План-конспект урока. -О И -Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
план-конспект по русскому языку

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: Гласные о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка

УМК: «Начальная школа 21 века» 3 класс

(Учебник «Русский язык» Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. 2 ч. стр.69-71)

Организационно-деятельностный компонент:

Класс: 3

Тема урока: «Гласные о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Цель урока: организация деятельности обучающихся для усвоения новых знаний написания о или е после шипящих и ц в  окончаниях существительных.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению знаний по теме: «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных; создать проблемную ситуацию, которая поможет отрыть причины написания о-е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, произвольной, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической, пунктуационной грамотности; грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности; применять знания в речи и упражнениях.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные:  актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес, уважительность к русскому языку, доброжелательное отношение к сверстникам,   способствовать развитию индивидуальных творческих способностей.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: определяют понятия, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные:  умеют правильно определять буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Содержательный компонент фрагмента урока:

I . Организация начала урока.

1. Приветствие.

У.: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Мария Андреевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку

У.: Вижу, что все готовы к уроку, садимся на свои места и начнём урок.

3) Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: На доске вы видите карточки со словами: учеба, труд, и, победам, к, ведут. Соберите пословицу из них. Какая пословица у вас получилась? (обучающийся выходит к доске и собирает пословицу)

О.: Учёба и труд к победам ведут.

У.: Как вы понимаете эту пословицу?

О.: Если много трудиться и учиться, то  можно получить много новых знаний  и добиться своей цели.

У.: Зачем нам эти знания?

О.: Что бы моя речь была красивой и грамотной, чтобы быть образованным

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: На  слайде записаны фразеологизмы болеть сердц..м, болеть душ..й.

У.: Прочитайте про себя. Прочитайте в слух. (Один из учащихся выразительно читает вслух). 

У.: Поясните их лексическое значение. 

О.: Они имеют одно значение - волноваться, сильно переживать, беспокоиться.

У.: Запишите в тетрадь два словосочетания также, как на слайде. Оставьте место для гласных.

У.:  Подумайте, в какой части речи пропущена орфограмма? 

О.: В окончаниях существительных. 

У.: В какой морфеме (части слова)   пропущена орфограмма?

У.: В окончании

У.: Правильно. Таким образом, орфограмма пропущена в  окончаниях существительных. 

У.: В тетради укажите часть речи, выделите морфему. (На доске выделяю окончания и указываю часть речи).

У.: За какими согласными следует неизвестная гласная? 

О.: За шипящими и Ц. 

У.: Подчеркните согласную двумя чертами. (подчеркиваю на доске)

У.: Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? 

О.: ж,ш,ч, щ.

У.: А какая это может быть гласная? 

О.: о или е.

У.: Попробуйте сформулировать тему нашего урока по данным словам на слайде. Определите правильную последовательность.

О.: Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

У.: Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде:

- познакомимся с …

- узнаем  …

- будем учиться…

О.: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой орфограммой. 

Узнаем правило написания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Будем учиться определять в словах гласные о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

III. Открытие новых умений, знаний.

У.: Есть ли у Вас предположение, какую букву мы будем писать в слове сердцем? (е) Душой? (о)

У.: Почему?

У.: Я вам помогу открыть новое знание. Для этого поставьте ударение в словах.

У.: Что вы можете сказать о написании букв о-е после шипящих в окончаниях существительных?

О.: В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е.

У.:  А теперь давайте проверим, так ли мы с вами сформулировали правило. Прочитаем правило в учебнике на странице 69 или со слайда. Обратите внимание, как выделяется орфограмма.

О.: (Сначала читают про себя, потом один ученик читает вслух).

В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется буква о. Без ударения в окончаниях существительных после шипящих пишется буква е. Например, ножо́м (ударение падает на окончание, значит, после шипящей пишем букву о), но ту́чей (ударение падает на корень, окончание безударное, значит, пишем букву е).

У.:  Вставьте пропущенную букву в слова (сердцем, душой). Докажите.

У.: Так от чего же зависит правописание букв о – е после шипящих в окончаниях имен существительных? 

О.: От ударения

У.: Правильно! Сейчас попробуем выстроить алгоритм правописания гласных о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. (записывает слово птицей)

1. Внимательно прочитайте  и запишите слово.

2.  Определите, найдите и подчеркните шипящую или ц.

3. Выделите окончание существительного.

4. Поставьте ударение.

5. Если окончание ударное, пишем букву о.

6. Если окончание безударное, пишем букву е.

7. Запишите гласную. Выполните самопроверку.

8. Если ошиблись – исправьте ошибку.

