Конспект урока по письму 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока по письму 1 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.66 КБ | |
| 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Слово и слог
Класс: 1
УМК: Школа России
Авторы азбуки: Горецкий В. Г., Кирюшкин В.А Виногдадская Л. А.
Цель: сформировать умение делить слово на слоги
Задачи:
1)Актуализировать знания об единицах речи (предложении как о слове или нескольких словах, выражающих законченную мысль, слове)
2)Актуализировать знания о моделях единиц речи.
3)Тренировать умение составлять рассказ.
Предметный результат: знают, что слово состоит из слогов, умеют делить слово на слоги.
Оборудование: пирамида, модели единиц речи, карточки с изображением животных, колобка.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Посмотрите внимательно на эту пирамиду. Зачем мы её используем? (Чтобы показать, что мы уже изучили) Что вы можете, опираясь на эту пирамиду сказать? (Мы уже изучили предложение и слово.) Есть ли какая-то закономерность в построении пирамиды? Почему для предложения использована большая фигура, а для слова меньше? Имеет ли значение размер фигур, или можно поменять ярусы местами? (Нельзя, потому что мы начали изучать более крупные единицы и перешли к более мелким, из которых они состоят) Все ли ярусы заполнены? С какой изученной единицей непосредственно будет связана новая? (Со словом) Она будет крупнее или мельче? Поднимите руки те, кто знает, как она называется. Правильно, это слог.
2. Актуализация опорных знаний.
Вы сказали, что уже изучили предложение. Сейчас мы это проверим.
Если правду я скажу- вы в ладоши хлопайте, ну а если ошибусь-ножками потопайте. Предложение - это отдельная мысль. Предложения в речи отделяются от друг друга паузами. Предложение можно произносить с разной интонацией. (с какой интонацией можно произнести предложение?) Предложение состоит из слов.
Откройте азбуку по закладке. Перелистните одну страницу. Какая сказка изображена? Что общего во всех иллюстрациях? (На каждой изображён колобок) Почему? (Он главный герой сказки) Назовите всех героев этой сказки. Давайте споём песенку, которую пел колобок, встретив последнего героя.
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
3.Пробное учебное действие.
Произнесите слово колобок.
Выберите на сколько частей можно разделить слово колобок, закрасив иллюстрацию колобка, под соответствующей моделью слова разделённого на слоги.
Поднимите руки те, кто раскрасил первого колобка, то есть вы считаете, что слово состоит только из одной части, одного слога…. Мнения в классе разделились, о чём это говорит? (У нас проблема)
4.Выявление места и причины затруднения.
Нужно было раскрасить колобка, изображённого с моделью слова, разделённого на три части, то есть слово колобок делится на три слога. Поднимите руки те, кто правильно выполнил задание. Можете ли вы объяснить, доказать, что вы выполняли правильно, а не просто сделали наугад и выбрали правильный ответ? Поднимите руки те, кто допустил ошибки. Что вы не смогли сделать. (Правильно разделить слово на слоги, определить количество слогов слове колобок. Почему вы не смогли правильно разделить слово на слоги? (Не знаем способов, методов, приёмов деления слова на слоги) Значит, чему вам нужно научиться? (Узнать способы деления на слоги и научится делить слова на слоги)
5.Построение проекта выхода из затруднения.
Что нам нужно узнать, чтобы делить слова на слоги? (узнать способы деления слова на слоги) А что сделаем, после того, как узнаем о способах? (Нужно потренироваться делить слова на слоги)
6. Реализация построенного проекта.
