Коррекционно – развивающие технологии как средство улучшения качества образования.
методическая разработка по русскому языку

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания детей с ОВЗ. Среди многообразия современных педагогических технологий, которые могут применяться на уроках в школе - коррекционно - развивающие технологии. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno_-_razvivayushchie_tehnologii.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Бурдаева Елена Ивановна,

учитель русского языка и чтения,

Кировского областного государственного

общеобразовательного бюджетного учреждения

 «Школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

пгт Демьяново Подосиновского района»

(КОГОБУ ШИ ОВЗ

пгт Демьяново Подосиновского района)

Коррекционно – развивающие технологии

 как средство улучшения качества образования.

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования.

           Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.

            Одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема формирования интереса к учению. Задача нас - педагогов школы для детей с ОВЗ состоит в том, чтобы создать такие условия обучения детей с ОВЗ, в процессе которых ребёнку будет интересно, а значит проще овладевать учебным материалом и у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Среди многообразия современных педагогических технологий, которые могут применяться на уроках в школе, выделяются:

1.технология разноуровневого обучения

2.коррекционно - развивающие технологии

3.технология проблемного обучения

4.метод проектов

5.игровые технологии

6.информационно-коммуникационные технологии

7.нравственная технология

8.здоровьесберегающие технологии.

     Коррекционно – развивающая технология выдвигает ряд задач, стоящих перед педагогом:

1. Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.

 2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.

 3. Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература, факультативные занятия) в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности.

4. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития обучающихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).

5. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников; физическое закаливание, занятия спортом, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая медикаментозная терапия.

6. Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативныхфункций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.

7. Социально-трудовая адаптация обучающихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно-технологических умений и др.).

Технологии коррекционно-развивающего обучения позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

     В своей практике данные технологии я применяю на групповых коррекционно-развивающих занятиях, коррекционно-развивающий уроке.

1. Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия

     Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не должна превышать 20-30 мин. В группы можно объединять по 3 – 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности.      Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием у них познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на индивидуально-групповых занятиях направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. При организации коррекционных занятий исхожу из возможностей ребенка –  на первых порах задание лежит в зоне умеренной трудности, доступно, так как необходимо обеспечить ребёнку объективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличиваю пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

     При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываю особенности восприятия детей учебного материала и специфике мотивации их деятельности.  Использую различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

2. Коррекционно-развивающий урок.

     Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания) каждого конкретного ученика. Коррекционно-развивающие уроки способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Учитель выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические методы и приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на уроках.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

  • совершенствование движений и сенсомоторного развития(развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики);
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), развитие пространственных представлений и ориентации, развитие представлений о времени, развитие слухового внимания и памяти, развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа);
  • развитие основных мыслительных операций(формирование навыков соотносительного анализа, развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями), формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, формирование умения планировать свою деятельность, развитие комбинаторных способностей);
  • развитие различных видов мышления(развитие наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.);
  • развитие речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

      Грамотная и красивая речь — это залог успеха каждого человека, ведь общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Речь обучающихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствуют самореализации ребенка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Конкретные способы, средства и методы каждый учитель подбирает индивидуально, исходя из особенностей класса, имеющихся проблем в речи детей.

      Речи умственно – отсталых учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и др.

Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов умственно- отсталыми детьми препятствует и изучению ими орфографии, т.к. обучать орфографии невозможно без учета взаимодействия лексического и грамматического значения.

 По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно - отсталых обучающихся – серьезная работа при преподавании русского языка и чтения в коррекционной школе, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения.

Конкретно задачи работы по развитию речи умственно отсталых учащихся на уроках русского языка сводятся к следующему:

1.Изучение речевого развития учащихся.

2.Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.

3.Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.

5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.

6. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.

       Развитию речи и коррекции нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями основных функций речи способствует использование различных дидактических игр и упражнений, игровых ситуаций, приёмов, направленных на формирование речи.

 «Придумай новое слово» Дом- дым пил мел точка лук лак сыр сон сук Сок- сон пел мол бочка суп мак сын сок суп.

«Продолжи фразу» Пример. Что может делать названный предмет: - Метель метет, а гром- - Ветер -, а снег - - Дождь -, а солнце-

 «Сравнение» Пример. Сравни: по вкусу- лимон-мед, лук- и яблоко; по цвету- гвоздику и ромашку, грушу и сливу; по прочности- веревку и нитку, камень и глину.

«Закончи слово» Учащимся предлагается продолжить начатое учителем слово. Пример. Отгадай, какое слово я хочу сказать? По.., за, ми. Ну.., ло.., при, ку.

 «Слова потерялись» Пример. В тексте пропустить конец предложения, дети находят по смыслу и дополняют. Тишина царит в дремучем Черные затянули солнце. Птицы умолкли. Вот- вот пойдет

 «Подбери рифму» Пример. К каждому слово подбери рифму: Каша вой подушка Снег кошка кружка Речка тучка бочка.

