Урок русского языка «Роль глаголов в языке.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Валерия Сергеевна Мельникова

Русский язык 4 класс

Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx36.46 КБ
Файл russkiy.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

4 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

«Роль глаголов в языке.»

Целевая установка

Учебные задачи, направленные на достижение

предметных результатов:

  • расширение представлений о синтаксической роли глагола в речи;
  • развивать умения распознавать глаголы,объяснять их значение;
  • развитие первоначальных навыков исследовательской работы;
  • стимулирование познавательных интересов с помощью проблемных вопросов;

метапредметных результатов:

  • формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
  • развивать умение работать с разными источниками информации;

личностных результатов:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;
  • воспитывать доброжелательность, терпимость;
  • развивать навыки сотрудничества во время работы в парах.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 4 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  • Презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационное начало

-Ребята, давайте проверим все ли лежит у вас на партах, учебники, ручка, тетрадь, карандаш, дневник.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Личностные:

Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивации.

Коммуникативные: Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Актуализация знаний

  1. Минутка чистописания (Заглавная и строчная К, к)

2.Словарная работа

-Ребята, сейчас мы проведем минутку чистописания и вспомним письмо заглавной и строчной буквы К.

-А кто мне расскажет, как мы должны правильно писать?

- А теперь давайте повторим правила посадки.

-Внимательно посмотрите на заглавную букву К. Мы видим, что, когда мы начинаем писать букву есть небольшой хвостик, закругления всех элементов плавные.

-Теперь посмотрим на строчную букву к, посмотри все закругления плавные и элементы находятся на одинаковом расстоянии друг от друга.

-Ваша задача написать половину строки заглавную букву К, а вторую половину строчную букву к.

-Давайте запишем число и классную работу. Сегодня у нас первое апреля. Классная работа. Не забываем про орфограммы.

-Теперь запишите буквы.

-Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте пословицу.

-Как вы понимаете ее смысл?

-Давайте запишем пословицу и скажем какое соединение к с другими буквами.

-Что мы ставим в конце предложения?

- Ребята, сейчас мы проведем словарную работу. Я буду показывать вам картинки на слайде, а вы должны написать слова, которые они обозначают.

-Прочитайте, какие слова вы записали.

- Хорошо, какую букву вы вставили в первое слово?

- Хорошо, следующее слово, кто прочитает?

- Верно, следующее слово.

- Хорошо, следующее слово.

- Хорошо, молодцы.

- Верно, следующее слово.

- Хорошо, следующее слово.

- хорошо, последнее слово.

- Писать мы должны быстро, аккуратно, наклонно и безотрывно.

- Сядем ровно, спины выпрямим, локти на столе, между туловищем и столом расстояние - кулак. Ноги плотно прижаты к полу, ручку держим правильно, не горбимся.

-Записывают

-Каков мастер, такова и работа

-Если мастер плохой, то и работа будет плохая, а если мастер хороший, он ответственно относится к своему делу, то и работа будет хорошая

-Ставим точку.

-Автомобиль, вагон, кастрюля, тарелка, салют, картофель, петрушка, огурец

- Слово автомобиль ударение падает на последний слог, на гласную и, во 2 и в 3 слоге вставили букву о.

- Вагон ударение падает на второй слог, на гласную о, в первом слоге вставили букву а.

- Кастрюля ударение падает на второй слог, на гласную ю, в первом слоге вставили букву а.

- Тарелка ударение падает на второй слог, на гласную е, в первом слоге вставили букву а.

- Салют ударение падает на второй слог, на гласную ю, в первом слоге вставили букву а.

- Картофель ударение падает на второй слог, на гласную о, в первом слоге вставили букву а.

- Петрушка ударение падает на второй слог, на гласную у, в первом слоге вставили е.

-Огурецударение падает на последний слог, на гласную е, в первом слоге вставили букву о.

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоеноосознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

Формирование умения в области анализа и синтеза-самостоятельное восполнение недостающихзнаний.

Коммуникативные:

Уметь слушать и слышать, понимать речь других; оформление внутренней речи во внешнюю.

Формулировка темы и цели

- Ребята, прочитайте стихотворение, которое перед вами на слайде, но там потерялось последнее слово, давайте его найдем

-Ребята, кто догадался, какое слово потерялось?

-Верно, а какие же глаголы в этом стихотворении?

-Ребята, а как вы думаете, что бы было, если бы глагола в нашей речи не было?

-Верно, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-Правильно, тема нашего урока «роль глагола в языке».

-Под корягой гриб стоял.

На ветру листок плясал.

На цветке пчела сидела,

А на ветке птица пела.

Лопотал ручей в корнях.

Спали бабочки на пнях.

Пил жучок с листка росу

Жарким днем в густом лесу.

Все летало, спало, пело

И по делу и без дела.

