Упражнения в написании слов с парной согласной в конце слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Харитонова Наталия Владимировна

Урок совершенствования способов действий

Основное содержание обучения: Разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой. Алгоритм проверки парного согласного

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме: «Упражнения в написании слов с парной согласной в конце слова»

Учитель: Харитонова Наталия Владимировна

Раздел: Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Тип урока: Урок совершенствования способов действий

Основное содержание обучения: Разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой. Алгоритм проверки парного согласного

Планируемые результаты:

Предметные

Личностные

Метапредметные

-Писать слова с парными звонкими и глухими согласными  в конце слова

-оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными.

- понимать важность орфографического написания слов с парными согласными для общения и понимания письменной речи

- проявлять интерес к изучению темы

Познавательные умения:

 объяснять различие между звонким и глухим парным звуком и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умение:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова

-выполнять самопроверку при выполнении учебного задания

- исправлять ошибки в учебном тексте

Коммуникативные умения:

- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение

- согласовывать позиции и находить общее решение

Организация образовательного пространства

Ресурсы

Формы работы

Информационный материал:

Учебник «Русский язык», Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 2 класс, ч.1.,М. : Просвещение, 2021

Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по русскому языку», И.Ф. Яценко, Т.Н. Ситникова, Н.А. Рылова

Плакаты с правилом проверки парных согласных в слове.

Карточки с индивидуальными, групповыми  заданиями

- фронтальная

- групповая

- индивидуальная

Технологическая карта урока

1 этап

Самоопределение в учебной деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Мотивировать на изучение темы
  • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к уроку
  • Пояснить, почему парные по звонкости-глухости согласные на конце слова – это орфограмма

- Приветствие

- правила посадки при письме, положение тетради

- Записать в тетрадь число, классная работа.

Прочитайте пословицу:

Терпенье и труд всё перетрут.

-Как вы понимаете её смысл?

(трудолюбивый и терпеливый человек справится с любым, даже самым трудным заданием)

- Какие ещё качества помогут вам на уроке хорошо справится с заданиями?

(умение слушать товарища, учителя, быть внимательными, аккуратно вести записи в тетради, быть дружными – знать правила дружной работы)

- Закончи пословицу о труде. Объясни их смысл.

Поспешишь – людей …. (насмешишь)

Без труда не вытащишь и … (рыбку из пруда)

Запишите пословицу в тетрадь.

- Обозначьте орфограммы в слове терпенье

- Какая орфограмма есть в слове ТРУД?

- Объясните орфограмму в слове труд по алгоритму

 

- Назовите все парные согласные, которые в конце слова надо проверять. Запишем парные по звонкости-глухости согласные в тетрадь.

-Почему их надо проверять?

Парные согласные

бывают такие опасные!

Звук один нам слышится,

А буква другая пишется!

- Знаете ли вы правило проверки парных согласных?

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй!

Слово смело изменяй:

Зуб - на зубы, лёд- на льды,

Будешь грамотным и ты!

- Определите тему нашего урока.

Тема урока: Правописание слов с парными   согласными в конце слова.

Учебная задача: используя разные способы проверки закрепить умение правильно обозначать в словах парные согласные.

Классная работа.

Терпенье и труд всё перетрут.

Комметирование орфограмм в слове: в слове терпенье в первом слоге безударная гласная е, проверочное слово терпит, разделительный мягкий знак разделяет согласную букву н и гласную букву е

Произношу слово: труд

В конце слова слышу звук - [т]

Проверяю: изменяю слово так, чтобы после согласной стояла гласная труды, трудится

В конце слова пишу букву – д

Обозначаю орфограмму.

Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с

2 этап.

Учебно-познавательная деятельность. Работа по теме урока.

Цели деятельности

-научить объяснять выбор парной согласной буквы

- использовать алгоритм проверки написания парных согласных

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом правописания парных согласных

1 задание для работы в группе.

Наш класс разделен на группы. В каждой группе есть командир.

Правила дружной работы:

  1. Каждый спокойно выскажи свое мнение (командир дает слово каждому)
  2. Внимательно выслушай мнение товарища
  3. Ведите обсуждение тихо, не мешая другим
  4. Примите совместно окончательное решение и запишите ответ в карточку

Каждая группа получит тест.

 Вы обсуждаете, принимаете решение, выполняете задания. Время для работы 4 минуты.

Тест.
1
. Обведи парные по звонкости-глухости согласные.
б  в  г  д  ж  з  л  м  н  р  й


2.Обведи слова с сомнительной согласной в конце слова.
Дом,  сад,  шарф,  раки.

3.Найди и обведи проверочные слова к слову 
дуб.
Дубок,  дубки,  дубовый,  дубы

4.Поставь, где нужно, букву 
т
Тор…,  са…,  кана…,  пара…

5.Подчеркни «лишнее» слово.
Лук, пилот, жар, лед

Ф.И членов группы:_____________________________

Фронтальная  проверка работ групп через  М/м – проектор

Самоконтроль. Исправление ошибок.


Оцените свою работу (смайлики) .

Критерии оценки:

  1. Работа выполнена без ошибок.
  2. Были допущены ошибки при выполнении заданий. Надо ещё поработать над этой темой.
  3. Работу хотелось бы выполнить лучше, чем получилось. Надо ещё поработать.

Общий вывод: надо систематизировать наши знания, чтобы ошибок было как можно меньше.

