Конспект урока "Разделительные твёрдый и мягкий знаки".
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.Урока открытия новых знаний в 1-ом классе (Школа России)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Проект урока открытия новых знаний в 1-ом классе (Школа России)

                                             ХОД УРОКА.

1.Организация детей к уроку. Внимание на экран.

Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке:

книжка, ручка и тетрадка?  (Слайд №2)

2.Повторение ранее изученного материала.

   -Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены в

волшебную страну. В этой стране есть дворец. А кто в нем живет,

отгадайте загадку.

Тридцать три богатыря

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей.  (Буквы)

-А как же сам дворец называется?

Буквы - значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все: (алфавит)

- Правильно, ребята:

-Каждая буква в алфавите имеет свое место.

-А что обозначает каждая буква?

 Его не видно.

 В руки не взять,

 Но зато слышно.  (Звук)

Каждая буква в алфавите обозначает звук.

-На какие две группы делятся звуки?

Звуки делятся на гласные и согласные.

 - Какие звуки мы называем гласными?

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать

В темном лесу звать и аукать

Но не желают свистеть и ворчать.

- С помощью чего мы произносим гласные звуки?

- Гласные звуки произносятся с помощью голоса.

-Какие звуки мы называем согласными?

 А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

-        Что мы встречаем при произношении этих звуков?

При произношении этих звуков мы встречаем преграды, (зубы, губы,

язык).

-А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а Вы называть

звук.

-Ребята, а почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь

знаки?

-Ъ и Ь знаки не обозначают звуков.

-И   так,   как   мы   в   волшебной   стране,   мне   хочется   удивить   и

порадовать Вас. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у

меня    есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами,

дарить радость и знания.

-Девиз нашего урока. Внимание на экран.

•        3 слайд:

«Друзья, ученье нас объединяет».

-Как вы понимаете это предложение?

(Показываю детям мягкую игрушку – сердце.)

-        А вот сердце, в которое объединены все наши сердца.
        Наполним же наши сердца любовью и добротою.

-А теперь посмотрите на доску, что Вы видите?

         (Мы видим два знака Ъ и Ь.)

3. Сообщение темы урока. Внимание на экран.

•        4 слайд

Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки.

-Мы уже сказали, что звуков они не обозначают. Но для чего же

тогда они нужны?

Вот сегодня мы это и исследуем.

4. Работа над новым материалом.

- Вспомните, что Вы знаете про мягкий знак.

Буква Ь обозначает мягкость согласного звука (мать, жизнь, любовь). Чтение     с доски хором этих слов.

  • ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

 -Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите?

  • Пьеро (-Из какого произведения этот герой?)
  • Перо (-Что такое перо?)
  • -Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?

-Напечатайте эти слова в тетрадях.

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-Пьеро - кто? (одушевленный предмет, собственное имя)

-Перо — что? (неодушевленный предмет)

При произношении слова Пьеро, что мы слышим?

( Слово как будто разрывается).

СЕЛ – СЪЕЛ

В слове съел тоже слышим разрыв.

Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.

-Для чего нужны нам ъ и ь? ( ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)

Не всегда, ребята, твёрдый знак делает согласный твёрдым, например, в слове съел звук с’мягкий.

 - Посмотрите на наш девиз и назовите слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь знаки.(5 слайд)

ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.

 - А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками. (Согласными и гласными)

З – согл.,   н – согл.,  б – согл.

Я – гл.,       е – гл.,      е – гл.

 - Какие можно сделать выводы?

 5. Вывод (6 слайд)   Разделительный мягкий знак  пишется после согласного  и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

     Вывод (7 слайд) Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

 - Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему?

Они образуют двойной звук.

 - В каких позициях они образуют двойной звук?

1. В начале слова.

2. После гласной.

Это мы знали.

А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.

Схемы звукобуквенного анализа слов.

ПЬЕРО                        СЕЛ

ПЕРО                          СЪЕЛ  

6. Физкультминутка.

Игра «Что я делал?»

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

 Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье-

Целый день я отдыхал.

7. Различие и сходство в написании ъ и ь.

   - Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Графически похожи эти буквы? Да.

 (8 слайд)( дети выходят к доске).

Б Ь Б Ъ 

-        А в чем различие?

-У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.

Чтение наизусть стихотворения детьми.

Мягкий знак - хитрый знак.

 Не называть его никак.

Он не произносится,

 Но в слово часто просится.

Был мягкий знак высоковат...

Сказали буквы строго:

Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твердый знак.

-        Значит, знаки не только похожи, но и различаются.

А различие это дано для того, чтобы знать, какой из этих знаков поставить в    слово, так как они стоят в разных частях слова.

8. Работа по учебнику.

-Давайте, исследуем .

 -Прочитали  столбики слов.

-Подчеркнули разделительные ъ, ь.

_Разделили слова на слоги, определили число(ед., мн.)

Чтение наизусть стихотворения « Ключ»

-О чём говорится в стихотворении?

-Какие бывают ключи?

(Показ картинок.) Многозначное слово. Омонимы.

Сценка. В. Орлов «Что написано в тетрадке?»

-О чём говорится в сценке?

-Красиво ли хвастаться?

-Что вы для себя взяли?

9. Физкультминутка.

 Внимание на экран.

9 слайд . Внимание на экран. Встали мальчики.

Прочитали слова с разделительным ъ.

10 слайд. Встали девочки. Прочитали слова с разделительным ь.

11 слайд. Встали мальчики и сделали вывод, где стоит разделительный ъ. (ъ «бежит» в круг)

                   Встали девочки и сделали вывод, где стоит ь.

(ь «бежит» в круг)

 Чтение учителем рассказа « Правда всего дороже»

-Понравился ли вам рассказ?

Чтение учащимися рассказа.

-О ком говорится в этом произведении?

-Рассмотрите рисунок на доске.

-Какой момент рассказа показан на рисунке?

-Почему мальчик затрясся от страха?

-Как поступил отец?

-Как поступили бы вы на месте мальчика?

Внимание на экран. (12 слайд)

-Почему рассказ называется «Правда всего дороже?»

-Какие выводы вы для себя сделали?

-Что вы для себя взяли поучительного из рассказа?

-        Подходит к концу наш урок.
- Какая была тема нашего урока?

Тема урока: Разделительные твердый и мягкий знаки.

-Мы с вами провели исследовательскую работу и сделали выводы.

-Какие?

10. Итог урока.

- Вы очень хорошо работали на уроке. Доказали, что наши сердца умеют дружить, любить, давать и получать знания.

Так давайте же подарим частицу нашего сердца – наполненного любовью и добротой нашим гостям.

(12 слайд)

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...

Урок обучения грамоте "Разделительные твёрдый и мягкий знаки".

Данный урок является продолжением курса «Обучение грамоте». На уроке используются следующие методы: наглядный, словесный, научно-познавательный, частично поисковый. Они позволяют в полной мере р...

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

Разделительные твёрдый и мягкий знаки...

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

Разделительные твёрдый и мягкий знаки...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"

Конспект урока по русскому языку по теме "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"...

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком"

Подробный конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком" включает организацию работы учащихся в парах и в группах, комментирование действий, самооценку....