Тема: Буква З,з, звук [з], [з`]. Класс: 1
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гоцуляк Ангелина Сергеевна

Данный урок позволяет ознакомить учащихся с характеристикой звуков [з] [з’] и буквой З з 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r1_bukva_z_z_zvuk_z.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

        

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Студент: Гоцуляк Ангелина Сергеевна

Предмет: чтение и письмо (интегрированный урок)

Класс: 1

ОЗ: Школа России

Тема: Звуки [з], [з']. Буквы З з.

Тип урок: открытие новых знаний

Цель:

Содержательная: знакомство с характеристикой звуков [з] [з’] и буквой З з

Деятельностная: формирование умения читать и писать слоги, слова, предложения с буквой З З

Задачи:

Дидактические:

  1. Вычленять звуки из слова;
  2. Различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
  3. Различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
  4. Различать понятия «звук» и «буква»;
  5. Определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
  6. Писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
  7. Читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения.

Развивающие:

  1. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
  2. С помощью учителя формулировать цель, планировать свою деятельность;
  3. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  4. Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
  5. Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям
  6. Строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
  7. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

Воспитательные:

  1. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Предметные результаты:

Предметные:

  1. Вычленяет звуки из слова;
  2. Различает гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
  3. Различает согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
  4. Различает понятия «звук» и «буква»;
  5. Определяет количество слогов в слове; делит слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определяет в слове ударный слог;
  6. Пишет аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
  7. Читает вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения.

Личностные:

  1. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе

познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Познавательные:

  1. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
  2. С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации.

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
  2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
  3. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивает их по предложенным критериям.

Коммуникативные:

  1. Строит устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
  2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.

Оборудование: Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина). – М.: Просвещение 2021. – С. 90-93

Прописи – (Горецкий В. Г., Федосова Н.А. Прописи 1 класс, в 4-х частях. Ч. 3. Учеб пособие для общеобразоват. организаций. Издательство «Просвещение» 2021 – с. 9)

План урока:

  1. Этап мотивации
  1.  Приветствие
  2.  Проверка готовности
  3.  Работа с пословицей
  1. Этап актуализации пробного учебного действия
  1.  Отгадывание загадок
  2.  Подбор слов к иллюстрации со звуками: [с], [к], [л]
  1. Этап выявления места и причины затруднения
  2. Этап построения проекта выхода из затруднения
  1.  Формулирование темы урока
  2.  Формулирование цели урока
  3.  Формулирование задач урока
  1. Этап реализации построенного проекта
  1.  Работа со звуком [з], [з`]
  2.  Предъявление печатной буквы «зэ»
  3.  Нахождение буквы «зэ» в тексте
  4.  Пропись строчной буквы «зэ» и слоги «за», «зи», «зу», «зе» (стр. 9)
  5.  Работа в прописи со словом «зима»
  6.  Работа с текстом в учебнике (стр. 90)
  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Вывод по теме урока


План – конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы контроля

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Сергеевна и сегодняшний урок у вас проведу я

1.2. Проверка готовности

-Проверьте свою готовность на уроке, на столе у вас должны лежать: азбука, прописи и пенал

1.3. Работа с пословицей

-Наш урок я хочу начать с пословицы, обратите внимание на слайд

Соловей берёт пением, человек умением

-Прочитайте эту пословицу

-Вслух прочитает…

-Ребята, как вы понимаете смысл пословицы?

-Верно, молодцы!

-Я желаю вам удачи и успехов на уроке

Пословица гласит о том, что важно развивать свой ум и обучаться новому, чтобы достигать успеха и процветания.

Фронтальная

ПР4 Л2 К2

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Отгадывание загадок

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, а чтобы узнать кто именно, нужно отгадать загадки

-Слушайте внимательно, если знаете ответ, то поднимайте руку, с места не выкрикиваем

Здесь рядом живут крокодил и зайчата,

Пингвины, олени и даже слонята.

Как называется дом всех зверей?

Попробуй ответить ты мне поскорей! (зоопарк)

Шелестя, шурша травой,

Проползает шнур живой.

Вот он встал и зашипел.

Подходи, кто очень смел! (змея)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он? (жираф)

Несмотря на рост огромный,

Этот зверь ужасно скромный.

Машет хоботом нам он.

Все узнали? Это…(слон)

Полюбуйтесь поскорей!

Перед вами – царь зверей,

Всколыхнулась чудо – грива,

Шелковиста и красива (лев)

Её скрывает, словно маска,

От всех защитная окраска,

Размечена, как переход,

Она по Африке идёт. (зебра)

-Молодцы!

-А как называются животные, которые живут в лесу или степи?

