Склонение имен прилагательных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жирякова Надежда Вячеславовна

Склонение имен прилагательных женского рода

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учитель: Жирякова Надежда

Тема урока: Склонение имен прилагательных женского рода

Класс: 4

Цель  урока: формирование знаний о склонение имен прилагательных женского рода

Задачи  урока:

Дидактические: научатся точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; 

Развивающие: совершенствовать навыки правильно склонять имена прилагательные женского рода; развивать у обучающихся орфографическую зоркость, связную речь, творческое воображение и логическое мышление; стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; обогатить словарный запас обучающихся;

Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, бережного к ней отношения, прививать интерес к русскому языку, культуру поведения на уроке, аккуратность при записи учебного материала в тетрадь, чёткость и точность выполнения заданий.

Формы контроля: самоконтроль, контроль

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

(П-познават.,Р - регулятивные, К коммуникатив.)

Личностные

Научатся правильно склонять имена прилагательные женского рода;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

Познавательные: развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре.

Понимать важность и необходимость изучения русского языка в жизни человека.
Формировать понимание того, что правильное употребление имён прилагательных в устной и письменной речи является показателем индивидуальной культуры человека.

Проект учебного  занятия:

Этап урока

Содержание деятельности учителя и обучающихся

Методы, приемы работы

Дидактические средства, оборудование

1.

Мотивационный этап

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

На доске записаны словосочетания:

 в холодн… погоду

 суров…  зимой

 о проворн… синице

- Что объединяет данные словосочетания? (Эти словосочетания женского рода, в единственном числе)

Сможете сами определить тему урока. (Имена прилагательные женского рода)

- Правильно, сегодня мы познакомимся с особенностями склонения прилагательных женского рода.

-Ох, наша цель рассыпалась, давайте ее сформируем.

  1. Чистописание

На доске: ая    яя

  Вместе – служба, вместе – дружба!

Посмотрите, какие буквосочетания сегодня будем писать. Что вы можете о них сказать? (Это окончания прилагательных женского рода).

Приведите примеры слов с такими окончаниями.

- Пишем всю строку эти сочетания.

- Прочитайте предложение. Запишите. При записи обратите внимание на знаки препинания.

- Что это за предложение? (Это пословица)

- Как вы думаете, о каких частях речи можно так сказать? Почему? (О существительных и прилагательных. Ведь существительные и прилагательные взаимосвязаны между собой в роде, числе и падеже.)

Я предлагаю немного отдохнуть и сыграть в игру «ДА» и «НЕТ». Объясняю правила: если согласны с моим утверждением говорите: «Да». «Нет» - когда не согласны. Будьте внимательны. У вас на столах у каждого лежат сигнальные карточки ЗЕЛЕНЫЙ да, КРАСНЫЙ нет.

- Имя прилагательное – это часть речи. (ДА)

- Имя прилагательное – это член предложения. (ДА)

- Имя прилагательное склоняется. (ДА)

- Имя прилагательное не изменяется по родам, числам. (НЕТ)

- Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам. (ДА)

- Что же такое имя прилагательное?

Словесный

Практический

Наглядный

Беседа

Сигнальные карточки

2.

Учебное действие.

Переходим к следующему этапу нашей работы. Просклоняем прилагательные холодная зимняя погода. СЛАЙД 1.

Какого рода прилагательные? (Жен. рода)

Работа по карточкам.

И.п.

Какая?

Нет

Р.п.

Какой?

Дать

Д.п.

Какой?

Вижу

В.п.

Какую?

Доволен

Т.п.

Какой?

Думаю

П.п

О какой?

- Выделите окончания прилагательных.

- Посмотрите внимательно, что интересного вы заметили? (Одинаковые окончания и одинаковый вопрос)

- В каких падежах прилагательные имеют одинаковые окончания? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

Назовите вопрос и окончания прилагательных. (Какой, -ой, ей)

Какие это окончания? (Безударные окончания)

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, кто из вас сможет сделать вывод об особенностях склонения прилагательных женского рода. (Прилагательные женского рода в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. отвечают на вопрос какой и имеют безударные окончания –ой-ей.)

