Виды предложений по цели высказывания
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Нефедова Майя Михайловна

Русский язык 3 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока32.23 КБ
Файл презентация1.97 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: Виды предложений по цели высказывания.

(3 КЛАСС   ФГОС)

(Образовательная система «Школа России»,

автор учебника В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)

выполнила учитель начальных классов

Нефедова Майя Михайловна

г. Нижневартовск

         Тема: Виды предложений по цели высказывания.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: изучение нового материала.

          Цель: Формирование навыка различать предложения по цели высказывания.

Основные задачи урока:

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

 -  способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности  при определении задач урока, в ходе планирования работы с упражнением, при выполнении задания по развитию речи;

- способствовать развитию чувства прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- способствовать формированию  интереса к изучению языка, гордости за родной язык;

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- обеспечить условия для развития умений самостоятельно формулировать тему и цель урока;

- способствовать развитию рефлексивных навыков, навыков работы по алгоритму и составленному плану;

Познавательные УУД:

- обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между словами в речи и в составе предложения;

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, формулировать выводы о видах предложений по цели высказывания;

- обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной  информации, выделять главное при выборе предложений по цели высказывания и знаков препинания в конце их, правильного выбора интонации;

- способствовать развитию творческих умений при работе с текстом;

Коммуникативые УУД:

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко, точно  и аргументировано выражать свои мысли, делая выводы по уроку;

- способствовать развитию волевых качеств учащихся при работе в парах;

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- актуализировать знания о видах предложений по цели высказывания;

- создать условия для включения  учащихся в деятельность по знакомству с разными видами предложений по цели высказывания, правильному использованию их  речи предложений;

- продолжить формирование навыков работы с предложением.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ι. Организационный момент.

Цель: включение и мотивирование обучающихся в учебную деятельность.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Все тихонечко садимся по своим местам.

Хоровое проговаривание стихотворения, эмоциональный настрой на урок.

Присаживаются на свои места.

ΙΙ. Минутка чистописания.

Цель: вспомнить написание и их соединение заглавной В со строчными «п» и «в», заглавной П со строчными «п» и «в».

- Чтобы узнать какие буквы мы будем писать на минутке чистописания, давайте отгадаем загадки.

Волк, голодный серый волк,

Выл он, выл, потом умолк.

Волк сейчас сидит в траве,

Волк - в траве под буквой...

Попугайчик, попугай,

Папу с мамой не пугай.

Не ищи жучка в крупе,

А найди нам букву...

- Какие буквы у нас получились?

- Так как, вы уже большие, я предлагаю вам самим назвать в какие пары мы можем соединить наши буквы.

 - Попробуйте сформулировать цель минутки чистописания.

- Запишем сочетание букв заглавная «В» с соединением с прописными «п» и «в», заглавная «П» с соединением с прописными «в», «п».

- При написании будьте внимательны.

- Откройте свои тетради, запишите число «10 сентября», «Классная работа».

- Начинаем мы писать

Спинки ровно вы держите,
Вы пишите, не спешите,
Буквы лучше выводите.

- А сейчас возьмите красный цветной карандаш, посмотрите внимательно на свою работу, обведите наиболее правильные, красивые буквы.

- Я предлагаю Вам дома потренироваться еще в написании этих букв и соединений, чтобы они все были у Вас похожи на те, которые вы обвели.

- обучающие слушают загадки.

- буква «В»

- буква «П»

- Буквы П, В.

- Вспомнить соединении букв Вп, Вв, Пп, Пв.

- Записывают число.

-Прописывают минуту чистописания.

Оценивание своей работы.

ΙΙΙ. Словарно-орфографическая работа.

Цель: познакомить с новыми словарными словами их орфографическим написанием.

- У меня сломался компьютер, он печатает только согласные буквы.

ПРЗДНК, ВМСТ

Давайте поможем восстановить слова, для этого надо вставить пропущенные гласные буквы.

