежок – снег; слезинка  - слезы.

Взаимопроверка

Уч.: Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего товарища.

- Почему именно эти слова вы выбрали как проверочные? (т.к. безударная гласная стала ударной, и сверьтесь с доской)

 - Какую еще работу надо выполнить с этими словами? (поставить ударения, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную)

У.: Подводим логический итог проделанной работы. Так какие слова называются однокоренными?

Дети: Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень называются однокоренными.

                                Введение новой темы

У.: Правило, которое мы с вами сегодня вспомнили, нам пригодится. Сейчас мы с вами начнем знакомство с новой темой (два ученика выходят к доске, и с обратной стороны доски пишут под диктовку). Звездный, грустный, сердце.

Ребята, задания я дала одно, а результаты получились разные. Почему? Чего мы еще не знаем?

Дети: Мы не знаем еще правило для написания таких слов.

Уч.: Так какой у нас возникает вопрос? Узнать, как пишутся эти слова.

Давайте проведем исследование.

                                        Поиск решений.

У.: Вспомните, как мы учились писать слова с безударными гласными в корне.

- мы подбирали проверочные, однокоренные слова  (безударная гласная стала ударной)

У.: Какие будут предложения? Кто пойдет к доске? Запишем предложения:

1. Солнышко весело улыбнулось нам. (Найти главные члены предложения.)

2. Солнечный лучик проник в комнату. (Определить части речи и подписать их)

3. Из-за тучи выглянуло яркое солнце. (Выписать однокоренные слова (солнечный, солнышко, солнце)).

Дети: формулируют правило самостоятельно как проверить непроизносимые согласные в корне.

У.: Проверим наше предположение с научным текстом в учебнике.  (Чтение формулировки правила в учебнике) Верно ли было наше предположение?

Дети: ДА!

ФИЗМИНУТКА

Первичное закрепление.

  1. (Работа по группам)по классу расклеены 3 круга разных цветов, а у детей  лежат цветные полоски. Формируются группы учащихся, по цветам: 1 группа – желтый, 2 группа – голубой, 3 группа – красный. Каждая группа получает свое задание.
  1. Вставьте пропущенные буквы. Какие бывают непроизносимые согласные?

ПРАЗ.НИК

ЧУ.СТВО

ЗДРА.СТВУЙ

ЛЕС.НИЦА

  1. ЧУДЕ.СНЫЙ

ЯРО..НЫЙ

ХРУ..НУТЬ

ДОБЛЕ..НЫЙ

Вставьте пропущенные буквы. Подберите однокоренные слова, в которых непроизносимые звуки произносятся.

  1. ВЛА..НЫЙ

РАДО..НЫЙ

ГРУ..НЫЙ

ЗАВИ..ЛИВЫЙ

Идет работа по группам.

Защита работ. Выходят представители, защищают работы.

Уч.: Молодцы!

Следующая работа – работа в парах. (На каждую парту ложиться задание)

Игра «Лишний шарик»

Уч.: Нашли правильный шарик? Молодцы! Я рада что вы все справились с заданием.

Уч.: Давайте с вами повторим:

  1. Какова тема нашего урока?
  2. Как проверять непроизносимый согласный в корне?

Уч.: Мы многое узнали! Давайте теперь вспомним девиз нашего урока. Теперь вы самостоятельно сможете вставить вместо вопросительных знаков пропущенные буквы. «Ужасно интересно, все то, что неизвестно!»

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Вам было интересно?
  3. Были ли трудны для вас задания?
  4. Чем был интересен для вас наш сегодняшний урок?

Уч.: мне очень понравилась ваша активность, у всех горели глазки от жажды к знаниям, равнодушных на уроке не было. Спасибо за внимание! Запишите домашнее задание и можете быть свободны.  Д\З: Выучить правило. Записать 6 слов с непроизносимыми согласными в корне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку «Правописание парных согласных в корне слова».

Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение    правила на практике.           Развитие аналитическог...

Урок русского языка "Правописание непроизносимых согласных в корне"

Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России", учебник русского языка Канакиной...

Конспект урока по русскому языку "Проверка парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Школа России"

Данный конспект урока будет полезен учителям, работающих в классах КРО....

Технологическая карта урока по русскому языку "Удвоенные буквы согласных в корне слова" 3 класс Школа России

Урок открытия новых знаний. Разнообразные приёмы, используемые на уроке, позволят учителю активизировать работу учащихся, провести самостоятельную работу и самоконтроль....

Конспект урока по русскому языку "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 3 класс

Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного.Тип урока:  Урок исследования и первичного закрепления новых...