Программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Программа дополнительного образования для работы с учащимися 3 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №62 г Липецка

РАССМОТРЕНО                                                 УТВЕРЖДЕНО

                                                                                  Приказ № ______ от _________

на заседании        Директор МБОУ СШ №62

педагогического совета                                           г. Липецк

протокол № 1 от ______                                        ________ О.А. Жбанова

                                                                                 

                         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Занимательный русский язык»

Уровень - базовый

Направленность –

Возраст учащихся – 9 лет

Срок реализации  - 1 год

                                                        Составитель:  

                                                                   Заводчикова Светлана Александровна

Липецк

2023-2024 учебный год

1.Пояснительная записка

Отличительные особенности программы

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык » (далее — программа) имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к программе “Занимательный русский язык” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательный русский язык” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

 Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский язык” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Таким образом, содержание и методы обучения “Занимательный русский язык” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация обучающихся на ознакомление с различными играми со словами. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможностей сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Педагогическая целесообразность

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и  личностных  качеств школьника.

В данной программе применяются следующие технологии: технология  разноуровневого обучения,

развивающее обучение, технология обучения в сотрудничестве, коммуникативная технология. Они позволяют сделать  обучение индивидуализированным, доступным, вариативным; используемые формы образовательной деятельности позволяют достичь поставленную цель путем дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника..

Цель программы: обобщенный результат, который обучающийся достигнет по окончании программы.

Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

• углублять знания по лексике языка;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;

• пробуждать потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;

• совершенствовать общее языковое развитие;

• совершенствовать коммуникативную культуру;

• приобщать к самостоятельной исследовательской работе;

Воспитывающие:

• воспитывать любовь и уважения к родному языку, интерес к чтению;

• обеспечить высокую творческую активность при выполнении работ различного характера.

Развивающие:

• развивать интерес к языку;

• развивать смекалку и сообразительность;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• развивать творчество и обогащать словарный запас;

• формировать и развивать разносторонние интересы, культуру мышления.

Возраст учащихся

Программа «Занимательный русский язык»        адресована обучающимся 9 лет .

 Это возраст, когда развивается отношение к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты. Участие в работе объединения дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.

Набор в группы осуществляется на добровольной основе, то есть,  принимаются все желающие заниматься.

Сроки реализации.

Программа рассчитана на 1 год обучения, всего 34 часов в год.

Формы организации деятельности: по группам, индивидуально или всем составом;

Формы обучения: используются теоретические, практические, комбинированные. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают:

 ролевые игры, беседы, игры, конкурсы, самостоятельную работу, массовые воспитательные мероприятия.

Режим занятий

Занятия по программе «Занимательный русский язык» проводятся раз в неделю. Исходя из санитарно- гигиенических норм, продолжительность часа занятий для учащихся 9 лет  - 60 минут.

  1. Планируемые  результаты

Предметные :

-уметь делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть

последовательность действий; делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

                  -иметь представление о фразеологизмах 

-применять в речи местоимения, числительные и наречия, использовать в речи знакомые пословицы;

Метапредметные:

  • регулятивные УУД. .Учащийся научится:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • познавательные УУД. Учащийся научится:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

-(составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

  • коммуникативные УУД. Учащийся научится:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Личностные

У учащегося будут сформированы:

                    -мотивация к умению чувствовать красоту и выразительность речи,

                   - познавательный интерес к  изучению языка, к стремлению совершенствовать

                     собственную речь, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

                   - чувства любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;

                  -установка на интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в

                   чтении;                    

                  - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; избегает употребление специальных терминов.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; выполняет практические задания с элементами творчества;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; в основном, выполняет задания на основе образца;

- низкий уровень - овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Уровни освоения

Результат

Высокий уровень освоения программы

Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт...

Средний уровень освоения программы

Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт,требующий незначительной доработки.

Низкий уровень освоения программы

Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям.

Формы подведения итогов

Результаты отслеживаются с помощью наблюдения, тестирования, анкетирования, опроса, проведения игр, олимпиад, решения логических задач. Диагностика осуществляется в начале, середине и конце года (входная, промежуточная, итоговая).

Виды контроля:

Входящая (предварительная) аттестация – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса.

