Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание звонких и глухих согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Савина Анна Михайловна

УМК "Перспектива" урок русского языка во 2 классе. Урок позволяет научить проверять слова  с парными согласными, расширять словарный запас учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

«Правописание звонких и глухих согласных»

        УМК «Перспектива»

                                                                          Учитель Савина А. М.

Цели:

  • Формировать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • научить проверять слова с парными согласными;
  • развивать познавательную активность;
  • расширять словарный запас детей.
  1. Оргмомент.

 -Прозвенел звонок. Начинается урок.

Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука.

Сядьте те, чьё имя начинается с согласного звонкого звука.

И наконец сядут те, чьё имя начинается с согласного глухого звука.

  -Мы за парты дружно сели. И на доску посмотрели.

    2.Мотивация учебной деятельности.

-Прочитайте слова на доске.

Слайд 1.      «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».

                                                                                              М. Горький.

   -Какой язык родной для нас?

 -Как вы думаете, зачем в школе, начиная с первого класса, изучают предмет «Русский язык»? (чтобы быть грамотными, правильно писать).

-А что нам необходимо делать для того, чтобы научиться правильно писать? (учить правила, тренироваться).

   -Что мы будем делать на уроке? (учиться)

     -Что значит «учиться»? (получать новые знания, закреплять то, что уже знаем).

  -Поднимите руки те ученики, которые хотят сегодня на уроке получить новые знания.

  - А как вы будете это делать? (мы будем сами открывать и находить новое знание).

  -Если вы сами будете находить новое, зачем нужен учитель? (чтобы помогать нам).

    -Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (интересным, весёлым, познавательным)

    -Что для этого нужно? (внимательно слушать, активно работать)

- Я вижу, вы готовы трудиться на уроке.

     3.Актуализация знаний.

  -А с чего мы должны начать работу? (с повторения)

  -Всё ли будем повторять? (только то, что нам может пригодиться)

   -Доскажи словечко:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами как людьми населена.

Правит ими Государь по прозванию … (Словарь).

Один ученик находит значение слова «пейзаж» в интернете, другой – в толковом словаре.

Словарная работа.

  -Запишите в строчку слова – отгадки.

а) То я в клетку, то в линейку,          б) Я и круглый, я и гладкий

Написать на мне сумей- ка.               И на вкус я очень сладкий.

Можешь и нарисовать.                       Знает каждый карапуз,

Что такое я? (тетрадь)                        Что зовут меня   (арбуз).

в) Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной  (медведь).

г) Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и запахи роз? (мороз).

д) Любопытный красный нос по макушку в землю врос (морковь).

е) Палочка волшебная есть у меня, друзья.

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом и самолёт, и большущий пароход (карандаш).

ж) В зимний лес придёт художник,

Возьмёт бумагу, карандаш,

Ели, сосны нарисует, получается (пейзаж).

  -Написание какого слова может вызвать затруднение? Почему?

(-Какое новое словарное слово встретилось?)

 -Объясните значение слова «пейзаж»

 -Где можем узнать или уточнить значение слова?( в словаре).

 -Послушаем, как выполнили индивидуальное задание ребята.

  -Какую информацию искали и где?

- Разделите слово на слоги. На какой слог падает ударение?

-Какую гласную запоминаем? Какая ещё орфограмма может вызвать затруднение? Запишите слово в тетрадь.

  - Мы написали словарный диктант. Что теперь должны сделать? (проверить)

  - Каким образом можем себя проверить? (друг у друга в парах, по образцу, посмотреть в словаре, проверяет учитель)

  -Проверьте написание слов по словарю в конце учебника.

Те, кто выполнил работу без ошибок – поставьте  на полях себе +. Если у вас были затруднения - поставьте знак восклицания..

  -Какое слово с точки зрения русского языка может быть лишним? (арбуз, карандаш).

  -Что общего у всех слов? (это названия предметов, словарные слова).

  - Какая ещё орфограмма объединяет эти слова? (парные согласные на конце слова)

  -Как её проверить? Устно подберите проверочные слова.

   4. Постановка темы и учебной задачи.

  -О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

  -Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 2.

  -Какие цели поставим себе на уроке?

  Слайд 3. Цели урока.

А вот какие цели поставил для Ани и Вани И. И. Самоваров. Что можем добавить для себя?

