План-конспект урока. БЕЗУДАРНЫЕ ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

УМК: «Школа России», 4 класс (1 часть)

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 102-104)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний о правописании безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний о правописании безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, развитию устной и письменной речи, умения применять ранее полученные знания, умения устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, культуру речи, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, трудолюбие, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания;  строят  логическую цепочку рассуждений, выделяют гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: распознают синонимы и антонимы; находят их в тексте и применяют их в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс 1 часть


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.
У.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Присаживайтесь.

2) Проверка готовности к уроку

У.: Проверьте порядок на рабочих столах, все ли есть на местах? Лишнее с парт уберите.

      - Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь мы начнем наш урок.
3) Мотивация к учебной деятельности
У.: Ребята, начинаем урок русского языка. Обратите внимание на доску, что мы на ней видим?

О.: Мы видим разбросанные слова, прилагательные

У.: Верно, эти прилагательные помогут нам рассказать какими мы должны быть на уроке, чтобы он прошел успешно. Какими мы должны быть на уроке?

Слайд 1.

Слова: внимательными, баловными, ответственными, любознательными, активными, дружными, трудолюбивыми, аккуратными, ленивыми, сонными

II. Актуализация умений и знаний.

1.Проверка домашнего задания (при необходимости)

У.: Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, ответим на вопросы:

Слайд 2.

  1. Какая часть речи называется именем существительным? (имя существительное -  это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? что?)
  2. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам).
  3. Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. (6 падежей, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Слайд 3.

  1. Как называется изменение существительных по падежам? (склонением).
  2. Сколько склонений имеют имена существительные? (3 склонения)
  3. Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры.http://fs00.infourok.ru/images/doc/292/291655/img17.jpg

  1. Как определить склонение имен существительных? (нужно поставить имя существительное в начальную форму (И.п., ед. ч.). По роду и окончанию определить склонение).
    У.: Вы догадались, о какой части речи будем говорить на уроке?
    (об имени существительном)

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

Слайд 4.

У.: На доске вы видите две группы слов. Какое задание нам нужно выполнить?

ИЗ ЗЕМЛ__                ИЗ ИЗБУШК__

ПО ВОД___                ПО КОМНАТ___

НА СТЕН__                НА УЛИЦ___

О.: Нам нужно проставить в словах окончание.

У.: Как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний?

О.: В словах второго столбика

У.: Почему?

О.: В словах второго столбика безударные окончания.

У.: Что вы знаете об окончаниях существительного одного и того же склонения в одном и том же падеже?

О.: Они бывают одинаковые, ударные и безударные

У.: Какое окончание вызывает трудность при написании?

О.: Безударное

У.: Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

О.: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

У.: Попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде

Слайд 5.

Познакомимся, узнаем, будем учиться.

Познакомимся – с безударным падежным окончанием в им. Существительном

Узнаем – как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

Будем учиться – определять безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

IV. Открытие новых умений, знаний.

1) Работа с учебником

У.: Откройте учебник на странице 102. Прочитайте название таблицы. Рассмотрите её.  

О.: «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения»

Падеж

Тип склонения

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И.п.

-а, -я

-□, -о, -е, -ё

-□

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-у, -ю

неодушевленные, как в Р.п

одушевленные как в И.п

-□

Т.п.

-ой, -ою, -ей, -ею

-ом, -ем

П.п

У.: Сравните безударные падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений.

Что можно сказать о безударных падежных окончаниях 1, 2, 3 склонений в Р.п., Д.п., П.п.? О.: В 3-м склонении в этих падежах одинаковое окончание -и; в П.п в 1 и 2 склонениях пишется окончание -е., а в Д.п. 1 скл – окончание е.

У.: Какой вывод мы сделаем, проанализировав таблицу?

О.: Правописание падежных окончаний им. сущ. зависит от типа склонения имени существительного и падежа.

2) Фронтальная работа с опорой на таблицу.

У.: Выполним задание http://learningapps.org/1338173  (Алгоритм на доске)

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. (Критерии висят в виде таблицы на доске)

V. Физкультминутка

У.: Сейчас мы с вами немного отдохнем, встаньте со своих мест, задвиньте стулья и проследите, чтобы сосед находился на безопасном расстоянии от вас.

У.: Я буду называть существительные.

Слайд 6.  

Если оно относится: к 1-му склонению, вы поднимаете руки вверх,

к 2-му – руки в стороны,

            к 3 склонению – опускаете руки вниз.

 Падеж (в стороны), сирень (вниз), конь (в стороны), сосна (вверх), молодёжь (вниз), сахар (в стороны), мышь (вниз), стена (вверх), сторож (в стороны), парта (вверх), стужа (вверх), метель (вниз), астра (вверх), морковь (вниз), свёкла (вверх), огурец (в стороны), велосипед (в стороны), снежинка (вверх).

IV. Открытие новых умений, знаний (продолжение).

Слайд 7.