- Прочитайте вывод в учебнике

Ребята, как же правильно определить склонение прилагательных женского рода? (Определяем по существительному)

Орфографическая зоркость:

На экране представлено задание, сейчас мы с вами по цепочки вставим пропущенную букву в тексте, которой называется «Мурзик».

https://learningapps.org/view272730

Хорошо, мы с вами выполнили все верно. Теперь выполните звуко-буквенный анализ слова  Мурзик.

Словесный

Практический

Наглядный

Презентация

Беседа

Карточки

3.

Самостоятельная работа.

А) - А теперь проверим вашу внимательность. Я буду читать рассказ Евгения Чарушина «Перепёлка», а вы записывать словосочетания (прилаг + сущ.) женского рода.

«У нас в клетке жила ручная перепёлка. Такая маленькая дикая курочка. Перепёлочка ходит по клетке и насвистывает. А то ляжет на бочок и купается в песке как настоящая курица.

Но самое удивительное вот что: как только зажжём мы вечером настольную лампу, перепелка сразу начинает насвистывать свою любимую песенку:

- Фить – пирю! Фить – пирю!

- Что такое она говорит? – спрашивает Никита.

- Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!»

Так у нас и повелось.

Чуть засвистит беспокойная птица своё «фить – пирю», Никита ложится в мягкую кроватку

- Какие словосочетания вы записали? (ручная перепёлка, маленькая дикая курочка, настоящая курица, настольную лампулюбимую песенку, беспокойная птица,  

мягкую кроватку).

Б) Упражнение «Определите падеж прилагательных».

Беспечную кукушку, шустрой синички, о пугливой пеночке, заботливой ласточкой, серебристой чайке, голубая сойка,о голодной вороне.

Проверка.

- В каких падежах окончание прилагательных женского рода одинаковое? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

Как же тогда определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного).

В) Дополнительно.

- А сейчас новое испытание.

На доске:    

 Родиться под … звездой.

 В … теле … дух.

Через час по … ложке.

Сыграть … шутку.

- Подберите прилагательные к фразеологизмам. Когда так говорят?

- Запишите эти фразеологизмы, вставляя имена прилагательные. Определите род и падеж прилагательных.

Практический

Наглядный

Беседа

4.

Подведение итогов.

Рефлексия

- Много работали сегодня на уроке.

- Какую интересную особенность склонения прилагательных мы сегодня заметили? (В Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. прилагательные ж.р. имеют одинаковое окончание и отвечают на вопрос какой?) 

- Как определяют падеж имён прилагательных?

Выставление оценок.

СЛАЙД 2. «Мясорубка, корзина, чемодан»

Словесный

Наглядный

Беседа

Презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ф. И. Жирякова Надежда

Учитель: Лещенко Г.В.

Методист: Гусева Т.В.

Тема урока: Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

Класс: 4

Цель  урока: создание благоприятных условий для обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний именительного и винительного падежей имен прилагательных женского рода.

Задачи  урока:

Дидактические: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний о именительного и винительного падежей имен прилагательных женского рода.

Развивающие: развивать умение в определении именительного и винительного падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; формировать потребность писать грамотно; воспитывать учебную активность; расширять знаний о родном языке.

Формы контроля: самоконтроль, контроль

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

(П-познават.,Р - регулятивные, К коммуникатив.)

Личностные

умение различать именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода; находить именительные и винительные падежи имен прилагательных женского рода в тексте, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; 

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Проект учебного  занятия:

Этап урока

Содержание деятельности учителя и обучающихся

Методы, приемы работы

Дидактические средства, оборудование

1.

Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята!

- Чтобы наша работа была продуктивной, повернитесь  к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке.

