Конспект урока русский язык 2 класс. Ударение
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ботина Татьяна Яковлевна

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить удар­ный и безударный слоги; определять постановку ударения на при­мере слов-омографов; различать букву, которая всегда обозначает ударный звук.

Цели: показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; узнать какова роль ударения в речи.

Ход урока

Организационный этап.

1 слайд  Очень звОнок наш звонОк, начинаем наш урок.

Тихонечко садимся.

Чистописание

2 слайд  -Откройте тетради, положите правильно, взяли в руки ручки. Запишите сегодняшнее число.

Пятнадцатое ноября

Классная работа

3 слайд – Посмотрите внимательно на доску, тут записаны 2 пословицы. Даша читает первую пословицу, Лиза читает вторую пословицу.

Люби дело - мастером будешь.

Ученику удача - учителю радость.

Выберите пословицу, которая будет вашим девизом на уроке.

Запишите ее в тетрадь не торопясь, красиво и аккуратно. Проверка выбора пословицы.

- Поднимите руку, кто выбрал пословицу Люби дело - мастером будешь.

Наташа, почему ты выбрала эту пословицу. (ответ ребенка)

 Поднимите руку, кто выбрал пословицу Ученику удача - учителю радость.

Таир, почему ты выбрал эту пословицу. (ответ ребенка)

Создание проблемной ситуации.

- Девиз у каждого есть, а тему урока поможет определить ваше умение отгадывать загадки.

Слушаем внимательно загадки. Записываем ответ в тетради и на доске открываем слайд.

Загадки.

1.Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

2. Если солнце не смеется, что с небес на землю льется Дождь)

3.Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.(Арбуз)

4. Увидал в лесу

Ягодку красу

Тяжела корзина

Хороша…?(Рябина)

5. Дерево колючее, зеленое, пахучее.

Прилетела к нам метель, стала белой наша …(Ель)

6.Синяя шуба весь мир накрыла. (Небо)

7. Птичка-невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной. (Иголка)

8.Кто пушистый у воды моет сладкие плоды?

Прежде чем отправить в рот полоскает их… (Енот)

Возьмите в руки карандаш. Проверьте правильно ли вы записали все слова.

- Обведите первую букву каждого слова в кружочек простым карандашом.

Этап целеполагания.

-Какое слово у вас получилось? Ударение

- Как вы считаете, какая тема нашего урока?

- Действительно, тема нашего урока «Ударение»

     – Скажите, мы встречались уже с таким понятием, как ударение?   (Да)

 

Кто может ответить на вопрос, что такое ударение?

(-Это выделение голосом одного из слогов в слове.)

Что нужно сделать, чтобы поставит ударение в слове?

(-Чтобы поставить ударение в слове его нужно позвать.)

Молодцы. Посмотрите, как много вы уже знаете про ударение.

- Сегодня мы с вами узнаем, какова роль ударения в русском языке. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

Слушаем внимательно первое задание.

 Перед вами записаны слова. Спишите их, поставьте в них ударение.

Слайд

Портфель, шофёр, столяр, искра, хвоя.

- Скажите мне пожалуйста, как быть в таких случаях, когда не знаешь, как правильно поставить ударение? (Посмотреть в словаре).

– Откройте учебник на стр.142 , и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

 - Оцените свою работу, если вы не допустили ошибок на полях поставьте +, если ошибки были, то -.

– Давайте произнесем эти слова с ударением. (произносят)

– На какой слог падает ударение в 1, 2, 3, 4, 5 словах?

–  Как можно назвать слог, на который падает ударение? (Ударным)

– Сколько таких слогов в слове? (Один)

– А как назвать слог, на который не падает ударение? (Безударным)

Хорошо. А теперь на следующей строчке со строчной буквы выпишите из этих слов только буквы, обозначающую ударный звук.

Е Ё Я И О

Давайте проверим Слайд

- Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили? (Написали все буквы гласных звуков)

- Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.

- На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение? (Нет буква Ё всегда ударная.)

 

Молодцы

Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем.

Слайд

 

  1. На экране появляются слова (кружки).

- Ребята, у вас на партах лежат листок. Нарисуйте на нем предмет, который называет это слово.

- Почему рисунки у вас получились разные? Как вы думаете?

Потому что ударение падает на разные слоги.

Слайд

Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о кружках их которых мы пьем чай, а если поставить ударение на 2 слог, то говорится о кругах).

 

  1. - А теперь откройте учебник на стр.86 (Устно)

— Прочитайте строки из стихотворения Я. Козловского в упражнении 126.

Читает 1 ребенок

Как называются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному?

Вы знаете, как называются такие слова (нет)

Слайд

-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ. Произносятся по-разному чаще всего из-за различий в ударении.)

- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове? (Изменится смысл слова).

Как вы думаете, какую роль играет ударение в речи?