Текущая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения).

Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы

        3.Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1.

Фонетика

        1

      0

       1

Гимнастика для ума

2.

Словообразование

        8

       3.5

     4.5

Гимнастика для ума

      3.

Лексика  

         7

        1.5

      5.5

Турнир знатоков.

      4.

Морфология

         8

        1.5

      6.5

Турнир знатоков.

      5.

Пословицы и поговорки

         2

          0

       2

Викторина

      6.

Игротека

         8

          0

       8

Игра-тест,

Итого:

         34

         6.5

      27.5

4.Содержание программы (1 год обучения)

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены

орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической

зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании.

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые

задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и

энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

5.Ресурсное обеспечение программы

Информационно-методическое обеспечение включает в себя перечень:

  • дидактических игр, пособий, материалов;
  • методической продукции по разделам программы;
  • учебных и информационных ресурсов: учебно-методический комплекс (учебники, кассеты, рабочие тетради и т.п.); разработки из опыта работы педагога (сценарии, игры и т.д.).

Применяемые технологии и средства обучения и воспитания:

В образовательном процессе используются элементы педагогических технологий: технология развивающего обучения, коллективного взаимообучения, проектной деятельности, модульного обучения, игровые технологии, технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология .

Средства обучения: визуальные: таблицы, карты, натуральные объекты (их модели) ; аудиальные: магнитофон ; аудиовизуальные: фильмы, видеосюжеты .

Материально-техническое обеспечение

Занятия по программе проводятся на базе МбОУ СШ№62. Занятия организуются в кабинетах, соответствующих санитарным требованиям и технике безопасности.

В кабинетах имеется следующее учебное оборудование:

  • мультимедийное оборудование;
  • ноутбук;
  • тренажеры.

Список литературы и интернет-ресурсов.

Дидактическое описание

1. Учебники, учебные пособия

по курсу «Занимательный

русский язык»

 Методическое пособие для 1-4 классов

«Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В.

– М.: Издательство РОСТ, 2013.

 Рабочие тетради «Занимательный русский язык».

Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы

2. Интерактивныйкомплекс«S

mart Board»с программным

обеспечением Windows XР

и программа Microsoft

Office-Power Point.

Используется учителем, обучающимися в

соответствии с планируемой потребностью учителя и

учащихся.

3. Документ камера

AVerMedia

Используется учителем в соответствии с

планируемой потребностью.

4. Информационные

источники

1. http:www.Nachalka.com.

2. http:www.viku.rdf.ru.

3. http:www.rusedu.ru.

4. www.center.fio.ru

5. http://www.maro.newmail.ru

6.. http://www.int-edu.ni

5. Книгопечатная продукция  Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание,

1995 г.

 Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.:

Просвещение, 1991 г.

 Волина В. В. Русский язык. Учимся играя.

Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

 Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках,

стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

 Полякова А. В. Творческие учебные задания по

русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара.

Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

 Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

6. Учебно-наглядные пособия

1. Иллюстрации и картины к основным разделам

изучаемого материала (в соответствии с программой);

2.Комплекты наглядных пособий в соответствии с

тематикой, определенной в программе;

7. Видеоматериалы https://videouroki.net/blog/russkiyYazik/2-free_video/ -

видеоуроки по русскому язык

                                                        Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Дата по плану

Коррекция

1

Да здравствует русский язык!

2

Вежливые слова.

3

Поговорки и пословицы.

4

Игротека. Использование в речи вежливых слов.

5

Запоминаем словарные слова.

6

Растения во фразеологизмах.

7

Животные во фразеологизмах.

8

Игротека. Использование  фразеологизмов в речи.

9

Я не поэт, я только учусь.

10

Как морфология порядок навела.

11

Игры с пословицами.

12

Игротека. Употребление пословиц в речи.

13

И снова животные во фразеологизмах

14

Кое-что о местоимении.

15

Познакомимся поближе с наречием и числительным.

16

Игротека. Употребление местоимений, наречий и числительных в речи.

17

Состав слова, основа слова, формы слова.

18

Про корень и окончание.

19

Про суффикс и приставу.

20

Игротека .Разбор слова по составу.

21

Непроизносимые согласные.