Существуют несколько способов деления слова на слоги. Первый способ-это скандирование. Кто-нибудь знает значение этого слова? Это ритмичное выкрикивание по слогам. Чтобы понять этот метод, представьте, что мы находимся на соревновании героев этой сказки. Мы с вами будем болеть, поддерживать колобка. И вот уже близко финиш и колобок начал отставать и чтобы его подбодрить и показать, что мы за него болеем как мы будем кричать, скандировать? [ка-ла-бок][ка-ла-бок]Ура! Наш колобок выиграл! На сколько частей мы раздели слово при произношении? (На три) Как метод называется? (скандирование) Прикрепим табличку со словом финиш, которая нам будет указывать на этот способ. При делении слова на слоги другим методом вам помогут кисти рук. Приложите кисть тыльной внешней стороной под подбородок и медленно проговорите слово колобок. Сколько раз опускалась челюсть? Значит, на сколько частей делится слово? Какое животное первым попалось колобку? (заяц) Попробуем разделить это слово таким же способом. Прикрепим табличку, которая нам будет указывать на этот способ. Можно ещё другим способом разделить слово на слоги и в этом нам опять помогут кисти рук. Будем произносить слово бабушка и одновременно хлопать. Сколько хлопков вы сделали? А можно ли больше раз успеть хлопнуть, произнося это слово? А будут ли такие хлопки сочетаться со словом? (Нет) Попробуйте правильно «прохлопать» слово дедушка. Прикрепим на доску карточку, на которой нарисованы руки. Узнали ли вы способы определения количества слогов в слове? Выполнили ли мы первый пункт плана? Что ещё нужно сделать? (Потренироваться) А чтобы узнать, какое слово вы будете делить слово на слоги, отгадайте загадку: кто из героев сказки притворился слабослышащим? Первый ряд делит слово лиса на слоги скандируя, как будто крича, поддерживая лису на соревнованиях, второй ряд - определяют по опусканию челюсти, третий - прохлопывает. Теперь поменяемся сидящие на первом ряду прохлопывают, на втором скандируют, на третьем определяют опусканием челюсти. Ещё раз поменяемся…
Нам пришло письмо из лесной школы. Чтобы отгадать, кто из зверей мог его написать выполните задание: найдите на странице изображение животного встречающегося дважды (Волк) Чем отличаются изображения ? (Изображение цветное и чёрно-белое) (Один сказочный) Как вы это поняли? (Он в одежде…) А изображённый ниже – настоящий. Так вот, волк тоже учится делить слово на слоги. И он понял, что слово всегда состоит из нескольких слогов. Согласны ли вы с ним? На сколько слогов разделится слово волк? Спасибо, что помогли волку разобраться.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Все ли пункты плана мы выполнили? А чтобы проверить, вашу работу поиграем. Если я скажу верное предложение вы встаёте на носочки и тянетесь вверх, а если я скажу ложное предложение вы нагибаетесь и достаёте кончиками пальцев пол. Предложение делится на слоги. Слово делится на слоги. Любое слово можно разделит на два слога. Слово может состоять только из одного слога. Слово может состоять из одного, двух и более слогов. Работая в парах расскажите друг другу то, что вы узнали на уроке.
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Вы получили изображения животных. Вам нужно назвать это животное, разделить это слово на слоги и найти модель вашего слова. Модели слов расположены в разных местах класса. Вам нужно найти подходящую для своего слова и встать рядом.
На обратной стороне листа, на котором изображена модель слова, разделённого на слоги изображены животные, название которых делится на такое количество слогов. Проверьте, правильно ли вы разделили слово на слоги и определили количество слогов: если животное изображено на листе, значит, вы верно выполнили задание. Проверьте себя. Поднимите руки те, кто ошибся. Выполните задание ещё раз.
9. Включение в систему знаний.
Что вы уже знаете о слове? (каждое слово имеет своё определенное значение, может называть предмет..., слово состоит из звуков при произношении, при написании из букв, слово можно разделить на слоги, в слове можно определить ударение) Как можно определить ударение? (переставлять ударение, «позвать слово», произнести шёпотом и послушать) Определим ударение в слове колобок. На сколько слогов делится слово колобок? Какой слог ударный? (третий) А в слове бабушка?
Соотнесите модели с единицами речи.
Опираясь на эти модели, составьте рассказ начав его так: наша речь состоит из ….. Предложения состоят из ….Слова можно разделить на …
10. Рефлексия учебной деятельности
Продолжите поговорку: сделал дело-…. Как вы понимаете её смысл? А мы с вами сделали своё дело? А какое дело, какую цель нужно было достичь? Что нужно было узнать и чему научиться на уроке? Достигли ли мы этой цели? Как докажете? (Правильно выполнили самостоятельную работу)
На партах у вас лежит колобок, но каким будет выражение его лица решать вам. Если работать на уроке вам было интересно, нарисуйте радостное лицо колобку, если не интересно, скучно- грустное.