В лесочк…, над речк..й,

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лес…м и дач…й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей.

У.: Кто-нибудь знает, кто такой Борис Заходер? (поэт, детский писатель, переводчик, сценарист, популяризатор мировой детской классики).

У.: О чем это стихотворение?

У.: Какое задание нужно выполнить по этому тексту? (вставить пропущенные окончания).

У.: Что нужно определить, чтобы верно написать его окончание? (нужно определить склонение и падеж).

У.: Посмотрите на таблицу, на странице 103 в учебнике.

У.: Сколько способов проверки существует? (2).

У.: Прочитайте 1 способ проверки. Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных? (надо определить склонение, падеж и вспомнить окончание).

У.: Кратко сформулируем алгоритм написания безударного окончания.

Слайд 8.

Алгоритм написания безударного окончания существительного:

  1. Прочитайте слово
  2. Определите его падеж
  3. Определите склонение
  4. С помощью памятки «Падежные окончания имён существительных» определите окончание
  5. Проверьте себя
  6. Исправьте ошибку, если вы её допустили

У.: Прочитайте 2 способ проверки. Какой вывод мы можем сделать из этого правила? (что безударные окончания одного типа склонения проверяются ударными окончаниями этого же типа склонения).

У.: Окончания можно проверить по слову-помощнику. В нём окончание всегда ударное. Главное – правильно определить склонение, вспомнить слово-помощник, поставить его в требуемый падеж и узнать окончание существительного.

У.: Какие слова могут быть помощниками для написания безударного окончания? (с ударными окончаниями).

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. (Критерии висят в виде таблицы на доске)

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

У.: Придумайте словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными.

Слайд 10.

В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)

У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)

На (2скл., м.р., П.п.) по ( 1скл., м.р., Д.п.)

У (1скл., ж.р., Р.п.) на ( (1скл., ж.р.,П.п.)

По (1скл., ж.р., Д.п.) на ( 2скл., м.р., П.п.)

На (2скл., ср.р., В.п.) к ( 1скл., ж.р., Р.п.)

VII. Итог урока

У.: Используя «слова-помощники» на слайде (познакомились, узнали, учились) попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока.

У: У вас на парте лежит куб, на каждой стороне которого написаны слова, которые помогут нам подвести итоги урока, подбросьте куб и продолжите фразу той стороны, что вам выпадет.

У.: Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания

  1. Правила на странице 102, 103.
  2. Стр. 104, упр. 184.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Внимательность Ответственность Любознательность Активность Дружелюбие Трудолюбие Аккуратность Лень Сонливость

Слайд 3

Повторение пройденного материала Какая часть речи называется именем существительным? имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? что ? Как изменяется имя существительное? по числам и падежам. Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. 6 падежей, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Слайд 4

Повторение пройденного материала Как называется изменение существительных по падежам? склонением. Сколько склонений имеют имена существительные? 3 склонения Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры Как определить склонение имен существительных? нужно поставить имя существительное в начальную форму ( И.п ., ед. ч .), по роду и окончанию определить склонение.

Слайд 5

ИЗ ЗЕМЛ___ ПО ВОД___ НА СТЕН___ ИЗ ИЗБУШК___ ПО КОМНАТ___ НА УЛИЦ___

Слайд 6

Познакомимся… с безударным падежным окончанием в им. с уществительном Узнаем… как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе Будем учиться… определять безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

Слайд 7

http://learningapps.org/1338173

Слайд 8

к 1-му склонению , вы поднимаете руки вверх, к 2-му склонению – руки в стороны, к 3 склонению – опускаете руки вниз.

Слайд 9

В лесочк …, над речк ..й, Построена дачка. На дачк … живет Небольшая собачка. Собачка довольна И лес…м и дач…й, Но есть огорчения В жизн … собачьей

Слайд 10

Алгоритм написания безударных падежных окончаний имён существительных Прочитайте слово Определите его падеж Определите склонение С помощью памятки «Падежные окончания имён существительных» определите окончание Проверьте себя Исправьте ошибку, если вы её допустили

Слайд 11

В (1скл., ж.р .. П.п ) около (2скл., м.р ., Р.п .) У (1скл., ж.р ., Р.п .) (3скл., Р.п .) На (2скл., м.р ., П.п .) по ( 1скл., м.р ., Д.п .) У (1скл., ж.р ., Р.п .) на ( (1скл., ж.р., П.п .) По (1скл., ж.р ., Д.п .) на ( 2скл., м.р ., П.п .) На (2скл., ср.р ., В.п .) к ( 1скл., ж.р ., Р.п .)

Слайд 12

Познакомились… с безударным падежным окончанием в им. с уществительном Узнали… как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе Учились… определять безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные падежные окончания имен существительного и имени прилагательного. Глагол.

Безударные падежные окончания имен существительного и имени прилагательного. Глагол....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс.

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс + ...

План-конспект урока. БЕЗУДАРНЫЕ ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Тема урока: «Безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе»...