Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание звонких и глухих согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
УМК "Перспектива" урок русского языка во 2 классе. Урок позволяет научить проверять слова с парными согласными, расширять словарный запас учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе
«Правописание звонких и глухих согласных»
УМК «Перспектива»
Учитель Савина А. М.
Цели:
- Формировать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- научить проверять слова с парными согласными;
- развивать познавательную активность;
- расширять словарный запас детей.
- Оргмомент.
-Прозвенел звонок. Начинается урок.
Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука.
Сядьте те, чьё имя начинается с согласного звонкого звука.
И наконец сядут те, чьё имя начинается с согласного глухого звука.
-Мы за парты дружно сели. И на доску посмотрели.
2.Мотивация учебной деятельности.
-Прочитайте слова на доске.
Слайд 1. «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».
М. Горький.
-Какой язык родной для нас?
-Как вы думаете, зачем в школе, начиная с первого класса, изучают предмет «Русский язык»? (чтобы быть грамотными, правильно писать).
-А что нам необходимо делать для того, чтобы научиться правильно писать? (учить правила, тренироваться).
-Что мы будем делать на уроке? (учиться)
-Что значит «учиться»? (получать новые знания, закреплять то, что уже знаем).
-Поднимите руки те ученики, которые хотят сегодня на уроке получить новые знания.
- А как вы будете это делать? (мы будем сами открывать и находить новое знание).
-Если вы сами будете находить новое, зачем нужен учитель? (чтобы помогать нам).
-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (интересным, весёлым, познавательным)
-Что для этого нужно? (внимательно слушать, активно работать)
- Я вижу, вы готовы трудиться на уроке.
3.Актуализация знаний.
-А с чего мы должны начать работу? (с повторения)
-Всё ли будем повторять? (только то, что нам может пригодиться)
-Доскажи словечко:
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами как людьми населена.
Правит ими Государь по прозванию … (Словарь).
Один ученик находит значение слова «пейзаж» в интернете, другой – в толковом словаре.
Словарная работа.
-Запишите в строчку слова – отгадки.
а) То я в клетку, то в линейку, б) Я и круглый, я и гладкий
Написать на мне сумей- ка. И на вкус я очень сладкий.
Можешь и нарисовать. Знает каждый карапуз,
Что такое я? (тетрадь) Что зовут меня (арбуз).
в) Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной (медведь).
г) Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и запахи роз? (мороз).
д) Любопытный красный нос по макушку в землю врос (морковь).
е) Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход (карандаш).
ж) В зимний лес придёт художник,
Возьмёт бумагу, карандаш,
Ели, сосны нарисует, получается (пейзаж).
-Написание какого слова может вызвать затруднение? Почему?
(-Какое новое словарное слово встретилось?)
-Объясните значение слова «пейзаж»
-Где можем узнать или уточнить значение слова?( в словаре).
-Послушаем, как выполнили индивидуальное задание ребята.
-Какую информацию искали и где?
- Разделите слово на слоги. На какой слог падает ударение?
-Какую гласную запоминаем? Какая ещё орфограмма может вызвать затруднение? Запишите слово в тетрадь.
- Мы написали словарный диктант. Что теперь должны сделать? (проверить)
- Каким образом можем себя проверить? (друг у друга в парах, по образцу, посмотреть в словаре, проверяет учитель)
-Проверьте написание слов по словарю в конце учебника.
Те, кто выполнил работу без ошибок – поставьте на полях себе +. Если у вас были затруднения - поставьте знак восклицания..
-Какое слово с точки зрения русского языка может быть лишним? (арбуз, карандаш).
-Что общего у всех слов? (это названия предметов, словарные слова).
- Какая ещё орфограмма объединяет эти слова? (парные согласные на конце слова)
-Как её проверить? Устно подберите проверочные слова.
4. Постановка темы и учебной задачи.
-О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
-Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 2.
-Какие цели поставим себе на уроке?
Слайд 3. Цели урока.
А вот какие цели поставил для Ани и Вани И. И. Самоваров. Что можем добавить для себя?
- научиться писать без ошибок
- научиться преодолевать трудности
- хорошо работать
- грамотно отвечать
- научиться проверять слова с парными согласными.
-В течение урока нам придётся ответить на вопросы:
(открываются карточки)
Что? Где? Как?
проверять.
-На какие вопросы мы уже можем дать ответы?
-Что надо проверять? (парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
-Где надо проверять? (в конце слова).
Как надо проверять? (правило).
-Мы уже много знаем о парных согласных. А из каких источников мы можем узнать новое о правописании парных согласных?
1) Узнать из учебника, книг, интернета.
2) Спросить учителя, взрослых.
3) Провести наблюдение, эксперимент.
-Действительно, мы сейчас воспользуемся одним из этих способов.
5.Работа по теме урока.
1. - Прочитайте слова на доске.
Ры..ка тетра..ка гла..ки
Кно..ка у..ка до..ка
-Какие буквы пропущены? (парные согласные)
-В какой части слова они стоят? (в середине слова)
-Перед какими буквами пропущены парные согласные? (перед другими глухими согласными).
-Давайте понаблюдаем, какие звуки слышим на месте пропущенных букв. ( дети называют звуки и вставляют карточки [п], [т], [с] ). Слышим одинаковый звук.
-Какую опасность на письме представляют парные согласные в середине слова? (можем ошибиться в написании буквы).
-Что будем делать, чтобы избежать ошибки? (проверять слова).
-Можете ли вы предположить, как проверить парные по зв. –глух. согласные в середине слова?
Почему? (перед гласными согласный звук слышится чётко).
-Давайте попробуем подобрать проверочные слова вместе ( с комментированием) - устно.
Рыбка (слышим звук п, проверочное слово рыба, пишу букву б).
Кнопка – кнопочка, тетрадка – тетрадочка, утка- уточка, глазки - глазок, доска – досочка.
-Как можем дополнить нашу схему на доске? ( где? в середине слова, как?).
-Попробуйте сами сформулировать правило проверки парных согласных в середине слова.
-А теперь сравним наш вывод с правилом в учебнике на с. 117 (читают вслух).
-Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике? (да).
-А чем отличается? (( подобрать слова – родственники)
-Прочитайте правило ещё раз про себя.
Итак, вы сегодня выступили в роли исследователей. Вы только что сделали новое открытие. Какое?
6.Закрепление нового материала.
-Что позволяет нам это открытие? (мы теперь можем грамотно писать слова с парными согласными в середине слова).
-Какой наш следующий шаг на уроке? (закрепить новое знание).
-Но сначала я приглашаю вас на зарядку. Встали у парт.
Лёгкие прыжки -1, 2, 3!
Мелкие шажки - 1, 2, 3!
Громкие хлопки – 1, 2, 3!
Дружные кивки - 1, 2, 3!
Повторяем слова и движения ещё раз.
-Какие слова с парными согласными в середине слова нам встретились?
Работа в парах.
-Докажите, что слова записаны правильно. Что для этого нужно сделать?
-Какие слова будут проверочными?
-Подберите проверочные слова ( записывают в тетради).
Самопроверка по доске. Если верно подобраны проверочные слова – на полях ставим +, если были ошибки, затруднения – то !.
-Итак, какую орфограмму учимся проверять и правильно писать?
-Как проверить парные согласные в середине слова?
7. Групповая работа
-А сейчас будем работать в группах. Составьте предложение из слов, написанных на карточках. Вставьте пропущенные буквы. Объясните друг другу написание пропущенных орфограмм.
-Прочитайте предложение ещё раз. Запишите его по памяти и подчеркните орфограммы.
-Выйдите к доске и прочитайте своё предложение.
-Ребята, правильно составлено предложение?
-Какие орфограммы вам встретились?
Прикрепите к доске.
-Сколько предложений мы составили? (6)
-Связаны ли эти предложения между собой по смыслу? (да)
-Что у нас получилось? (текст).
-Давайте озаглавим текст (каток, зима).
- Какого типа текст мы получили? (текст – повествование).
Молодцы!
Мы ж..вём в с..ле Берё..ки.
В су…оту р..бята вышли на к..ток.
Вокруг к..тка берё..ки и ду..ки.