Птицы, бабочки, листок-

Каждый действовал как мог,

В этом действии веселом

Помогал им…

-Глагол

-Стоял, плясал, сидела, пела, лопотал, спали, пил, летало, действовал, помогал

-Мы бы не понимали смысл предложений, и не могли бы разговаривать без глагола

-О глаголе

Познавательные:

-использование имеющихся знаний

-самостоятельное выделение и формулирование цели

-поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные:

-умение общаться со сверстниками и учителем;

IV.Изучение нового материала

Физкультминутка

-Откройте учебник на стр. 67 и прочитайте задачи, которые перед нами стоят.

-Ребята, давайте выполним упражнение 139 на стр.68. прочитайте, что нужно сделать?

-Давайте найдем глаголы в этом стихотворении. Прочитайте их.

-Хорошо, а теперь давайте немного отдохнем

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! 

(Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

-Хорошо, а по каким признакам вы определили, что это глагол?

-А какие вопросы вы задали?

-Верно, запишите все эти глаголы в тетрадь, через запятую

-Ребята, а давайте вспомним, что обозначает глагол?

-Давайте выполним упражнение 140 и уточним, какие именно действия обозначают глаголы.

Прочитайте, какие группы глаголов нам нужно выделить?

-Давайте выделим глаголы, которые обозначают движение

-Теперь глаголы, со значением речи

-Следующее глаголы со значением звучания

-Теперь глаголы со значением труда

-Затем, глаголы со значение мысли

-И последние глаголы со значение проявлять чувства

-Хорошо, ребята теперь запишите только те глаголы, которые обозначают движение

-Хорошо, так какие же действия могут обозначать глаголы?

-Хорошо, молодцы.

-Хорошо, теперь давайте выполним упражнение 142 на стр.69. прочитайте, что нам нужно сделать?

Итак, давайте назовем глаголы, которые помогут составить нам текст

-Давайте составим текст

-Ребята, а теперь давайте запишем самое лучшее предложение с комментированием.

-Хорошо, ребята, а теперь откройте рабочие тетради и давайте выполним упражнение 86.

-Что нужно сделать?

Запишите в тетрадь стихотворение и выделите грамматическую основу.

-Ребята, кто прочитает что получилось

Ребята, а что еще мы можем сказать о глаголах? Где они употребляются?

Верно, глаголы в поэтической речи могут использовать в переносном значении. Автор применяет их как олицетворение неживого предмета.

-Читают

Прочитать стихотворение. О каком времени года говорится в стихотворении? Выпишите глаголы. Объясните, по каким признакам вы их определили?

-Звенеть, перестали, застыли, заблистали, заледенели, встанет, припекать, забарабанит.

-Мы задали вопросы

-Что сделали, что делать, что сделает

-Глагол обозначает действие

-Назвать глаголы со значение движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств

-Бежать, идти, ехать, лететь

-Спросить, рассказывать, говорить

-Мяукать, жужжать

-Работать, строить, рисовать

-Думать, размышлять

-Радоваться, грустить

Записывают

Движение, речи, звучания, труд, мысли, проявление чувств

-Рассмотрите рисунок. Назовите глаголы, которые помогут вам составить по рисунку рассказ. Составьте рассказ. Запишите несколько предложений из составленного текста. Подчеркнуть грамматическую основу.

-Катается, бегает, предупреждает, запускает, бегает

-Составляют

-Добавить глаголы и подчеркнуть грамматическую основу.

-Солнце встает, блестит, покинуло, хлынуло

-Глаголы употребляются в поэтической речи.

Познавательные:

-формулировать проблемный вопрос;

-выдвигать гипотезы и их обосновывать;

-формулировать познавательную цель;

Коммуникативные:

-осознанно строить речевое высказывание;

- планировать учебное сотрудничество;

Регулятивные:

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Личностные:
-уметь проводить самооценку и самокорректировку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

-О чем мы говорили на уроке?

- Какие действия могут обозначать глаголы?

-Где могут использовать глаголы?

-Что было сложного?

-А что понравилось вам больше всего?

-Мы говорили о глаголе

- Движение, речи, звучания, труд, мысли, проявление чувств

-В поэтической речи

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли

-оценивание качества своей общей учебной деятельности;

Домашнее задание

- Дома вам нужно будет выполнить упражнение 144. Вам нужно озаглавить текст. Определить тип текста. Назвать глаголы, передающие звуки. Списать его и подчеркнуть в словах изученные орфограммы.

-Хорошо, на этом наш урок окончен, до свидания.

- До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Каков мастер, такова и работа

Слайд 12

«Роль глагола в языке»

Слайд 13

Работа по учебнику с. 68 №139

Слайд 14

Упражнение 140 с.68

Слайд 15

Упражнение 142 с.69

Слайд 16

Собака- лает кошка-… куры-… лошадь-… петух-… лягушка-… утка-…

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...

Конспект урока по русскому языку по теме «Роль глаголов в языке». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивитие умения распознавать глаголы, объяснять их значение.Планируемые результаты:Предме...

Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"

Урок разработан по теме  «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах...