Конспект урока по обучению грамоте. 1 класс
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Лежнева Мария Александровна

Конспект урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: Письмо  строчной буквы «ц».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukvy_ts_po_pismu.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Письмо  строчной буквы «ц».

Тип урока:  Введение  новых звуков и букв. (Открытие новых знаний)

Предметные  результаты:

К концу урока ученики научатся:

-  правильно называть элементы  строчной буквы «ц» и анализировать  структуру этой буквы;

-  писать строчную букву «ц»  по образцам в прописи;

- различать печатную и письменную букву «ц», переводить печатные буквы в письменные;

- при письме соблюдать соразмерность элементов буквы «ц» по высоте, ширине и углу наклона;

- писать  букву «ц» в соединении с другими буквами, различая нижнее, верхнее и среднее  соединения;

- правильно воспроизводить  форму буквы «ц» и её соединения с другой буквой по алгоритму;

- восстанавливать деформированное предложение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- определять цель учебного задания, планировать деятельность на уроке и контролировать свои действия в процессе письма;

- последовательно комментировать свои действия при записи предложения: Я люблю цирк!Конец-делу венец.

- правильно списывать с печатаного шрифта слова: заяц, зайцы.

- контролировать  процесс письма и проверять написанное;

- оценивать  правильность  начертания письменной буквы, обнаруживать и исправлять ошибки;

- анализировать  написанную букву, выбирать  лучший вариант  буквы;

- осуществлять  пошаговый в процессе  письма  слов и предложений и  итоговый контроль  по результату.

Познавательные:

- анализировать  состав слов цех, цирк, заяц, зайцы,  сопоставлять звуковую схему этих слов с  буквенной записью;

- ориентироваться  в прописи, находить  рабочую и вспомогательную строку;

Коммуникативные:

- выполнять  правила работы в паре при проверке правильности написания  предложений;

- выполнять  необходимые  действия вслух при  комментировании  слов  и предложений.

Личностные результаты:

- писать в соответствии  с  гигиеническими правилами письма;

- писать  аккуратно,  без помарок;

- грамотно выполнять  в прописи все виды письменных заданий.

Ресурсы и оборудование:

  1. Горецкий В.Г.,Федосова Н.В. Пропись: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 4-х частях. 3 часть. М., Просвещение, 2011.
  2. Элементы-шаблоны  строчной письменной  буквы «ц»:наклонная линия с закруглением вверху и внизу ,наклонная линия с закруглением внизу,узел.
  3. Таблица письменных букв.
  4. Таблица печатной строчной буквы «ц» и письменной  буквы «ц» (для сравнения).
  5. Тетради для штриховки.
  6. Образец письменной строчной буквы «ц»  на доске.
  7. Иллюстрация с изображением голубя,5 иллюстраций с птицами(синица,скворец,сорока,снегирь,свиристель)6 букв вырезанных из бархатной бумаги.
  8. Рисуноки к предложению.
  9. Текст в котором слова заменены на рисунки,смайлики укаждого учащегося.

Этапы урока.

Виды   работ и задания.

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.    

Актуализация знаний.

Учитель положительно и эмоционально настраивает учеников на урок. Организует проверку готовности к уроку.

Ноги прямо я поставлю,

Локоточки разведу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

- Сейчас урок письма. Ребята, с каким новым звуком  мы познакомились на уроке чтения?

- А какой буквой обозначается   этот звук?

Ребята посмотрите на доску.

-Кто это?

-А как это по другому сказать?

-А каких птиц вы еще знаете?

Посмотрите на иллюстрации представленные на доске,и назовите птиц.

-В каких из перечисленных слов вы слышите звук «ц»

-А теперь давай те посмотрим на слова из которых убежали буквы и вернем их обратно.Что же это за слова?

-Какое слово лишнее как вы считаете?

-Почему вы так решили?

-Птенец,так называют детенышей все птиц.

-А какая одинаковая буква есть во всех этих словах?

-Да,молодцы!

Учащиеся проверяют  готовность к уроку и правильную посадку при письме.

- Мы познакомились со звуком [ц]  .

- Этот звук обозначается буквой «ц».

-Это голубь.

-Это птица.

-Синица,скворец,снегирь,сорока,свиристель.

-Синица,скворец.

-Синица,скворец,птенец.

-Синица.

-1)В слове синица 3 слога,а в остальных по 2 слога.(Нет не верно)
-2)Птенец(да верно)

-Буква «ц»

2.Целеполагание.

Планирование деятельности на уроке.

- Чем будем заниматься на уроке письма?

- Составим план работы на уроке письма.

  1. Подготовим  пальцы к письму.
  2. Познакомимся с письменной буквой «ц».
  3. Научимся красиво писать новую букву.
  4. Научимся  писать слоги, слова и предложения  с новой буквой.