- Молодцы, а теперь все повернитесь  и посмотрите на меня, проверьте, чтобы сидели правильно, руки лежат перед собой. Я вам желаю больших успехов на уроке!

СЛАЙД 1. Минутка чистописания

Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущих записей, запишите число, классная работа.

На доске запись: аяяяойыйийееое.

- Разделите одну цепочку на три, спишите их.

- Прочитайте, что у вас получилось? (ая яя ой ый ий ееое)

- Что это такое? (Окончания имён прилагательных женского, мужского и среднего рода)

- Когда у имён прилагательных бывают именно такие окончания? (В именительном падеже)

Словарная работа. Меняются тетрадями. 2 ребенка у доски.

Запишите слова под диктовку. 

http://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/07/rebus_russkiy_yazyk_2_klass_19_24070453-e1532419068912.jpg

 «5» - 0-1 ошибок

«4» - 2-3 ошибки

«3» - 4-5 ошибок

СЛАЙД 2. – Прочитайте тему урока.

КАРТОЧКИ – Наша цель рассыпалась, давайте составим нашу цель. (научиться различать именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода)

На доске запись: Осенн… прохлада, голуб… небо, про широк… реку.

- Прочитайте.

- Что это? (словосочетания)

- Объясните написание удвоенной –н- в слове осенняя. (Одна –н- часть корня, другая – суффикс).

- Объясните написание буквы –о- в слове прохлада (-о- часть приставки про-)

- Что общего в этих словосочетаниях? (Они состоят из существительного и прилагательного, употреблённых в единственном числе)

- Найдите лишнее словосочетание по какому-либо признаку. (Словосочетание про широкую реку в винительном падеже, остальные - в именительном)

- Что помогло определить падеж данного словосочетания? (Предлог про)

- Назовите другие предлоги, употребляемые с именами существительными в винительном падеже.

- Есть другие варианты «лишнего» словосочетания? (голубое небо – здесь существительное среднего рода и следовательно прилагательное в среднем роде, в остальных словосочетаниях – женский род)

- Как определить род прилагательных? (Какого рода связанное с ним существительное, в таком роде и прилагательное)

- Если мы уберём это «лишнее» словосочетание, что останется? (Останутся словосочетания женского рода в единственном числе, одно – в именительном падеже, другое в винительном)

Словесный

Практический

Наглядный

Беседа

Презентация

Карточки

2.

Учебное действие.

1) - Взгляните ещё раз на написанные вами в начале урока цепочки. Что вы уже очень хорошо знаете по теме нашего сегодняшнего урока? (Окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе в именительном падеже -ая, -яя)

- Попробуйте самостоятельно дописать окончания имён прилагательных женского рода.

Дети работают в парах на карточках:

Карточка №1

Шапка (какая?) красн…

Лента (какая?) син…

Через тропинку(какую?) узк…

В дорогу (какую?) дальн…

- Почему словосочетания разделены на две группы? (Первая группа – именительный падеж, вторая – винительный)

- Какие окончания вы вписали у прилагательных в именительном падеже? (В первом словосочетании –ая, во втором –яя)

Открываю окончания на доске у первой группы словосочетаний.

- Почему разные? (После основы, заканчивающейся на твёрдый согласный пишем –ая, после основы на мягкий согласный –яя)

- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже?

Составляем схему на доске:

Им. прил.

ж. р.

И.п. какая-ая, -яя

2) - Проверьте окончания второй группы словосочетаний. (Открываю на доске) Все правильно написали?

- Как вам это удалось? Мы ещё не изучали их. (Мы опирались на ударное окончание вопроса.)

- Но окончание вопроса –ую. Почему во втором словосочетании окончание прилагательного –юю? (Основа прилагательного дальнюю заканчивается на мягкий согласный звук, поэтому пишем окончание –юю)

- Кто закончит схему на доске, опираясь на данные словосочетания?

Схема на доске:

Им. прил.

ж. р.

