Эффективные методы работы над безударными гласными
презентация к уроку по русскому языку

Шевякова Екатерина  Викторовна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация223.56 КБ
Файл effektivnye_metody_raboty_nad_bezudarnymi_glasnymi.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные приемы по изучению безударных гласных Шевякова Екатерина Викторовна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №2

Слайд 2

Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нем безударные гласные? Если это Я, А, О, Е, И - нужно проверить . Подберите проверочное слово, чтобы проверяемый звук оказался под ударением . Пишите гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Алгоритм

Слайд 3

1. Выдели безударный гласный в слове . 2. Выдели корень. 3. Подбери однокоренные слова, в которых проверяемый гласный стоит под ударением. Алгоритм после введения понятий “корень”, “однокоренные слова”.

Слайд 4

1.Один – много Л е с - л е са 2.Много – один Р е ки - р е ка 3.Что делал? – что делает ? П и сал - п и шет 4.Что делает? – что сделал ? Отв е чает - отв е тил Схемы-помощники

Слайд 5

Голова борода береговой зеленеть Золотой города черепаха пелена Молоко воробей середина шелестеть Молодой воротник Молоток сторона Группировка слов по буквосочетаниям - оло - - оро - -ере- -еле-

Слайд 6

Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер). 1.Выбери проверочное слово:

Слайд 7

Существительное Прилагательное Глагол … … Чистить … Подарочный … Боль … … … Белый … Подбери к каждому слову недостающие родственные и запиши их в три столбика.

Слайд 8

Сделать под а рок — …(под а рить) Говорить д е рзости — …(д е рзить) Издавать кр и к — …(кр и чать) Произвести пос а дку — …(пос а дить) Излучать св е т — …(св е тить) Замени одним словом – глаголом.

Слайд 9

Индивидуальные карточки: ? Козочка К_за Кончик К_нец Лес Л_сник Гриб Гр_бок Гололед Л_дяной Походка Х_дить Защита Защ_щать Вышагивал Пош.гал

Слайд 10

Гора – рога, салат – атлас, трава – врата, бокал – колба, сачок – часок, банка – кабан, ранка – аркан. Игра “Перестановки”:

Слайд 11

1) песок – лесок, нога – рога, билет – жилет, коза – лоза 2) батон – бетон, нога – нора, баран – банан, орел – осел. Игра “Превращения слов”:

Слайд 12

Например, деревня ( строили избы из дерева ) библиотека ( библио - книга, тека - хранилище) и т.д. Многие слова не требуют заучивания, если знать состав слова и этимологию.

Слайд 13

К о стя пришел в к о стюме, а П а вел в п а льто.

Слайд 14

1) Я всегда рисую в нем, а зовется он ... (альбом) 2) Стонет, мечется мой друг, что ему приснилось ... (вдруг) Досказать словечко.

Слайд 15

Птоаль (пальто), дедажо (одежда), посаги (сапоги), стмюко (костюм). Работа над деформированными словами.

Слайд 16

Кар... (картина, карман, картон, картофель) Кор... (корзина, коридор). Написать словарные слова по начальному (конечному) слогу.

Слайд 17

Например, сахар (а-а), грибы (и-ы), лиса (и-а), корова (о-о-а). Диктант, где дети записывают одни гласные.

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Облегчить учащимся применение правил при письме призвано использование алгоритма. Например (С 2)

1. Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нем безударные гласные? Если это Я, А, О, Е, И - нужно проверить.
2. Подберите проверочное слово, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3. Пишите гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

Такой алгоритм правописания безударной гласной мы использовали до введения понятий “корень”, “однокоренные слова”. А после их введения пользуемся следующим алгоритмом: (С 3)

1. Выдели безударное гласное в слове.
2. Выдели корень.
3. Подбери однокоренные слова, в которых проверяемый гласный стоит под ударением.

Выработка умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной требует достаточного числа упражнений.