-Ребята посмотрите на доску.Здесь изображены печатная и письменная буква «ц».Наша задача их сравнить.

-Чем они отличаются?

-На что похожа строчная буква ц?

-А кто может определить сколько элементов у буквы «ц»

- На уроке будем учиться писать   строчную  букву «ц».

Один ученик    кратко  записывает   план  работы на доске.

-Дети сравнивают буквы.

-Дети ищут отличия.

-Ребенок отвечает(3).

3. Подготовка к письму строчной буквы «ц».

Задание 1.  Работа с элементами букв.  

   

-  Вначале мы должны подготовить руку и  пальчики  к письму. Для этого выполним разминку для рук.

- Выполним   первое задание. К доске выходят 3 человека и с закрытыми глазами на ощупь собирают букву по элементам(элементы магнитами прикреплены к доске).А теперь мы с вами будем учиться правильно писать строчную букву «ц» в наших прописях.

Разминка для рук.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

 -  Дети сжимают и разжимают кулачки.

- Дети учаться правильно писать строчную букву «ц».

4. Знакомство с письменной буквой «ц».

Задание 2. Графический анализ письменной строчной буквы «ц»

Задание 3.

 Рисование узора.

- Рассмотрите на настенной таблице письменную букву  «ц». Сравните письменную и печатную буквы.

- Рассмотрите букву «ц» в прописи на табло.

Из каких элементов состоит строчная буква «ц»?

- Перед вами элементы буквы «ц», попробуйте сконструировать букву из элементов.

- Что надо повторить и вспомнить перед тем, как писать в прописи?

Какие правила нам помогут красиво написать  буквы?

- Возьмите ручки и покажите друг другу, как надо правильно её  держать.

- Положите прописи наклонно.

- Сядьте правильно, спинка должна быть прямая.

- Рассмотрите узор. Как вы думаете что в нем похоже на букву ц?

- Обведите узор  по светлым линиям  в прописи. Затем закрасьте узор любым цветом.

- Отдохните.

- Письменная и печатная буквы разные.

- Строчная буква «ц»  состоит из наклонная линия с закруглением вверху и внизу,наклонная линия с закруглением внизу,узелок.

 Один ученик у доски составляет из 3-х элементов букву «ц».

 -  Нам надо повторить правила посадки при письме.

  Дети вспоминают правила:

- правильно сидеть при письме

- правильно держать ручку

- наклонно держать  пропись

Дети выполняют все задания.

- Дети думают что в нем похоже на букву ц.

- Дети обводят узор по  светлым линиям, закрашивают ковшик.

      Физминутка.

Выше руки! Шире плечи!

Раз! Два! Три! Дыши ровней!

Станешь крепче и сильней!

5. Обучение  письму буквы «ц».

Задание 4.

Письмо элементов в прописи.

Задание 5. Письмо  буквы «ц».

- Вначале напишем букву «ц» по элементам, как показано в прописи на табло. Сначала пишем наклонную линию с закруглением вверху и внизу, затем   наклонная линия с закруглением внизу,узелок.

Прежде чем написать в прописи, мы должны знать, как правильно и красиво написать элементы этой буквы. Я покажу написание элементов. Смотрите внимательно.

- По светлым  линиям  обведите три элемента, как показано стрелкой.

- Рассмотрите следующую строчку. Что будем писать в следующей строчке?

- Как вы думаете, для чего мы написали сначала элементы  буквы?

   Учитель показывает  образец написания буквы по карточке, затем пишет букву с пояснением  последовательности выполняемых движений.  

- Я напишу букву на доске, а вы внимательно следите.     Строчная буква «ц» пишется на рабочей и верхней вспомогательной строке. Начинаем писать букву чуть ниже верхней линейки. Справа налево пишем  наклонную линию с закруглением вверху и внизу, не отрывая ручки, начинаем писать второй элемент буквы «ц»: наклонную линию с закруглением внизу, далее не отрывая ручки пишем третьий элемент буквы «ц» узелок.

- Напишем букву  в воздухе.

- Пишем одну букву по светлой линии.

   

- Будем писать самостоятельно 3 буквы «ц». Между буквами оставляем одинаковое расстояние.

Вспомним правило письма:

  1. Рассматриваем образец.
  2. Пишем одну букву и сверяем с образцом.
  3. Пишем две  буквы самостоятельно.
  4. Среди написанных букв находим самую красивую букву и подчёркиваем  её.

- Напишите букву «ц» до конца строки,   при письме не забывайте проверять правильность письма (сверять с образцом).

- Отдохнём.

 

Дети смотрят письмо элементов на доске.

Дети по светлым линиям  обводят 3 элемента буквы «ц».

- Будем писать букву «ц».

- Элементы написали для того, чтобы правильно написать букву «ц».