22

Учимся различать приставку и предлог.

23

Учимся писать «не» с глаголами.

24

Игротека. В гостях у глагола.

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце.

26

Его Величество Ударение.

27

Поговорим о падежах.

28

Игротека. В гостях у имени существительного.

29

Сложные слова.

30

От архаизмов до неологизмов.

31

По страницам энциклопедий.

32

Игротека. Правописание сложных слов.

33

Повторяем, повторяем, повторяем.

34

Повторяем, повторяем, повторяем.

                           

                                           

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический инструментарий

Оценочные материалы

Тестовые задания:

1.В каких словах гласных звуков больше, чем согласных?

•1.футбол 2.уроки 3.удочка 4.сорока 5.радио

2.В каких словах все согласные звуки мягкие?

•1.тюлень 2.чаща 3.лебедь 4.жизнь 5.вишня

3.В каких словах подчѐркнутая гласная образует отдельный слог?

•1.рука 2.очки 3.перешью 4.апельсин 5.забияка

4.Какие слова правильно разделены для переноса?

•1.ло-пата 2.шо-ссе 3.маль-чик 4.ча-йка 5.у-хожу

5.В каких группах слов все слова расположены в алфавитном порядке?

•1.альбом, борщ, вагон, Гриша, дом

•2.костѐр, луна, мяч, опера, носорог

•3.игла, йод, кастрюля, лыжи, мел

•4.пирог, растение, суп, тарелка, утка

•5.фасоль, хлеб, щѐтка, чай, шуба

6.Буквы И или Ы. В каких словах пишется И?

•1.пруж__на растянулась

2.ухаж__ваем за кроликами

3.сладкие груш __

4.бежал б __ стро

5.много ош __ бок

7.Буквы А или Я. В каких словах пишется А?

1.мыч__т коровы

       2.собрались на площ __ ди

3.пищ__т цыплята

4.сказочный ч __ родей

5.серый за __ ц

8.Буквы А или О. В каких словах пишется А?

1.к__рмить птиц

2.носовой пл __ ток

3встретились окол __ школы

4.кататься на к __ ньках

5.пирог с к __пустой

9.Буквы Е или И. В каких словах пишется Е?

1.родная з__мля

2.белая б __ рѐза

3.новая т__ традь

4.на празднике вес__ ло

5.моя фамил __

10.Буквы П или Б. В каких словах пишется Б?

1.мечтал о __ отдыхе

2.почтовый голу_-ь

3.золотая ры __ ка

4.столетний ду __

5.тѐплая ша __ ка

11.Буквы Г или К. В каких словах пишется Г?

1.чайни__ на плите

2.мамин фарту __

3.глубокийовра__

       4. несколько кни __

5.старый сапо __

16.Какие слова пишутся с большой буквы?

1.озеро (Б, б )айкал

2.доктор (А, а) йболит

3.собака (Ш , ш) арик

4.(А ,а) гния (Л , л ) ьвовна (Б, б) арто

5.Витя Воробьѐв увидел (В , в)оробьѐв

17. Какие слова являются однокоренными (родственными) со словом ГРИБ?

1.грибной

2.грибочек

3.мухомор

4.грибник

5.грипп

18.В каких предложениях есть предлоги?

1.Потускнела зелень ѐлок.

2.Под упавшим стволом медвежата вырыли яму для берлоги.

3.У берлоги вырос холмик жѐлтой травы.

4.Пришла холодная зима.

За правильный  ответ-1 балл.

2.3. Оценочные материалы

1) Входящая аттестация

1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.

2. Вспомните логические операции.

а) Обобщение.

Назови одним словом, исключив лишнее:

мальчик, девочка, бабушка - … .

сметана, кефир, майонез - … .

Земля, Луна, Венера, юпитер - … .

дуб, баобаб, береза, осина - … .

предательство, доброта, честность - … .

б) Сравнение.

Солнце – Луна: сходство, различие.

в) Классификация.

Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.

1 группа

2 группа

3 группа

г) Аналогия.

Вверх – вниз

Говорил - …

Думать – размышлять

Ломать - …

Брюки – штанина

Рубашка - …

1 2 3 – 2 3 4

3 4 5 - …

3. Анаграммы (расшифруй слова).