-Верно, это дикие животные

-А каких диких животных вы знаете?

-Молодцы!

-А где же мы можем встретить всех животных вместе?

-Молодцы! Я предлагаю вам открыть азбуку на странице 90-ой и посетить зоопарк, который расположился в учебнике

-Обратите внимание, какие животные живут в нашем зоопарке?

-Молодцы! Обратите внимание на заголовок иллюстрации

-Вслух прочитает…

-А почему же животных называют братьями нашими меньшими?

-Верно, потому что они живут с нами, помогают нам, а также сами нуждаются в помощи

2.2. Подбор слов к иллюстрации со звуками: [с], [к], [л]

-Подберите, пожалуйста, слова со звуком [с], которые относятся к нашей иллюстрации

- Звук [с] в слове «слон» – гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

-Звонкий или глухой?

-Как вы это определили?

-Теперь подберите слова со звуком [к], которые относятся к нашей иллюстрации

-Звук [к] в слове «собака» гласный или согласный?

-Твёрдый или мягкий?

-Звонкий или глухой?

-И подберите слова со звуком [л`], которые относятся к нашей иллюстрации

-Звук [л`] в слове «лев» - гласный или согласный?

-Звонкий или глухой?

-Твёрдый или мягкий?

Ответы детей

Дикие животные

Ответы детей

В зоопарке

Слон, лев, собака, гиппопотам, конь

Ответы детей

Гласный

Твёрдый

Глухой

Согласный

Твёрдый

Глухой

Согласный

Звонкий

В слове «лев» мягкий, а в слове «человек» твёрдый

Ответы детей

 

Фронтальная

Фронтальная

ПР4 ПР5 ПР7

Л2 К2

Л2 К2 ПР4

  1. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Ребята, а какой звук встречается в словах зоопарк, змея, заяц и зебра?

-Какой буквой они обозначены?

-Что вы знаете об этом звуке? Букве?

-А что хотите узнать?

-Чему хотите научиться?

-Звук [з] гласный или согласный?

-А умеете ли вы её писать красиво? Писали ли вы с ней слова?

-А умеете ли вы читать с буквой «зэ» слоги или слова?

Звук [з], [з`]

Фронтальная

ПР2 ПР3 ПР7

Л2 П1 П3

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

4.1. Формулирование темы урока

-Как вы думаете, с чем мы познакомимся сегодня на уроке?

-Верно, сегодня на уроке мы познакомимся и узнаем о букве З з и звуке [з], [з`]

4.2. Формулирование цели урока

-Верно, какую цель мы поставим перед собой?

-Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться слышать, правильно произносить звуки [з], [з`], узнаем какой буквой они обозначаются, как правильно пишется и будем учиться читать слоги с этой и другими буквами

4.3. Формулирование задач урока

-Что мы будем делать для достижения поставленной цели?

-Верно, молодцы!

Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока

Научиться произносить, правильно писать, читать слоги, слова, предложения с буквой «зэ»

Работать в прописях, работать с Азбукой, с иллюстрацией, с текстом, с лентой букв

Фронтальная

П2

  1. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение уч-ся нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса и типа вообще

5.1. Работа со звуком [з], [з`]

-Обратите внимание на закладку в учебнике на странице 90-ой

-Что здесь изображено? Верно, это змей и корзина

-Давайте поговорим про звук [з] в слове змей

-Обратите внимание на схему, сколько слогов в слове змей?

-Почему первый квадратик синий? Какую букву он обозначает?

-Согласный или гласный?

-Звонкий или глухой?

-Твёрдый или мягкий?

-Почему?

-Молодцы!

-Что обозначает второй треугольник? Какой звук он обозначает?

-Почему последний квадратик зелёный? Какой звук он обозначает?

-А в слове корзина сколько слогов?

-Какой ударный слог в слове?

-Первый слог какие звуки обозначает?

-Второй слог что обозначает?

-Последний слог какой?

-А в слове корзина звук [з`] согласный или гласный?

-Звонкий или глухой?

-Твёрдый или мягкий?

-Почему?

-Молодцы!

5.2. Предъявление печатной буквы «зэ»

-Ребята, обратите внимание на красное табло в учебнике

-Какой буквой обозначены звуки [з], [з`]?

-Давайте вместе проговорим – буква «зэ»

-На что похожа буква «зэ»?

-А я также хочу сказать, что буква «зэ» похожа на пружинку, крендель, стружку

-Вот видите, ребята, какая уникальная буква «зэ», поэтому я предлагаю вам продолжать с ней знакомиться

-Обратите внимание на слайд, как вы думаете это печатная или письменная буква «зэ»?

-Как вы думаете, чем будет отличаться письменная буква «зэ»?