Дети внимательно смотрят комментированное письмо на доске учителем, запоминают движения руки при письме.

Дети пишут в воздухе.

Пишут по светлой линии.

Учащиеся вспоминают алгоритм действий при письме. Пишут три буквы, находят самую красивую букву и подчёркивают её.

Дети  самостоятельно пишут  буквы до конца строчки.

Дети  выполняют разминку для рук.

Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом, как только можем,

Крепко-накрепко сожмём.

6. Обучение письму слогов.

Задание 6.

Письмо слогов с буквой «ц».

- Научились писать букву. Чему мы должны научиться, чтобы писать слова?

- Что важно при написании слогов?

- Прочитайте слоги, написанные в прописи.

- Договорите слоги до слова.

-  Найдите и назовите слоги с верхним соединением.

-  Найдите и назовите слоги со средним соединением.

- Напишите безотрывно слоги по образцу, правильно соединяя буквы. Сначала пишите  2  слога ца, затем 2 слога ци,  2 слога це.

-Проводим анализ работ.За лучшие работы дети награждаются перышками.

- Мы должны научиться  слитно  писать слоги.

- При написании слогов нужно правильно соединять  буквы.

- ца, ци, це

- цапля, цирк, цех

- ца

- ци -це

Дети самостоятельно пишут слоги.

-Дети награждаются перышками.

7. Обучение письму слов.

Задание 7.  Письмо слова через загадку.

- Вы научились писать слоги.  Какое задание предлагает вам автор  прописей?

-Ребята послушайте загадку:

Здесь котята-акробаты,

Здесь и клоуны-котята.

Через голову кувырк,

Значит здесь кошачий…

Итак,что это?

-Напишем это слово .Посмотрите как это слово напишу я(учитель обьясняет)

-А теперь найдем гласные буквы в слове,подчеркните их.

- Мы будем учиться писать слова.

- Дети отвечают цирк.

-Дети сверяют с шаблоном на доске.

Физминутка  со стихами:

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

8. Обучение письму предложений.

Задание 10. Составление из слов предложения и письмо.

Парная работа.

  - Учитель принесла конверт со словами.  Она  просит из слов составить и написать предложение.

- Сколько слов в предложении?

-Как пишется первое слово  в предложении?

- Какой знак ставится в конце предложения?

- Напишем предложение в прописи с комментированием.

- Проверьте свою запись, прочитайте слова по слогам, обозначайте слоги дугой.

-  Прочитайте в прописи  следующее предложение.

-.По тому же алгоритму напишем 2 предложение.

Не забывайте о правильном соединении букв   в словах.

- В конце урока поработаем в паре.  Вдвоём (соседи по парте) проверьте  правильность написания двух предложений в прописи. Для проверки  предложение посмотрите на образец.

Дети из слов  составляют предложение:

Я люблю цирк!

В предложении 3 слова.

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

- В конце предложения ставится восклицательный знак.

Один ученик пишет на доске и комментирует.

Дети проверяют, карандашом  отмечают слоги.

- Дети пишут предложение:Конец-делу венец.

Дети в прописи  пишут предложение: Конец-делу венец. Затем проверяют и оценивают свою работу.

Дети работаем в паре, проверяют друг у друга  правильность  предложений.

9.Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Чему научились на уроке письма?

- Из каких элементов состоит буква  «ц»?

- Какая работа на уроке вам больше понравилась?

- Кому нравится  своя работа в тетради?

- Какая работа вызвала затруднения?

- Над чем нам нужно ещё работать на следующих уроках?

 Откройте свои еженедельники и оцените свою работу.

Учитель говорит:  Закончился урок письма. Весь урок вы славно трудились и выполнили 8 заданий.За урок вы многие заработали перышки,а значит вы потрудились отлично.  Я благодарна  вам за работу.Открытие знаний о букве «ц» мы  продолжим на следующем уроке,  научимся писать заглавную букву «Ц».

- Мы научились писать строчную букву «ц», слоги, слова и предложения с этой буквой.

- Буква «ц» состоит из трех элементов:наклонной линии с закруглением вверху и внизу,наклонной линии с закруглением внизу,узелка.

Дети высказывают своё мнение. Самостоятельно оценивают собственную деятельность на уроке.

- Надо учиться соединять правильно буквы при письме.

- Учащиеся в еженедельниках оценивают свою работу с помощью смайликов или цветными кружочками.

Дети показывают заработанные перышки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница», 1 класс

  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 г. СызраниКОНСПЕКТ УРОКА  по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».Класс: 1Предмет: урок обучения грамот...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]» УМК: «Школа России»Тип урока: изучения нового материала.  Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’]...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема: Рассказ "Вертушка"Цель: Учить отвечать на вопросы предложениями из текста...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.

Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...