  1. научиться писать без ошибок
  2. научиться преодолевать трудности
  3. хорошо работать
  4. грамотно отвечать
  5. научиться проверять слова с парными согласными.

     -В течение урока нам придётся ответить на вопросы:

(открываются карточки)

Что?                        Где?                     Как?

                             проверять.

   -На какие вопросы мы уже можем дать ответы?

-Что надо проверять? (парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

-Где надо проверять? (в конце слова).

Как надо проверять? (правило).

  -Мы уже много знаем о парных согласных. А из каких источников мы можем узнать новое о правописании парных согласных?

1) Узнать из учебника, книг, интернета.

2) Спросить учителя, взрослых.

3) Провести наблюдение, эксперимент.

 -Действительно, мы сейчас воспользуемся одним из этих способов.

5.Работа по теме урока.

1.  - Прочитайте слова на доске.

   Ры..ка                       тетра..ка                         гла..ки

   Кно..ка                     у..ка                               до..ка

-Какие буквы пропущены? (парные согласные)

-В какой части слова они стоят? (в середине слова)

-Перед какими буквами пропущены парные согласные? (перед другими глухими согласными).

-Давайте понаблюдаем, какие звуки слышим на месте пропущенных букв.      ( дети называют звуки и вставляют карточки [п],  [т],  [с] ). Слышим одинаковый звук.

  -Какую опасность на письме представляют парные согласные в середине слова? (можем ошибиться в написании буквы).

  -Что будем делать, чтобы избежать ошибки? (проверять слова).

  -Можете ли вы предположить, как проверить парные по зв. –глух. согласные в середине слова?

  Почему? (перед гласными согласный звук слышится чётко).

  -Давайте попробуем подобрать проверочные слова вместе ( с комментированием) - устно.

Рыбка (слышим звук п, проверочное слово рыба, пишу букву б).

Кнопка – кнопочка, тетрадка – тетрадочка, утка- уточка, глазки - глазок, доска – досочка.

-Как можем дополнить нашу схему на доске? ( где? в середине слова, как?).

     -Попробуйте сами сформулировать правило проверки парных согласных в середине слова.

  -А теперь сравним наш вывод с правилом в учебнике на с. 117 (читают вслух).

  -Совпадает ли наш вывод с правилом  в учебнике? (да).

  -А чем отличается? (( подобрать слова – родственники)

 -Прочитайте правило ещё раз про себя.

  Итак, вы сегодня выступили в роли исследователей. Вы только что сделали новое открытие. Какое?

6.Закрепление нового материала.

  -Что позволяет нам это открытие? (мы теперь можем грамотно писать слова с парными согласными в середине слова).

  -Какой наш следующий шаг на уроке? (закрепить новое знание).

 -Но сначала я приглашаю вас на зарядку. Встали у парт.

              Лёгкие прыжки -1, 2, 3!

              Мелкие шажки - 1, 2, 3!

              Громкие хлопки – 1, 2, 3!

              Дружные кивки - 1, 2, 3!

              Повторяем слова и движения ещё раз.

  -Какие слова с парными согласными в середине слова нам встретились?

 Работа в парах.

-Докажите, что слова записаны правильно. Что для этого нужно сделать?

  -Какие слова будут проверочными?

  -Подберите проверочные слова ( записывают в тетради).

Самопроверка по доске. Если верно подобраны проверочные слова – на полях ставим +, если были ошибки, затруднения – то !.

  -Итак, какую орфограмму учимся проверять и правильно писать?

  -Как проверить парные согласные в середине слова?

7. Групповая работа

-А сейчас будем работать в группах. Составьте предложение из слов, написанных на карточках. Вставьте пропущенные буквы. Объясните друг другу написание пропущенных орфограмм.

 -Прочитайте предложение ещё раз. Запишите его по памяти и подчеркните орфограммы.

  -Выйдите к доске и прочитайте своё предложение.

 -Ребята, правильно составлено предложение?

 -Какие орфограммы вам встретились?

Прикрепите к доске.

   -Сколько предложений мы составили? (6)

 -Связаны ли эти предложения между собой по смыслу? (да)

  -Что у нас получилось? (текст).

  -Давайте озаглавим текст (каток, зима).  

  - Какого типа текст мы получили? (текст – повествование).

Молодцы!