Предварительный просмотр:
Конспект урока разработан по программе «Школа России» Тема:
Почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить?
Цель: формировать умение правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Ход урока
- Орг. Момент
Прозвенел звонок
Начинается урок
Пусть он вам сегодня будет впрок.
- Актуализация знаний.
- Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о звуках [ш][ч´][щ´][ж]? (на доске появляются эти звуки на листке) – (это согласные шипящие звуки)
- Что можно сказать о звуках [ш]и[ж]?
( это не парные твёрдые шипящие согласные звуки)
- Что можно сказать о звуках [ч´]и[щ´]?
(это непарные мягкие шипящие согласные звуки)
- Ребята, давайте вспомним, что такое опасное место в слове? (это место, в котором мы можем допустить ошибку (орфограмма)
- Молодцы!
- Самоопределение к деятельности
А теперь мы с вами поиграем, я буду читать вам загадки, а вы называть отгадки (на доске будут появляться картинки со словами)
- Правду скажут коль идут, остановятся соврут? (часы)
- Почти сорняк, трава – травою, но кислый лист его весною, кладут в омлет, пирог слоёный, в салат, щи и борщ зелёный? (щавель)
- Словно треугольник в тундре стоит, В небе над ним дымок дрожит. В летний зной и холода Служит людям он всегда? (чум)
- У неё во рту пила, Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь в котёл попала? (щука)
- Он ходит голову задрав, не потому что важный граф, не потому что гордый нрав, а потому, что он (жираф)
- Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда всё несут? (мыши)
- Рябята, посмотрите внимательно на слова, которые появились у нас на доске. Какие орфограммы вы нашли? Назовите их?
(БУКВОСОЧЕТАНИЯ жи-ши, ча-ща, чу-щу)
- Почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить? (дети не знают)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить?)
- Какие цели мы перед собой поставим?
- научимся определять опасные места в словах
- научимся правильно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
- узнаем почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить.
- Работа по теме урока
- Ребята, давным-давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж´], [ш´] и [ч´] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква И.
Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.
С. 115 упр. 1
- Открываем учебник на с. 115 упр. 1. Прочитайте (дети читают слова в столбиках (по столбикам)
- Прочитай слова с буквосочетанием жи-ши, затем ….. Какую «работу» выполняют буква и в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют? (ответы детей)
- Правильный ответ: жи-ши, ча-ща, чу-щу – буквы И, А, У – обозначают звуки [и][а][у], но буква И не обозначает мягкость предшествующего согласного. [ж] и [ш] - остаются твёрдыми.
А буквы А, У не обозначают твёрдость предшествующих согласных. [ч´] и [щ´] – остаются мягкими.
- Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу?
(Нужно запоминать написание гласных в буквосочетаниях потому, что не смотря на твёрдость звуков [ж] и [ш], после них пишется буква И, а также не смотря на мягкость звуков [ч´] и [щ´], после них пишутся буквы обозначающие твёрдость А, У.)
Так мы сохраняем традиции в написании слов русского языка.
- Давайте прочитаем и запомним то, на что нас просят обратить внимание с.115. (кто-то один читает)
- Давайте прочитаем правило на с.116 (дети читают)
Итак, давайте закроем глазки и представим буквосочетания жи-ши, повторяем правило все вместе вслух (жи-ши пишем только с буквой И),
Дальше буквосочетание ча-ща представили, повторяем правило (ча-ща пишем только с буквой А)
Представили чу-щу (чу-щу пишем только с буквой У)
Молодцы! Открываем глазки.
- Физминутка
- Работа по теме урока
С. 116 упр. 3 (учитель читает задание)
- Назовите предметы
- Открываем тетради (читают стихотворение я тетрадочку открою…) (дети диктуют, где записываем число)
Записывают:
мая
Классная работа
Жи ши
(дети по цепочке диктуют слова и записывают в столбики)
- Придумайте еще слова с сочетанием жи-ши
Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею!
- Составьте предложение.