Умение переносить ударение из других частей слова на корень в более быстром темпе помогают схемы: (С 4)

Один – много
Много – один
Что делал? – что делает?
Что делает? – что сделал?

Ознакомление с обозначением двух безударных гласных в корне слова связано в основном с написанием буквосочетаний –оро-, -ере-, -оло-, -еле-. При объяснении этого материала объясняю и показываю, как пользоваться для проверки таких написаний уже известными способами. Вместе с тем обращаю внимание, что много слов с двумя безударными гласными пишутся с одинаковыми буквами в корне слова. Для того, чтобы легче было запомнить, можно наиболее употребительные слова сгруппировать по буквосочетаниям, а затем вводить в упражнения: (С 5)

Голова борода береговой зеленеть
Золотой города черепаха пелена
Молоко воробей середина шелестеть
Молодой воротник
Молоток сторона

Для развития орфографической зоркости при работе над безударными гласными в корне слова использую различные упражнения. (С6)

  1. Выбери проверочное слово:

Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).

  1. Подбери к каждому слову недостающие родственные и запиши их в три столбика.

Существительное

Прилагательное

Глагол

Чистить

Подарочный

Боль

Белый

  • Замени одним словом – глаголом.

Сделать подарок — …
Говорить дерзости — …
Издавать крик — …
Произвести посадку — …
Излучать свет — …

2. Индивидуальные карточки:

 

?

Козочка

К_за

Кончик

К_нец

Лес

Л_сник

Гриб

Гр_бок

Гололед

Л_дяной

Походка

Х_дить

Защита

Защ_щать

Вышагивал

Пош.гал

То есть, дается проверочное слово, притом с ударением. Нужно подставить нужную букву в проверяемое слово.

5.Игра “Перестановки”:

Гора – рога, салат – атлас, трава – врата, бокал – колба, сачок – часок, банка – кабан, ранка – аркан.

6. Игра “Превращения слов”:

1) песок – лесок, нога – рога, билет – жилет, коза – лоза
2) батон – бетон, нога – нора, баран – банан, орел – осел.

Неотъемлемой частью работы над безударными гласными являются словарные слова. Так как простое заучивание неэффективно, стараюсь применять различные приемы работы.

I. Многие слова не требуют заучивания, если знать состав слова и этимологию.

Например, деревня ( строили избы из дерева), библиотека (библио - книга, тека- хранилище) и т.д.

В 1-2-х классах, так как у детей запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, некоторые слова предлагаю детям оживить. И они с удовольствием пишут и рисуют. Т. е. букву, которую надо запомнить, дети должны оживить.

Приходится составлять предложения. Например, Костя пришел в костюме, а Павел в пальто.

10. Досказать словечко.

1) Я всегда рисую в нем а зовется он ... (альбом)

2) Стонет, мечется мой друг, что ему приснилось ... (вдруг)

12. Работа над деформированными словами.

Птоаль (пальто), дедажо (одежда), посаги (сапоги), стмюко (костюм).

20. Написать словарные слова по начальному (конечному) слогу.

Кар... (картина, карман, картон, картофель)

Кор... (корзина, коридор).

 Диктант, где дети записывают одни гласные.

 Например, сахар (а-а), грибы (и-ы), лиса (и-а), корова (о-о-а).

Таким образом, важно, чтобы младшие школьники поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме необходимо соблюдать определенные правила, каким образом использование этих правил способствует полноценному общению при письме. Осознание этого помогает ученикам почувствовать внутреннюю логичность правописания и сделать усвоение орфографии более сознательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над безударнй гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера

Квалифицированная работа по русскому языку по теме "Организация работы над безударной гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера"...

Проверочная работа по безударным гласным

Тест содержит задания для уч-ся 3 класса...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с первоклассниками с ОВЗ в адаптационный период »

              Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Одним из эффективных методов ...

Статья "Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Одно из требований ФГОС  к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавател...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ.»

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. ...

Сказкотерапия как один их эффективных методов работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

Обобщение опыта работы с авторской дидактической сказкой...