 «Составь предложение» Пример. Соедини два предложения в одно с помощью слов - мостиков «и», «а», «но», «хотя», «зато». Ярко светит солнце. Поют птицы. Дети вышли гулять В лесу идет дождь. Гремит гром.

- Игровые приёмы: «Что перепутал художник», «Угадай слово», «Исправь ошибки в тексте».

           В работе по коррекции и развитию речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием, предложением и текстом, работа над связной речью. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи (работа над словом) Приемы работы: 1. Описание предметов (по цвету, форме, величине и т.д.). 2. Отгадывание загадок: Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий? Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это? 3. Добавление прилагательных в предложение. 4. Работа над антонимами. 5. Назвать одним словом все предметы. 6. Назвать овощи, фрукты и т.д. 7. Придумать второе слово в паре по аналогии с образом: яблоко — фрукты, свекла — ..., чашка — ..., или наоборот: фрукты— груша, овощи— ..., посуда— .... 8. Найти лишнее слово. 9.Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов. 10. Пересказать содержание своими словами, используя слова с противоположным значением (сначала – потом, был – стал и др.)11. Вставить в текст пропущенные слова сегодня, завтра в соответствии со смыслом высказывания: «…поучусь, а …погуляю»,- говорит ленивый. «…погуляю, а …поучусь»,- говорит прилежный». 12. На более поздних этапах проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево — деревянный, береза —- березовый, стекло — стеклянный, фарфор — фарфоровый, бумага — бумажный, железо — железный, мех— меховой и т.д.). Эта работа тесно связана с развитием словообразования. Также необходимо уточнять значение прилагательных, сложных по семантике, например, оценочных, обозначающих внутренние качества человека (добрый, злой, ленивый и т.д.).

       Формирование грамматического строя речи (работа над словосочетанием и предложением) Приемы работы: - работа по составлению предложений с использованием словосочетаний, с использованием предметных картинок; - работа с деформированными предложениями. Примерные задания: 1. Учитель показывает предметы на картинке в определенной последовательности и называет их, а дети придумывают предложение. 2. Учитель только показывает предметы на картинке, а дети придумывают предложение. 3. Учитель только называет слова, обозначающие предметы (без использования картинки), а дети придумывают различные предложения. 4. Из ряда слов составьте предложения: дымок, идет, труба, из. орехи, в, белка, прячет, дупло. 5. Составить предложения, используя следующие словосочетания: высокие ели веселая песня забавный котенок спелая земляника полная корзина широкие улицы колючий куст свежая булка 6. Исправить предложения, если есть ошибки: Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм.

Работа с текстом. Используются следующие задания: а) сравнить текст и совокупность изолированных предложений; б) сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае — что пропущено; в) добавить одно—два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок); г) вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок).

      Задачи успешно будут решаться, если  весь процесс обучения и воспитания будет направлен на их реализацию с применением различных методов и приёмов развития связной речи.

Это словарная работа, в процессе которой обогащается и активизируется словарный запас обучающихся, работа по формированию диалогической речи (беседа), умение задавать вопросы, чтение по ролям, драматизация.

Система работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности:

- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;

- составление рассказа по серии сюжетных картин;

- пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;

- составление рассказа по одной сюжетной картине.

- Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

- Составление рассказов по прослушанному тексту.

- Составление рассказов по одной сюжетной картинке.

- Составление рассказов по памяти.

- Составление рассказов по предметам и объектам.

- Составление рассказов по предметным картинкам.

- Составление рассказов по заданным словам.

Работа с сюжетными и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания: а) подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения; б) найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке; в) на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок.

 Работа с серией сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий: а) восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее; б) отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему; в) определить место "выпавшей" картинки среди других; г) расположить сюжетные картинки в определенной последовательности; д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок; е) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа учителем; ж) найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок; з) «распутать» два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинки серии «На снежной горке» и три картинки серии «Верный друг»).  

Моделирование речевых ситуаций. В процессе моделирования обучающиеся овладевают умением составлять предложения по различным моделям и использовать их в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.  Например, составить предложения, которые могут быть использованы при посещении магазина, лечебных учреждений, почты, библиотеки и т.д. составленные тексты должны быть содержательны и могут использоваться в самостоятельной речевой практике (при составлении объявлений о купле-продаже предметов, пропаже - находке животного).

     Работа с деформированным текстом.

Заключение. Таким образом, систематическое применение специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр и занятий исправляют недостатки психофизического развития обучающихся с нарушениями интеллекта и в значительной степени сглаживают (возмещают, уравнивают) их нарушенные функции (в данном случае речи), в результате которого происходит повышение их жизненной компетентности.

Благодаря коррекционно – развивающей технологии развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение правильно пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника. При длительном обучении и систематических упражнениях дети с умственной отсталостью усваивают навыки чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Мониторинг - как средство управления качеством образования.

Важную роль в эффективности управления учебным заведением играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.             ...

Дифференцированный подход в обучении как средство повышения качества образования

Методический материал по теме "Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования"...