2. Тогда переходим к следующему заданию.

 Систематизируем наши знания.

Повторим способы проверки парных согласных. Будем закреплять умение проверять парные согласные, используя алгоритм.

- Для более успешной работы – немножко отдохнём, проведём физкультминутку.  «Ёлочка»

Следующее задание на повторение способов проверки парных согласных.

На доске:

Алгоритм проверки написания парной согласной.

  1. Произношу слово
  2.  Слышу звук…
  3. Проверяю:

а) изменяю слово   или

б) подбираю родственное слово ….

     4. Пишу букву …..

Поиграем.

  1. «Один –много»

Я называю слово в единственном числе – а вы во множественном числе.

Медведь – медведи

Дуб - дубы

Мороз – морозы

Запишем последнюю пару слов

  1. «Много- один»

Много подруг – подруга

Полка книг –книга

На ветках берёз – берёза

Запишем в тетрадях «на ветках берёз -…»

3.Найти правильный ответ нам поможет слово «нет»

Изменяй слово по образцу:

Овраг – нет оврага

Голубь – нет голубя

Морковь – нет моркови

Сугроб –нет сугроба – запись в тетради

4.Слово ласково назови

   И правильно запиши

Для проверки подбираем родственные слова:

Зуб -зубик

Мост –мостик

Мёд- медок

Город – городок – запись в тетради

5.Чтобы написать на 5

    Надо признак подобрать.

Для проверки подбираем родственное слово, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? или какие?

Мороз – морозный

Труд –трудный

Дождь – дождливый

Холод – холодный – записываем в тетрадь

Сделаем вывод.

Итак, чтобы проверить парную согласную в конце слова, надо

изменить слово или подобрать такое родственное  слово,  чтобы после согласной стояла гласная или буквы Л,М,Н,Р 

Работа в группах. Выполнение заданий теста. Самоконтроль при проверке. Исправление ошибок.

Самооценка работы группы по критериям.

1.Работаем по алгоритму – у доски

Произношу слово: мороз

В конце слова слышу звук - [с]

Проверяю: изменяю слово так, чтобы после согласной стояла гласная – морозы

В конце слова пишу букву – з

Записываем: мороз – морозы

Обозначаем орфограмму.

2.Работаем по алгоритму – у доски

Произношу слово: берёз

В конце слова слышу звук - [с]

Проверяю: изменяю слово так, чтобы после согласной стояла гласная – берёза

В конце слова пишу букву – з

Записываем:

на ветках  берёз -берёза

Обозначаем орфограмму.

3.Работаем по алгоритму – у доски

Произношу слово: сугроб

В конце слова слышу звук - [п]

Проверяю: изменяю слово так, чтобы после согласной стояла гласная – нет сугроба

В конце слова пишу букву – б

Записываем:

сугроб – нет сугроба

Обозначаем орфограмму

4.Работаем по алгоритму – у доски

Произношу слово: город

В конце слова слышу звук - [т]

Проверяю: подбираем родственное  слово так, чтобы после согласной стояла гласная – городок

В конце слова ГОРОД  пишу букву – д

Записываем:

Город - городок

Обозначаем орфограмму

5.Работаем по алгоритму – у доски

Произношу слово: холод

В конце слова слышу звук - [т]

Проверяю: подбираем родственное  слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы л, м, н, р – холодный

В конце слова ХОЛОД  пишу букву – д

Записываем:

Холод - холодный

Обозначаем орфограмму

3 этап. Интеллектуально- преобразовательная деятельность.

Цели деятельности

- научить ориентироваться в разных вариантах выполнения задания

- научить планировать своё действие в соответствии с учебным заданием.

Самостоятельная работа. На карточках.

Работа с текстом. Я прочитаю текст – а внимательно слушайте, смотрите всё ли понятно.

Задание: прочитайте текст, озаглавьте, спишите в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова.

Время работы : 5 минут

Через 5 минут останавливаемся.

Самопроверка.

Самооценка работы.  Критерии:

  1. Я полностью справился с заданием самостоятельно, проверочные слова легко подобрал
  2. Я справился с заданием, но было трудно подбирать проверочные слова.
  3. Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться подбирать проверочные слова.

Текст для индивидуальной работы.

__________________________

Сне… укутал деревья. Ду… стоит в мохнатой шапке. На ветках берё… белый шар…

Молодая ёлочка спряталась в сугро… Не страшен деревьям холо… и моро…

смайлики

4 этап. Рефлексивная деятельность.

Цели деятельности

Научить

-соотносить полученный результат с поставленной целью

-оценивать результат своей работы

Учебная задача урока: закрепить умение правильно писать парные согласные в конце слова.

Чему мы сегодня учились на уроке?

- правильно писать слова с парными согласными в конце слова

Что для этого надо знать?

Чтобы проверить парные согласные, надо  знать правило и пользоваться алгоритмом проверки.

Д/з. повторить правило проверки парных звонких – глухих согласных , упр. 203 (записать слова с парными согласными на конце по образцу, придумать по одному своему слову на каждую пару), 5 слов из словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку во 2 классе по технологии А.М.Кушнира на тему:«Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова».

Открытый урок по русскому языку во 2 класе на тему: «Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова», разработан по природосообразной Технологии образного креативного чтения и письма ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

«Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 12»         Урок русского языка во 2 классе по теме«Правописание...

Тема: Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова.

Презентация Тема: Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова.....