Ю Г Т У

Я М Л О Н И

У А К Т Р К

2) Промежуточная аттестация

Турнир знатоков русского языка

1-й конкурс «Разминка».

1) 1.В каких словах по 100 согласных? (стог, стол, стон, стоп)

Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2 , 3)

2.Сколько горошин может войти в стакан? (Сами они войти не могут).

Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)

3. Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным)

Что самое первое мы делаем утром? (просыпаемся)

4.Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрая)

Какой рукой лучше размешивать чай? (Никакой – это лучше делать ложкой.)

5. Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)

За чем во рту язык? (за зубами)

6.Как разделить 5 картофелин точно на двоих? ( сделать пюре)

Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дадут)

7.Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)

В каком году люди больше едят? (в високосном)

8. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки)

У кого есть шляпка без головы, а нога без сапога? (у гриба)

9. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква б)

II конкурс «Объясни толкование слов или Что это …?»

Надо данным словам дать 2 толкования, исходя из различных значений слов.

Балкон 1) выступающая из стелы здания площадка с перилами;

верхний ярус в зрительном зале.

Градус 1) единица измерения дуг и углов;

2) единица измерения температуры.

Осадок 1) тяжелое чувство, остающееся после чего – нибудь;

2) твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне.

III конкурс «Из одного слова несколько».

Маршак говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной»

-Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались, т.е. из букв слова «КАРТОФЕЛЬ» составить 2 слова из 3 букв

2 слова из 4 букв всего 8 слов

2 слова из 5 букв

2 слова из 6 букв

/ель, рак, рот, кот, кат …

пора, крот, факт, торф, кафе …

кофта, катер, трель …

кафель, форель, лекарь, токарь …)

IV конкурс. «Меткое слово».

Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое так бойко вырвалось бы из – под самого сердца, как метко сказанное русское слово!»

-Кто догадался о каких таких словах говорится?

Сейчас мы в этом постараемся убедиться. Вы должны вспомнить фразеологизмы и отгадать их по рисункам.

Мы продолжаем упражняться в знании метких слов. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми пропущенными словами в разной падежной форме. Отгадайте их.

… об … . Из … вон плохо. Мастер на все … . Сидеть сложа … . Золотые … . Как … сняло. (руки)

- А сможете вы их объяснить?

V конкурс «Каламбур».

Все знают: урок русского языка – дело серьёзное.

Некоторые ребята, говорят: «Увидишь ошибку - прими за улыбку!». Вам смешно, но учителю совсем не до шуток! Однако оказывается, что и в русском языке есть повод для шуток. Ведь не зря придумана пословица: «Веселье – делу не помеха». В русском языке есть шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов. Называется она каламбуром, что с французского переводится - игра слов.

В русском языке, очень много слов, похожих как две капли воды. Они пишутся одинаково, но произносятся по-разному, и называются они омонимами.

ЗАМОК-ЗАМОК

гвоздики – гвоздики

белки - белки

мука - мука

засыпать – засыпать

НЕСУ РАЗНЫЕ – НЕСУРАЗНЫЕ

ЕМУ ЖЕ НАДО БУДЕТ – ЕМУ ЖЕНА ДОБУДЕТ

ТА МАРКА – ТАМ АРКА - ТАМАРКА

3.Итоговая аттестация.

«По страницам занимательной грамматики».

I. Думайка.

1) Хорошо ли вы помните алфавит? Как называется её первая буква? Вот с неё мы и начнем свою игру.

- Посмотрите, какая лесенка составлена из существительных, начинающихся с буквы а. В ней 9 ступенек, в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем.

Задание:

t1601986261aa.gif

Мера площади (ар);

Попугай (ара);

Птица (аист);

Артист (актер);

Запах (аромат);

Южный фрукт (абрикос);

Вид спорта (атлетика);

Наука о сельском хозяйстве (агрономия);

Раздел математики (арифметика).

Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с такими значениями.

2) Игра «Прогулка вдоль алфавита» (можно дать для домашнего задания).

Условия игры:

надо записать 33 слова, все они должны быть именами существительными по 5 букв в каждом слове. Средние (третьи) буквы всех слов должны составить полный русский алфавит.

