Конспект урока русского языка "Антонимы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Вертикова Ольга Викторовна

Сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся, посредством урока русского языка "Антонимы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx24.47 КБ
Файл antonimy.pptx753.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока-2 класс.

Учитель начальных классов – Вертикова О.В.

Тема урока «Слова- Антонимы»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

- познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;

- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам

- расширять, уточнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

 

1 . Оргмомент

- Богат и разнообразен русский язык. Он таит в себе много загадок. А вы

любите отгадывать загадки? Хотите отгадать одну из загадок родного языка?

-А сделать его другом нам поможет умение не только красиво говорить, но и

аккуратно и грамотно писать.

.

2. Актуализация знаний. Работа в парах.

-Для начала отгадайте, о каком герое идёт речь

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью "Каланча",

-Кто это?

Слайд ( Иллюстрация Дяди Стёпы)

-Из какого произведения? Кто автор?

- Чем отличался Дядя Стёпа от других людей? ( Был большой).

-Подберём синонимы к слову большой. Запишем их.

Большой

Огромный

Гигантский

 - Сейчас объединитесь парами. На парте у вас есть маленькие белые карточки. Прочитайте слова и скажите, какую работу надо  выполнить. ( – Будем создавать пары слов.)

– По какому основанию  создадите  эти пары слов? ( Близкие   по  значению.)

 – Как называются слова близкие по значению?( – Синонимы.)                Ребята                      Дети

Грустить                  Печалиться

Дорога                      Путь

День                          Ночь

Старый                      Молодой

 (Дети работают в парах, создают пары слов по близкому  значению,  опираясь на модель синонимов).

 – Прочитайте полученные пары слов. Докажите, что записали слова-синонимы.

3. Выявление места и причины затруднения.

 - Все ли слова образовали пару?    (Выписать на доску)– Эти слова не являются синонимами. ( Уних разные  значения (противоположные).

- А как вы доказали, что слова День и ночь не являются синонимами?

( Уэтих  слов  разные  значения, следовательно,  они не являются синонимами.  (А какими словами они являются, мы не знаем.)

 - А откуда ты знаешь? Ну, это мы еще проверим.

 - О чем будем говорить на уроке?  И так, у вас затруднение: надо назвать одним словом  противоположные по смыслу слова.

- Все ли слова вы соединили? (Нет, день и ночь, старый и молодой)

Можем ли мы объединить эти слова в пары? По какому признаку? (Да, они противоположные по значению)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Слова противоположные по значению)

Можем ли мы назвать их синонимами? (Нет)

- Давайте определим цели нашего урока. В этом нам помогут слова подсказки. Продолжите предложения.

Цели урока:

  1. Узнать как называются слова противоположные по смыслу.
  2. Научиться создавать пары слов. 
  3. Находить эти слова в тексте.
  4.   Использовать их в речи.( вывесить на доске)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Посмотрите на доске пары слов. Нам нужно распределить их на две группы синонимы и антонимы. Можем ли мы это сделать?  Какое слово вам не знакомо (Антонимы). Давайте определим синонимы, а оставшиеся слова отнесем к антонимам.

5. Реализация построенного проекта.

Для того, чтобы узнать что такое антоним предлагаю вам провести небольшое исследование этих слов. А результаты вы будете заносить в свою таблицу.

синонимы

антонимы

1.

отвечают на один

и тот же вопрос

2.

имеют

близкое значение

3.

имеют

близкое значение

Итак давайте сделаем вывод, что такое антоним? (это слова отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению).

Как мы можем подтвердить наше предположение. (обратимся к учебнику. Читают правило с.62)

- Чтобы больше узнать про слово антонимы, обратимся к рубрике «Из ист6 ории языка» стр. 62.

. 6.Первичное закрепление учебного действия.

Рубрика «Давай подумаем». Сравнить картинки.    Подобрать к ним подписи из слов.

Физкультминутка

А нам теперь пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

А вы ответите («конец»)!

-Расскажите,  какая  тема урока и что узнали.

-Тема урока:  Слова – антонимы. Узнали что,  слова,  отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению называются - антонимами.

 – Скажите,    какую     из задач урока мы с вами выполнили?