- Ручки пока убрали из рук и подготовили руки на физминутку.
С. 117 упр. 5 устно
Прочитайте (учитель читает задание)
- Определите, в какой порядке должны следовать строчки, чтобы они составили стихотворение (работа в парах)
Прочитайте получившееся стихотворение. Кто автор этих строк? (С. Маршак)
- Найдите слова с буквосочетаниями жи-ши (лужи – стужи (слышим Ы, пишем И)
- Рефлексия
Картинный диктант.
Учитель показывает рисунки, учащиеся записывают слова:
Снежинка, щука, жираф…..
- Запишите слова.
- Подчеркните орфограммы.
- Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями? (жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У)
- Кто уже научился писать такие слова без ошибок?
- Оцените себя.
- Кто считает, что поработал на уроке отлично, всё запомнил, научился применять правило о правописании гласных после шипящих, нарисуйте на полях красный круг.
- Кто считает, что поработал хорошо, но сомневается, что научился применять правило о правописании гласных после шипящих, нарисуйте синий.
- Кто не усвоил правило о правописании гласных после шипящих, нарисуйте зеленый.
- Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали?
- Что понравилось на уроке?
Молодцы! Наш урок окончен.
[ш] [ж]
[ч´][щ´]
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей. | Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей. |
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей. | Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей. |
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей. | Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей. |
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей. | Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей. |
Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу Узкий – ш__________ Маленькие – б________________ Свои – ч_________________ Провожает – вс________________ Мёртвый – ж__________________ Редко – ч____________________ Говорить – м________________ Чистый – ч_м________________ Болтун – м__________________ Радость – п__________________ Конец – н___________________ | Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу Узкий – ш__________ Маленькие – б________________ Свои – ч_________________ Провожает – вс________________ Мёртвый – ж__________________ Редко – ч____________________ Говорить – м________________ Чистый – ч_м________________ Болтун – м__________________ Радость – п__________________ Конец – н___________________ |
Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу Узкий – ш__________ Маленькие – б________________ Свои – ч_________________ Провожает – вс________________ Мёртвый – ж__________________ Редко – ч____________________ Говорить – м________________ Чистый – ч_м________________ Болтун – м__________________ Радость – п__________________ Конец – н___________________ | Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу Узкий – ш__________ Маленькие – б________________ Свои – ч_________________ Провожает – вс________________ Мёртвый – ж__________________ Редко – ч____________________ Говорить – м________________ Чистый – ч_м________________ Болтун – м__________________ Радость – п__________________ Конец – н___________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму «Письмо заглавной букв Б». 1 класс, 1 четверть, УМК "Школа России"
laquo;Письмо заглавной букв Б»....
Конспект урока по письму в 1 классе школы-интерната для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Буква Г. Письмо слов, предложений с буквой Г." Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.
В конспекте подробно показано, как на уроке письма в 1 классе дети с глубокими нарушениями зрения с помощью разных приёмов закрепляют умение писать слоги и слова с буквой Г....
Конспект урока обучения письму + презентация "Письмо заглавной буквы К, соединения и слоги" ( УМК "Система Эльконина-Давыдова", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений писать заглавную букву К и соединять с другими буквами.Планируемые результатыПредметные:знать, из каких элементов состоит заглавная буква К;знать п...

Конспект урока обучения письму, 1 класс, «Письмо строчной буквы «п»
Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «п» и её соединения с другими буквами в слогах и словах. Планируемые результаты:Предметные: - знать графичес...
Конспект урока обучение письму на тему: "Письмо заглавной и строчной буквы Ю,ю" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения писать заглавную и строчную буквы Ю, ю; формирование каллиграфического навыка; развитие речи, фонематического слуха. Планируемые результаты Пре...
Конспект урока обучения письму 1 класс УМК "Школа России" Тема: Письмо строчной буквы «ч »
Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «ч»; использования на письме строчнойбуквы «ч».Планируемые результаты:Предметные:Знать: графический облик б...

Конспект урока обучения письму. Тема: Письмо строчной буквы "п". (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование графического навыка написания буквы «п» у учащихся 1-го класса.Планируемые результатыПредметные:Знать написание буквы «п» в соответствии...