-Сегодня мы проверим ваши предположения

5.3. Работа со стихотворением С. Маршака (стр. 90)

-Ребята, предлагаю вам вернуться в наш зоопарк на странице 90-ой

-Обратите внимание на стихотворение, которое находится под иллюстрацией

-Прослушайте чтение этого стихотворения

-Теперь прочитайте это стихотворение самостоятельно жужжащим чтением

-Вслух прочитает…

-Какие слова вызывают у вас улыбку?

-А кто самый внимательный и заметил букву «зэ» в стихотворении?

-А она гласная или согласная?

-Почему?

-Звонкая или глухая?

-Твёрдая или мягкая?

-Молодцы!

5.4. Пропись строчной буквы «зэ» и слоги «за», «зи», «зу», «зе» (стр. 9)

-Ребята, откройте прописи на странице 9-ой

-Обратите внимание, кто изображён на верхней части листа?

-Верно, сегодня на урок пришла ученица-отличница. Что у неё в руке?

-Таким звонком ещё 50 лет назад звали учеников на урок. Теперь звенит электрический звонок, а в некоторых школах играет музыка. И дети понимают, что нужно спешить в класс на урок

-Ученица показывает нам, в какой последовательности нужно писать элементы строчной буквы «зэ»

Пальчиковая физминутка

Вышла курочка гулять.

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце

-Обведите первый элемент строчной буквы «зэ» по направлению стрелочки

-Теперь обведите второй элемент буквы «зэ» - это её хвостик

-А теперь обведите и прорисуйте до конца строчки крючки, которые изображены ниже

-Ребята, теперь вы готовы к написанию строчной буквы «зэ»

-Начинаем писать букву «зэ» немного ниже верхней линии, ведём ручку большим наклоном на закругление у верхней линии. От неё делаем закругление, ведём ручку влево и, не доведя до нижней линии, переходим к начертанию округлённой петли, выходящей на нижнюю линию. Петля пересекается с прямой на нижней линии

-Пропишите строчную букву «зэ» до конца строки

-Мы научились писать строчную букву «зэ», а что мы можем сложить из букв?

-Верно, теперь пропишем слоги, которые записаны на строчке ниже

5.5. Работа в прописи со словом «зима» (стр. 9)

-Молодцы! А какое время года к нам близится?

-Верно, к нам близится зима, скоро станет совсем холодно, город будет засыпать мягкими снежинками, а на крышах домов появятся сосульки

-Я предлагаю прописать слово «зима» в прописи до конца строчки

-Молодцы!

-Ребята, а какое слово у нас записано под словом зима?

-Верно, а что рядом изображено рядом со словом наступила?

-А как вы думаете, к какому слову данная схема?

-Чего не хватает в схеме?

-Возьмите цветные карандаши и заполните схему

-Теперь запишите подходящее слово рядом со схемой

-Молодцы!

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР4 Л2 П3 Р1

ПР4 Л2 П3 Р1

  1. Этап первичного закрепления с проговаривания во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Вывод по теме урока

- С какой же буквой мы сегодня познакомились?

- Какие звуки обозначает буква «зэ»?

- Какие это звуки? Гласные или согласные?

- Это звуки звонкие или глухие?

- Звук [з] – твёрдый или мягкий?

- Звук [з’] – твёрдый или мягкий?

- Что мы делали для того, чтобы научиться писать и читать букву «зэ»?

Фронтальная

ПР1 ПР4 ПР7

Л1 П1 П3 К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Буква Щ и звук [щ] . Закрепление» + презентация.

Данный материал содержит конспект урока по обучению грамоте + презентация (УМК "Перспективная начальная школа")...

Урок обучения грамоте. Тема: « Буквы Г,г,  Звуки [г], [г’]". 1 класс

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: « Буквы Г,г,  Звуки [г], [г’]"....

Презентация по обучению грамоте в предшкольном классе на тему "«Буквы Д, д. Звуки (д), (д)»

Презентация по обучению грамоте в предшкольном классе на тему "«Буквы  Д, д.   Звуки (д),  (д)» представляет деятельность на каждом этапе урока включая динамическую паузу.Задания соотве...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Буквы М,м. Звуки [м],[м"]."

В работе представлен подробный конспект урока по программе "Школа России" с использованием электронного носителя, который прилагается к учебнику....

Учебно-методический комплекс по русскому языку на тему:"Буква"Д" и звуки [д] [д,]" 1 класс ПНШ (конспект+презентация)

Тема: Буква «д» и звуки [д] [д,]Цели: закрепить и обобщить знания о букве «д» и звуках [д] [д,]Тип урока: закрепление материала.Планируемые результаты:предметные:  - актуализируют знания о звуке ...