- - а - - шпала;

- - б - - рыбак;

- - в - - ответ;

- - г - - вагон;

- - д - - лодка;

- - е - - смена;

и т.д.

II. Прочитайка.

Прочитайте, если сможете.

Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху вниз. В древности же многие народы писали справа налево. Евреи и персы и сейчас пишут так.

Китайцы пишут свои иероглифы особым образом: они рисуют тушью знаки вертикальными колонками сверху вниз, начиная с правой стороны листа.

Вообразите себя на минуту исследователями древних письмен и попытайтесь расшифровать эту таинственную надпись. Какой порядок чтения вы изберете?

Задание:

 

О

И

Е

М

Е

А

М

П

И

И

Т

Р

Ь

А

Н

Н

И

Б

С

Н

А

В

Т

О

Ответ:

Обратите внимание на письмо (читайте снизу вверх, начиная с нижнего правого угла).

Вышли как-то лунным вечером зайцы на прогулку, хотели в лес забраться, но на опушке увидели большой камень, на котором что-то написано, Смотрят зайцы и недоумевают.

Белка, сидящая на камне, кричит им сверху, каким образом прочесть эту таинственную надпись, но зайцы, к сожалению, не знают беличьего языка, а сами не могут никак разгадать, что написано.

Помогите зайцам прочесть эту надпись.

Задание:

 

Т

Х

Т

Ё

И

У

О

А

Т

Й

Д

Д

М

З

В

А

И

Ж

Л

О

Н

Т

И

Ю

Л

Е

Е

В

Щ

К

 

Ответ:

Туда не ходите, там живет злющий волк. (Читаем сверху вниз, начиная с верхнего левого угла).

III. Отгадайка.

1) В этой загадочной лесенке заполните горизонтальные строчки именами существительными первого склонения так, чтобы каждое слово состояло не менее чем из шести букв, при чем последние пять букв должны быть одинаковыми во всех словах.

t1601986261ab.gif

2) В горизонтальных рядах впишите по букве в каждую клетку, и вы получите существительные первого склонения женского рода, которые обозначают названия ягод, созревающих в наших лесах.

t1601986261ac.gif

Малина;

Калина;

Рябина;

Черника;

Ежевика;

Брусника;

Голубика;

Земляника;

Костяника.

IV. Решайка.

1. Задачи–шутки. Загадки–шутки. (для болельщиков).

(Для ответов подбирайте только существительные).

Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон).

Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. (тень).

Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. (яма).

Кто говорит на всех языках? (эхо).

Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка. Что это за зверь? (кот).

Какой месяц короче всех? (май – 3 буквы).

Какая птица больше всех похожа на утку? (селезень).

Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (огню).

В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (в феврале).

Без чего не испечешь хлеба? (без корки).

2. «Поле чудес».

Это слово из шести букв можно найти на полу (паркет).

П - - - - -

Отними одну букву – и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина (пакет).

П - - - -

Ещё одна потерялась – ищи слово в дипломатических документах (пакт).

П - - -

Букв стало на одну меньше, а злополучное слово знает каждый шахматист (пат).

П - -

Осталось всего две буквы, слово стало совсем лёгким и закружилось в танце (па).

П -

V. Соображайка.

Прочитайте высказывание, которое вам написал Чернышевский.

t1601986261ad.gif

Прочесть высказывание вам помогут верхние буквы.

Ответ: Образование – самое великое благо для человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования "Русские народные подвижные игры"

Программа рассчитана для учащихся 7-8 лет. Народные игры - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....

Рабочая программа по дополнительным урокам русского языка

Рабочая программа по «Русскому языку» для 4  класса составлена  в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...

Дополнительная образовательная программа "Я знаю русский язык"

Дополнительная образовательная программа "Я знаю русский язык"...

Рабочая программа дополнительного часа русского языка

Рабочая программа дополнительного часа русского языка в 4 классе...

Рабочая программа по дополнительному изучению русского языка 4 класс

Рабочая программа по дополнительному изучению русского языка 1  класс ( Для Республики Татарстан)1 час в неделю, 34 часа в год...

Дополнительная общеобразовательная обще-развивающая программа «В мире русского языка».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«В мире русского языка»....