Что у вас получилось.

  - Запишите их в тетрадь, ставя ударение и подчёркивая буквы, которую нужно запомнить.

 -Записываем слова с красной строки, первое слово пишем с большой буквы, слова пишем через запятую, после последнего слова ставим точку.

- Проверим, как вы их написали.

- Составьте предложение с понравившимся вам словом. Какое предложение у вас получилось?

- Запишите предложение с комментированием.

- Праздник, вместе.

- Записывают слово, подчеркивают орфограмму, ставят ударение.

- Выполнения упражнения.

IV. Формирование новых знаний

(на доске карточки с закрытыми буквами)

Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы. За каждый правильный ответ я буду открывать одну букву.

-Из чего состоит текст? (из предложений)

-Что такое предложение? (это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)

-Что такое текст? (это предложения, связанные по смыслу общей темой)

-Какие слова называют именами существительными? (слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? И обозначают предмет)

-Что такое имена прилагательные? (слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета)

-Какие слова пишутся с большой буквы? (фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов…)

-Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень)

- Чем отличается звук от буквы? (звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)

-Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос)

-Как определить количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

-Вы хорошо выучили правила, поэтому с лёгкостью ответили на вопросы.

-Прочитайте слово, которое получилось. (предложение).

-То-есть мы с вами продолжаем работу, чтобы узнать, что нового мы узнаем о предложениях, давайте послушаем стихотворение.

Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.

***

Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?

***

 Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!

- О каких знаках препинания я прочитала?

- И так, что же мы сегодня будем изучать на уроке?

- Кто поможет сформулировать тему нашего урока?

- А теперь определим цель урока.

  1. - Откроем учебник на стр. 17 Упр.20

- Прочитайте текст. Что нового узнали?

- Какие знаки стоят в конце предложений?

- Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?

-На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?

-Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?

-Прочитайте ниже сведения о предложениях.

-Как различаются предложения? (По цели высказывания.)

-Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).)


- Из предложений.

- Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

- Это предложения, связанные по смыслу общей темой.

- Слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? И обозначают предмет.

- Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? И обозначают признак предмета.

- Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов…

- Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.

-Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.

- При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.

- Сколько в слове гласных, столько и слогов.

- Читают слово, написанное на доске - предложение.

- Точка, вопросительный знак и восклицательный знак.

- Знаки препинания.

 - Виды предложений по цели высказывания

- Различать предложения по цели высказывания.

- ……….

- Точки и вопросительные знаки.

- Что за растение – овёс? – Как люди используют зёрна овса? – А что можно приготовить из овсяной муки? – Автор употребил эти предложения, чтобы задать вопрос.

- Что, как.

- С целью сообщения (повествования).

- Читают памятку.

- По цели высказывания.

- Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).

V. Физкультминутка

Мы учили и писали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)

Ножками потопали,

Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели. (Приседания.)

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

Выполнение физминутки.

VΙ. Первичное закрепление нового материала. Работа по учебнику.

Упр.21 (с. 17) (самостоятельное выполнение. Взаимопроверка)

  1. Работа со словом из словаря

-Отгадайте загадку.

В поле – метёлкой,

В мешке- золотом (овёс)

Давайте выделим корень и поставим ударения.

Что мы видим? Где у нас «опасное место»?

Для лёгкого запоминания, я предлагаю использовать слова - образы

пoлe - oвёc

кoнь - oвёc

B cлoвax-oбpaзax бyквa, кoтopaя являeтcя coмнитeльнoй в cлoвapнoм cлoвe "oвёc", нaxoдитcя пoд yдapeниeм. Пoэтoмy, чтoбы пpaвильнo нaпиcaть cлoвapнoe cлoвo "oвёc", нeoбxoдимo вcпoмнить cлoвo-oбpaз.

-Найдите слово овёс в орфографическом словаре.

-Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

-Составьте предложение со словом овёс, запишите.