   Мы ж..вём в с..ле Берё..ки.

   В су…оту  р..бята вышли на к..ток.

   Вокруг к..тка берё..ки и ду..ки.

   К к..тку в..дёт у..кая доро..ка.

   Падал мя..кий лё..кий сн..жок.

   Дети к..тались по гла..кому л..ду.

  -Какое чувство возникло у вас после чтения рассказа? Почему?

 -Оцените свою работу. Если правильно составили и записали предложение– на полях ставим +.

Если допустили ошибки - !.

   8. Самостоятельная работа (дифференцированный подход).

 -А как убедиться в том, что вы хорошо поняли материал и не допускаете ошибок? (надо выполнить сам. работу).

  -Возьмите на столе карточку.

  -Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.

1 уровень.
- Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.
Сторо_ -
  _________________ ,    

                 

 моро_ - ___________________,

горо_ - ___________________  ,

чертё_ - ___________________  ,

сне_ки -  ___________________  ,  

 гря_ки  - _________________ .


2 уровень.
Разбежались слова. Помогите их собрать. В скобках пиши проверочные слова.

Морковь растёт на
______________(                            ).

Буквы пишут в _________________(                                 ).

Утром мы чистим _______________(                           ).


Надеваем в холод____________(                       ).


Любим все __________,________(                        ,                             ).


И читаем на ночь
______________(                          ).


Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках,ска_ки,шу_ки.

- Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы).

  На полях поставьте плюс или минус.

9. Итог урока. Рефлексия.

-Как мы заканчиваем наш урок? (подводим итог урока, анализируем свою работу).

  -Чему учились на уроке?

 -Как проверить парные согласные звуки в середине слова перед глухими согласными?

- Достигли ли поставленных целей?

  -Посчитайте, сколько плюсов у вас на полях.

  - У кого 4 плюса, поднимите руки. Вы полностью справились с работой.

Молодцы! Очень хорошо.

 - Кто поставил знаки восклицания? Почему это произошло? (были невнимательны, это новый материал…)

  -Не расстраивайтесь. Мы ещё будем работать над этой орфограммой.

Вы тоже молодцы, потому что осознали трудности темы.

  -Что надо делать для того, чтобы знаки восклицания превратились в плюсы?

  - Молодцы! Вы были трудолюбивы и старательны. Я довольна вашей работой.

Самостоятельная работа.

1 уровень.


- Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.
Сторо_ -
  _________________ ,

 моро_ - ___________________,

горо_ - ___________________  ,

чертё_ - ___________________  ,

сне_ки -  ___________________  ,  

 гря_ки   - _________________ .


2 уровень.


Разбежались слова. Помогите их собрать. В скобках пиши проверочные слова.

Морковь растёт на______________(                            ).


Буквы пишут в
_________________(                                 ).

Утром мы чистим_______________(                           ).


Надеваем в холод____________(                       ).


Любим все __________,________(                        ,                             ).


И читаем на ночь
______________(                          ).


Слова для справок: зу( б,п)ки, тетра(д,т)ках, сала(з,с)ки, сне(ж,ш)ки, гря(д,т)ках, ска(з,с)ки, шу(б,п)ки.

 Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу.

Самостоятельная работа.

1 уровень.


- Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.


Сторо
ж – сторожить,

                 

 мороз - морозы ,                

город -  города,                                        

 чертёж - чертежи  ,

снежки- снежок ,                    

  грядки - грядочка  .


2 уровень.


Разбежались слова. Помогите их собрать. В скобках пиши проверочные слова.


Морковь растёт на
 грядках (грядочка).

Буквы пишут  в  тетрадках (тетради, тетрадочка ).

Утром мы чистим  зубки( зубы, зубок).

Надеваем в холод  шубки ( шуба).


Любим все салазки , снежки ( салазочки , снежок).

И читаем на ночь  сказки ( сказочки).


Слова для справок: зубки, тетрадках, салазки, снежки, грядках, сказки, шубки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Урок русского языка 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Цель урока-          актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;-...

Урок русского языка, 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные". УМК "Школа России", презентация

Данный урок способствует изучения правописания слов с парными согласными в корне слова. Подобранный игровой и познавательный материал нацелен на развитие памяти, внимания, речи, пополнение лексическог...

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Звонкие и глухие согласные в корне слова"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова...

Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...