-Ударение играет важную роль в нашей речи. Без ударения мы не смогли бы понимать произнесенные человеком слова и знать, что они обозначают.

Положите перед собой листок. Соедините картинки линиями, названия которых пишутся одинаково, а смысл слова меняется только при перестановке ударения.

 

 

 

 

 

 

 

Давайте их проговорим и соединим линиями между собой.

 

Атлас

Стрелки

Замок

Кружки

Гвоздики

 

Молодцы.

 Кто прочитает следующее задание.

Спишите слова в тетрадь в 3 столбика, поставь ударение в словах.

Запишите эти слова в тетрадь в 3 столбика. 1 столбик – слова в которых один слог, 2 столбик – слова в которых два слога и 3 столбик – слова в которых 3 слога и поставьте в них ударение

 

буря, пурга, мел, солнце, рысь, холод, молоко, тропинка, подъём, пальчики, стебелёк, мёд, пружинка, кот.

К доске пойдут 3 человека. 1 будет записывать слова в 1 столбик. 2 человек во 2 столбик, 3 человек в 3 столбик. Есть желающие.

Молодцы. Садитесь.

 Рефлексия учебной деятельности

Давайте подведем итог нашего урока.

Что же такое ударение?

(-Это выделение голосом одного из слогов в слове.)

Что нужно сделать, чтобы поставит ударение в слове?

(-Чтобы поставить ударение в слове его нужно позвать.)

    –  Как можно назвать слог, на который падает ударение?

 (Ударным)

– А как назвать слог, на который не падает ударение?

(Безударным)

- На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение?

(Нет буква Ё всегда ударная.)

Какую роль играет ударение в речи

-Ударение играет важную роль в нашей речи. Без ударения мы не смогли бы понимать произнесенные человеком слова и знать, что они обозначают.

Очень хочу посмотреть, как вы меня внимательно слушали сегодня на уроке. Ответьте на 3 вопроса, которые записаны у вас на листах.

 

Слог, на который падает ударение называется ____________________________________________________

Слог, на который ударение не падает называется _______________________________________________________

Выделение голосом одного из слогов в слове это -  _______________________________________________________

 

Молодцы. Передаем листы с последних парт.

Записываем домашнее задание Д.М.стр.19 упр 6

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_udarenie_1.docx293.15 КБ

Предварительный просмотр:

УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЙ СЛОГ

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить ударный и безударный слоги; определять постановку ударения на примере слов-омографов; различать букву, которая всегда обозначает ударный звук.

Цели: показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; узнать какова роль ударения в речи.

Ход урока

Организационный этап.

1 слайд  Очень звОнок наш звонОк, начинаем наш урок.

Тихонечко садимся.

Чистописание

2 слайд  -Откройте тетради, положите правильно, взяли в руки ручки. Запишите сегодняшнее число.

Пятнадцатое ноября

Классная работа

3 слайд – Посмотрите внимательно на доску, тут записаны 2 пословицы. Даша читает первую пословицу, Лиза читает вторую пословицу.

Люби дело - мастером будешь.

Ученику удача - учителю радость.

Выберите пословицу, которая будет вашим девизом на уроке.

Запишите ее в тетрадь не торопясь, красиво и аккуратно. Проверка выбора пословицы.

- Поднимите руку, кто выбрал пословицу Люби дело - мастером будешь.

Наташа, почему ты выбрала эту пословицу. (ответ ребенка)

 Поднимите руку, кто выбрал пословицу Ученику удача - учителю радость.

Таир, почему ты выбрал эту пословицу. (ответ ребенка)

Создание проблемной ситуации.

- Девиз у каждого есть, а тему урока поможет определить ваше умение отгадывать загадки.

Слушаем внимательно загадки. Записываем ответ в тетради и на доске открываем слайд.

Загадки.

1.Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

2. Если солнце не смеется, что с небес на землю льется Дождь)

3.Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.(Арбуз)

4. Увидал в лесу

Ягодку красу

Тяжела корзина

Хороша…?(Рябина)

5. Дерево колючее, зеленое, пахучее.

Прилетела к нам метель, стала белой наша …(Ель)

6.Синяя шуба весь мир накрыла. (Небо)

7. Птичка-невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной. (Иголка)

8.Кто пушистый у воды моет сладкие плоды?

Прежде чем отправить в рот полоскает их… (Енот)

Возьмите в руки карандаш. Проверьте правильно ли вы записали все слова.

- Обведите первую букву каждого слова в кружочек простым карандашом.

Этап целеполагания.

-Какое слово у вас получилось? Ударение

- Как вы считаете, какая тема нашего урока?

- Действительно, тема нашего урока «Ударение»

     – Скажите, мы встречались уже с таким понятием, как ударение?   (Да)

Кто может ответить на вопрос, что такое ударение?

(-Это выделение голосом одного из слогов в слове.)