-Запомните, как пишется это слово.

Выполнение упражнения.

- Овёс.

- Записывают в тетрадь и выделяют орфограмму.

VΙΙ. Первичное закрепление нового материала. Фронтальная работа.

Работа по учебнику.

-Открываем страницу 18 Упр. 22

-Прочитайте предложения.

-Чем они похожи?

-С какой интонацией они произносятся?

-Выполните письменное задание к упражнению.

-Прочитайте ниже сведения о языке.

-Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию.)

-Какие знаки ставятся в конце побудительных предложений? (точка или восклицательный знак)

-Послушайте отрывки из стихотворений.

У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит?

-Слон.

-Откуда?

-От верблюда.

-Что вам надо?

-Шоколада.

К. Чуковский

-Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

-Беда! Беда!

Бегите скорее сюда!

-В чём дело?

-Спасите!

-Кого?

-Бегемота!

Наш бегемот провалился

В болото…

К. Чуковский

-Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

- Читают памятку.

- Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию

- Точка или восклицательный знак

- Повествовательные и вопросительные.

- Вопросительные, восклицательные и повествовательные.

ΙΧ. Самостоятельная работа.

Упр.23 (с. 18)

-прочитайте выразительно побудительные предложения.

-чем похожи все предложения? Какой бы темой вы их объединили?

-Какие знаки стоят в конце предложений?

-Какие предложения называются побудительными?

Упр. 24 (с. 19)

-Прочитайте предложения. Из какой они сказки? Кто автор этой сказки? («Золотой ключик, или Приключения Буратино», А. Н. Толстой

-Определите вид предложений по цели высказывания.

Выполнение задания. Проверяют, при необходимости исправляют ошибки.

Χ. Рефлексия.

- С какой целью употребляются предложения в речи? (чтобы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то, побудить к действию)

- Что нового на уроке мы узнали?

- Какую цель ставили пред собой на урок?

- Мы достигли её?

Как вы относитесь к сегодняшнему уроку:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог,

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили

Задачи, находя решенье,

Развивают мышленье,

Память и внимание,

Закрепляли знания.

А теперь, внимание,

Домашнее задание:

Стр 19 упр. 25,

Не вызовет оно проблем,

Решенье ход известен всем.

Урок закончен, друзья,

До скорого свиданья.

- Чтобы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то, побудить к действию

- Узнали вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения.

- Различать предложения по цели высказывания.

- Да

- Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды предложений по цели высказывания 3 класс у читель начальных классов Нефедова Майя Михайловна

Слайд 2

Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.

Слайд 3

Волк, голодный серый волк, Выл он, выл, потом умолк. Волк сейчас сидит в траве, Волк – в траве под буквой…

Слайд 4

Попугайчик, попугай, Папу с мамой не пугай. Не ищи жучка в крупе, А найди нам букву…

Слайд 6

10 сентября. Классная работа.

Слайд 7

ПРЗДНК ВМСТ ПРАЗДНИК ВМЕСТЕ

Слайд 10

РАЗЛИЧАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Слайд 13

Самостоятельная работа

Слайд 14

В поле – метёлкой, В мешке – золотом.

Слайд 15

ПОЛЕ КОНЬ ОВЁС

Слайд 19

Низкая оценка Негативное отношение Невысокая оценка Безразличное отношение Удовлетворительная оценка Спокойное отношение Хорошая оценка Позитивное отношение Очень высокая оценка Восторженное отношение

Слайд 20

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СТР. 19 Упр. 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока по теме "Виды предложения по цели высказывания"

Содержится  раздаточный материал для детей, а также приложение к уроку....

"Виды предложений по цели высказывания. Какие бывают предложения?"

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Гармония". "Какие бывают предложения по цели высказывания:"...

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Предложение.Виды предложений по цели высказывания

Открытый урок по русскому языку, программа "Школа России",4 класс...

Урок русского языка.Тема урока: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать уме...

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"...