К к..тку в..дёт у..кая доро..ка.
Падал мя..кий лё..кий сн..жок.
Дети к..тались по гла..кому л..ду.
-Какое чувство возникло у вас после чтения рассказа? Почему?
-Оцените свою работу. Если правильно составили и записали предложение– на полях ставим +.
Если допустили ошибки - !.
8. Самостоятельная работа (дифференцированный подход).
-А как убедиться в том, что вы хорошо поняли материал и не допускаете ошибок? (надо выполнить сам. работу).
-Возьмите на столе карточку.
-Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
1 уровень.
- Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.
Сторо_ - _________________ ,
моро_ - ___________________,
горо_ - ___________________ ,
чертё_ - ___________________ ,
сне_ки - ___________________ ,
гря_ки - _________________ .
2 уровень.
Разбежались слова. Помогите их собрать. В скобках пиши проверочные слова.
Морковь растёт на______________( ).
Буквы пишут в _________________( ).
Утром мы чистим _______________( ).
Надеваем в холод____________( ).
Любим все __________,________( , ).
И читаем на ночь ______________( ).
Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках,ска_ки,шу_ки.
- Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы).
На полях поставьте плюс или минус.
9. Итог урока. Рефлексия.
-Как мы заканчиваем наш урок? (подводим итог урока, анализируем свою работу).
-Чему учились на уроке?
-Как проверить парные согласные звуки в середине слова перед глухими согласными?
- Достигли ли поставленных целей?
-Посчитайте, сколько плюсов у вас на полях.
- У кого 4 плюса, поднимите руки. Вы полностью справились с работой.
Молодцы! Очень хорошо.
- Кто поставил знаки восклицания? Почему это произошло? (были невнимательны, это новый материал…)
-Не расстраивайтесь. Мы ещё будем работать над этой орфограммой.
Вы тоже молодцы, потому что осознали трудности темы.
-Что надо делать для того, чтобы знаки восклицания превратились в плюсы?
- Молодцы! Вы были трудолюбивы и старательны. Я довольна вашей работой.
Самостоятельная работа.
1 уровень.
- Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.
Сторо_ - _________________ ,
моро_ - ___________________,
горо_ - ___________________ ,
чертё_ - ___________________ ,
сне_ки - ___________________ ,
гря_ки - _________________ .
2 уровень.
Разбежались слова. Помогите их собрать. В скобках пиши проверочные слова.
Морковь растёт на______________( ).
Буквы пишут в _________________( ).
Утром мы чистим_______________( ).
Надеваем в холод____________( ).
Любим все __________,________( , ).
И читаем на ночь ______________( ).
Слова для справок: зу( б,п)ки, тетра(д,т)ках, сала(з,с)ки, сне(ж,ш)ки, гря(д,т)ках, ска(з,с)ки, шу(б,п)ки.
Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу.
Самостоятельная работа.
1 уровень.
- Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.
Сторож – сторожить,
мороз - морозы ,
город - города,
чертёж - чертежи ,
снежки- снежок ,
грядки - грядочка .
2 уровень.
Разбежались слова. Помогите их собрать. В скобках пиши проверочные слова.
Морковь растёт на грядках (грядочка).
Буквы пишут в тетрадках (тетради, тетрадочка ).
Утром мы чистим зубки( зубы, зубок).
Надеваем в холод шубки ( шуба).
Любим все салазки , снежки ( салазочки , снежок).
И читаем на ночь сказки ( сказочки).
Слова для справок: зубки, тетрадках, салазки, снежки, грядках, сказки, шубки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".
Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....
Урок русского языка 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"
Цель урока- актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;-...
Методическая разработка. Урок русского языка по теме "Особенности произношения звонких и глухих согласных звуков" 2 класс.
Презентация и план-конспект урока русского языка. 2 класс. VII вид....
Урок русского языка, 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные". УМК "Школа России", презентация
Данный урок способствует изучения правописания слов с парными согласными в корне слова. Подобранный игровой и познавательный материал нацелен на развитие памяти, внимания, речи, пополнение лексическог...
Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Звонкие и глухие согласные в корне слова"
Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...
Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова...
Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова
Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...