Что нужно сделать, чтобы поставит ударение в слове?

(-Чтобы поставить ударение в слове его нужно позвать.)

Молодцы. Посмотрите, как много вы уже знаете про ударение.

- Сегодня мы с вами узнаем, какова роль ударения в русском языке. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

Слушаем внимательно первое задание.

 Перед вами записаны слова. Спишите их, поставьте в них ударение.

Слайд

Портфель, шофёр, столяр, искра, хвоя.

- Скажите мне пожалуйста, как быть в таких случаях, когда не знаешь, как правильно поставить ударение? (Посмотреть в словаре).

– Откройте учебник на стр.142 , и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

 - Оцените свою работу, если вы не допустили ошибок на полях поставьте +, если ошибки были, то -.

– Давайте произнесем эти слова с ударением. (произносят)

– На какой слог падает ударение в 1, 2, 3, 4, 5 словах?

–  Как можно назвать слог, на который падает ударение? (Ударным)

– Сколько таких слогов в слове? (Один)

– А как назвать слог, на который не падает ударение? (Безударным)

Хорошо. А теперь на следующей строчке со строчной буквы выпишите из этих слов только буквы, обозначающую ударный звук.

Е Ё Я И О

Давайте проверим Слайд

- Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили? (Написали все буквы гласных звуков)

- Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.

- На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение? (Нет буква Ё всегда ударная.)

Молодцы

Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем.

Слайд

  1. На экране появляются слова (кружки).

- Ребята, у вас на партах лежат листок. Нарисуйте на нем предмет, который называет это слово.

- Почему рисунки у вас получились разные? Как вы думаете?

Потому что ударение падает на разные слоги.

Слайд

Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о кружках их которых мы пьем чай, а если поставить ударение на 2 слог, то говорится о кругах).

  1. - А теперь откройте учебник на стр.86 (Устно)

— Прочитайте строки из стихотворения Я. Козловского в упражнении 126.

Читает 1 ребенок 

Как называются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному?

Вы знаете, как называются такие слова (нет)

Слайд

-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ. Произносятся по-разному чаще всего из-за различий в ударении.)

- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове? (Изменится смысл слова).

Как вы думаете, какую роль играет ударение в речи?

-Ударение играет важную роль в нашей речи. Без ударения мы не смогли бы понимать произнесенные человеком слова и знать, что они обозначают.

Положите перед собой листок. Соедините картинки линиями, названия которых пишутся одинаково, а смысл слова меняется только при перестановке ударения.

Давайте их проговорим и соединим линиями между собой.

C:\Users\USER\Desktop\20231113_075648.jpg

Атлас

Стрелки

Замок

Кружки

Гвоздики

Молодцы.

 Кто прочитает следующее задание.

Спишите слова в тетрадь в 3 столбика, поставь ударение в словах.

Запишите эти слова в тетрадь в 3 столбика. 1 столбик – слова в которых один слог, 2 столбик – слова в которых два слога и 3 столбик – слова в которых 3 слога и поставьте в них ударение

буря, пурга, мел, солнце, рысь, холод, молоко, тропинка, подъём, пальчики, стебелёк, мёд, пружинка, кот.

К доске пойдут 3 человека. 1 будет записывать слова в 1 столбик. 2 человек во 2 столбик, 3 человек в 3 столбик. Есть желающие.

Молодцы. Садитесь.

 Рефлексия учебной деятельности

Давайте подведем итог нашего урока.

Что же такое ударение?

(-Это выделение голосом одного из слогов в слове.)

Что нужно сделать, чтобы поставит ударение в слове?

(-Чтобы поставить ударение в слове его нужно позвать.)

    –  Как можно назвать слог, на который падает ударение?

 (Ударным)

– А как назвать слог, на который не падает ударение? 

(Безударным)

- На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение?

(Нет буква Ё всегда ударная.)

Какую роль играет ударение в речи

-Ударение играет важную роль в нашей речи. Без ударения мы не смогли бы понимать произнесенные человеком слова и знать, что они обозначают.

Очень хочу посмотреть, как вы меня внимательно слушали сегодня на уроке. Ответьте на 3 вопроса, которые записаны у вас на листах.

Слог, на который падает ударение называется ____________________________________________________

Слог, на который ударение не падает называется _______________________________________________________

Выделение голосом одного из слогов в слове это -  _______________________________________________________

Молодцы. Передаем листы с последних парт.

Записываем домашнее задание Д.М.стр.19 упр 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Ударение"

Разработка конспекта урока по русскому языку 1 класс включает цель, задачи, и полная разработка плана-конспекта...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

Конспект урока русского языка в 1 классе "Ударение"

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Ударение"...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования  в на...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России" по теме: "Ударение. Зависимость значения слов от ударения".

Русский язык. 1 класс. Урок изучения нового материала. Тема: "Ударение.Завимость значения слов от ударения"....