- Первую. Узнали,  как называются слова с противоположным значением.

 – Какая следующая задача,  над которой мы будем работать?

 – Вторая задача -  научиться создавать пары слов.

Для этого  и обратимся к упр. №2. Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?

 – Записать парами антонимы. (Один у доски.)

  • Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений.         

- Вы уже заметили на своих столах карточки разного цвета. Возьмите их,  Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?

(У детей на столах разно уровневые карточки с заданиями. Приложение 2)

- Подобрать антонимы.  Ответить на какой вопрос они отвечают и какой частью речи являются.

- Поработайте самостоятельно.  - Чему учились, выполняя задание на карточке? (правильно подбирать антонимы к словам) Проверим у кого Жел.к., Зел.к., Роз.к.

  • Творческое, самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

– Вернемся к задачам урока. Какие задачи мы выполнили?

– Узнали,  как называются слова, научились создавать пары слов – антонимов.  Теперь будем находить эти слова в тексте..-  Учебник стр. 63. упр. 4.  

Прочитайте  текст и найдите в нем ошибки. Поработайте парами.

– Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?

 – Лось -  зверь большой, тигр и медведь – тоже большие, заяц совсем маленький зверь, клыки – острые, когти – сильные.

– Молодцы! Прочитаем, как будет звучать исправленный текст. (Дети читают исправленный текст. И доказывают, что теперь он правильный).

  • Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных ЗУНов.

- Какая тема урока? Какие задачи стояли перед нами? Какие задачи мы выполнили?  Какую задачу мы не выполнили? Над четвертой задачей будем работать на следующем уроке.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А сейчас не большой тест. Самостоятельная работа: Тест. (Дети работают самостоятельно ).  Проверка по эталону.

.

  • Рефлексия деятельности.  

Д.з.    Стр64. Упр5

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тест:

  • Задание:  Отметь      антонимы   
  1. Радость – грусть              
  2. Огонь – пламя                
  3. Одевать – раздевать      
  4. Большой – маленький  
  5. Смелый - храбрый        
  6. Широкий – узкий          

2.  Задание:    Отметь       верное   утверждение.

     1.     В этом предложении  есть антонимы.          

Сыплет белый снег на черную землю.

      2.    В этом предложении  есть синонимы.           

 У Вани есть товарищи,   и  настоящий друг тоже есть.

       3.    В этом предложении нет антонимов.                

 Вместо минуса по ошибке он поставил плюс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вертикова О льга Викторовна учитель начальных классов «Начальная школа XXI века» Русский язык 2 класс Слова-а нтонимы

Слайд 3

Анти – «против»

Слайд 4

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом . Добро-_____________ , сила- , лето- , мир- ______________ , молодость -____________________ . Слова для справок : зло, зима, слабость, старость, война . На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются ? __________________________________________________________________________________

Слайд 5

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом. хороший - , толстый - ___ ___ , весёлый - , близкий - _________ , большой - . Слова для справок : плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий. На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются ? _____________________________________________________________________________

Слайд 6

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом. работать - , любить - _______ смеяться - , расцветать - приходить __________ . Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать . На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются? _____________________________________________________________________________________

Слайд 7

Т Е С Т 1.Задание : Отметь антонимы 1. Радость – грусть 2. Огонь – пламя 3. Одевать – раздевать 4. Большой – маленький 5. Смелый - храбрый 6. Широкий – узкий 2 . Задание: Отметь верное утверждение . а) В этом предложении есть антонимы. Сыплет белый снег на черную землю . б) В этом предложении есть синонимы. У Вани есть товарищи, и настоящий друг тоже есть. в) В этом предложении нет антонимов. Вместо минуса по ошибке он поставил плюс.

Слайд 8

Эталон для проверки 1 задание 2 задание 1, 3, 4, 6 а, б

Слайд 9

Знай больше , а говори … меньше. Думай медленно , работай … быстро. Мир строит , а война … разрушает. Ласточка день начинает , а соловей …. кончает. Не дорого начало , похвален … конец.

Слайд 10

Пришла осень . Выпал первый снег. В южные страны улетели перелетные птицы. Пришла весна . Растаял последний снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...