И.п. какая-ая, -яя

В.п. какую-ую, -юю

Запишите данные схемы в свои тетради и, опираясь на них, сделайте вывод по теме сегодняшнего урока. (Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопроскакая? и имеют окончания –ая или –яя. Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания –ую или –юю.)

ФИЗМИНУТКА.

3) Работа с карточками №2 в парах

1. Ребята пошли в ________________ библиотеку.

2. На столе лежала ____________________ книга.

3. Художник изобразил___________________ пейзаж.

4. В комнате до сих пор продолжалась ____________________ беседа.

5. Альпинисты поднимались на ____________________ гору.

- Прочитайте. Что это? (Предложения)

- какую работу надо сделать? (Вставить подходящие по смыслу прилагательные)

- Впишите их прямо в карточках. После выполнения заслушиваем 2-3 варианта предложений.

- Спишите только те предложения, которые соответствуют теме нашего сегодняшнего урока. Как вы это определите? (Это должны быть предложения, в которых есть прилагательные женского рода в единственном числе в именительном или винительном падеже)

Дети самостоятельно работают. После выполнения работы – проверка.

- Какое предложение вы не списали и почему? (В третьем предложении прилагательное мужского рода)

Орфографическая зоркость: Найди ошибки Тренинг "Зоркий глаз"

https://learningapps.org/view5945231

Словесный

Практический

Наглядный

Карточки

Беседа

3.

Самостоятельная работа.

Работа по учебнику. Стр. 30, упр. 62.

- Прочитайте текст. Что это? (Стихотворение)

- какое задание нужно выполнить? (Списать и вставить пропущенные буквы)

(Выполняют работу в парах)

- Когда вам пригодились знания, полученные сегодня на уроке? (Два раза надо было дописать окончания прилагательного женского рода в единственном числе в винительном падеже)

- Расскажите об остальных буквах, которые вы вписали.

Выполните звуко-буквенный разбор слова и разберите слово по составу.

- Перечитайте стихотворение ещё раз выразительно. (Слушаем 2-3 человек)

- Что восхваляет поэт? (Родину, Россию, российскую природу)

- Художник нарисовал к этому стихотворению иллюстрацию в учебнике. Как называется такая иллюстрация? (Пейзаж)

Практический

Наглядный

Словесный

Учебник

Беседа

4.

Подведение итогов. Рефлексия.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ли мы этой цели?

- Внимательно посмотрите на свою сегодняшнюю работу в тетради. Как бы вы себя оценили? Поставьте ту оценку, которую вы считаете заслуженной простым карандашом на полях тетради.

-Что у вас не получилось?

-Какие трудности возникли во время работы?

-Справились ли с поставленными задачами на уроке?

(Учитель оценивает работу ребят на уроке и выставляет оценки в дневники).

 СЛАЙД 3. «Мясорубка, корзина, чемодан»

Словесный

Наглядный

Беседа

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 4 классе по теме : "Склонение имен прилагательных женского рода"

Ц е л ь: усвоение учащимися особенностей склонения прилагательных женского родаЗадачи:Образовательные задачи:-Учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;- Формиро...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных женского рода»

Урок  знакомит учащихся с особенностями склонения имен прилагательных женскогог рода.повышает уровень знаний по теме "Имя прилагательное".Урок содержит задания уровневой дифференциации, игру "Сил...

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе

Урок русского языка в 4 классе по программе УМК "Школа России". Первый урок по теме "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе". На данном уроке дети знакомятся с окончаниями им...

Склонение имен прилагательных женского рода

Цели урока: 1.     Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.2.     Развивать умение определять род и падеж прилагательного.3....

Тема "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе" 4 класс. УМК "Школа России"

Презентация к уроку русского языка. Все задания связаны одной общей тематикой "Сталинградская битва"...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского рода"

Задачи урока:- Образовательные:сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас.- Развивающие: развивать умение в определении падежа имён п...