Например:  свечо́й, мудрецо́м, пти́цей, това́рищем

У.: Попробуем по алгоритму выполнить следующее задание у доски. Запилите предложение и оставьте в слове место для гласной. По алгоритму выполните задание, при этом объясняем свои действия.

- говорить со сторожем

- салат с огурцом

- любоваться пейзажем

IV. Закрепление открытых умений, знаний. 

У.: В парах выполните задание, опираясь на алгоритм. Потом мы все вместе проверим.

На доске:

Свечо́й – ту́чей

Карандашо́м – ду́шем

Ужо́м – пейза́жем

Борцо́м – па́льцем

Плащо́м – това́рищем

Огурцо́м – за́йцем

У.: На слайде вы видите критерии оценки этого задания. Оцените свою работу

Критерии оценки

Баллы

Уровень

Задание без ошибок

3 б.

Высокий

Задание выполнено с 1-2 ошибками

2 б.

Средний

Задание выполнено с ошибками (более 2)

1 б.

Ниже среднего

Не справился с заданием

0 б.

Низкий

У.: Ребята, скажите у кого нет ошибок? 1-2 ошибки? У кого более 2 ошибок?

V. Итог урока. Рефлексия.

У.: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.

О.: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой орфограммой. 

Узнали правило написания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Научились определять правильность написания орфограммы.

У.: У вас на партах лежат листы самооценки. Вам нужно написать на листочке свою фамилию и отметить знаком «+», как вы работали сегодня на уроке

Лист самооценки

ФИО: ____________________________________________________________

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2.Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

3. Урок для меня показался

коротким

длинным

4. За  урок я

устал

не устал

5. Моё настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

непонятен

бесполезен

скучен

У.: Мы достигли поставленной цели?

О.: Достигли

У.: Почему?

О.: Потому что мы много трудились и учились

У.: Ребята, помните: наши знания, это богатства, которые мы складываем в кладовую, и когда они необходимы –  используем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж» Подготовили обучающиеся 24-шк. группы Юргилас Мария Черняховск 2022 г.

Слайд 2

болеть серд ...м, болеть ду ... й . сущ. сущ. ц ш

Слайд 3

болеть серд ...м, болеть ду ... й . сущ. сущ. ц ш

Слайд 4

имён существительных после шипящих и ц гласные о-е в окончаниях

Слайд 5

Тема урока: Гласные о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных

Слайд 6

познакомимся с узнаем - будем учиться Задачи урока … … … новой орфограммой; правило написания о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных; определять в словах гласные о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.

Слайд 7

болеть се́рд …м, болеть ду ... й . сущ. сущ. ц ш

Слайд 8

болеть се́рд ем, болеть ду о́й . сущ. сущ. ц ш Давайте попробуем выяснит почему так!!!!!!!!!!!!!!!! Делаем вывод когда же мы пишем , попробуйте сформулировать правило…………………

Слайд 9

Правило В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется буква о. Без ударения в окончаниях существительных после шипящих пишется буква е . Например , ножо́м (ударение падает на окончание, значит, после шипящей пишем букву о ), но ту́чей (ударение падает на корень, окончание безударное, значит, пишем букву е ).

Слайд 10

Памятка 1. Внимательно прочитайте и запишите слово. 2. Определите, найдите и подчеркните шипящую или ц . 3. Выделите окончание существительного. 4. Поставьте ударение. 5. Если окончание ударное , пишем букву о . 6. Если окончание безударное , пишем букву е . 7. Запишите гласную . Выполните самопроверку. 8. Если ошиблись – исправьте ошибку .

Слайд 11

Задание с веч й – т у́ ч й к арандаш м – д у́ ш м у ж м – пейз а́ ж м б орц м – п а́ льц м п лащ м – тов а́ рищ м о гурц м – з а́ йц м .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. о́ е о́ о́ о́ о́ о́ е е е е е

Слайд 12

познакомились с узнали - Научились Итоги урока … … … новой орфограммой; правило написания о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных; определять в словах гласные о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.

Слайд 13

Спасибо за работу на уроке!

Слайд 14

Ситуация успеха. Давйте выбирим солва , которыми мы должны быть на уроке: активными, друэными , 1) Продумать индивидуальное задание 2) После самостоятельной работы Критерии оценки 3) Проверить индивидуально задание 4) Подвести итог, вереуться к словам помошникам 5) Подвести итоги у кого одна ошибка у кого две Рефлексия- кубик Дети всё сами коментируют , больше занимательного материал.



Предварительный просмотр:

Алгоритм для правописания гласных О – Е после щипящих и Ц в окончаниях существительных.

  1. Прочитайте, напишите слово, определив место предполагаемой орфограммы.
  2. Определите и и подчеркните шипящую или ц.
  3. Выделите окончание существительного
  4. Поставьте ударение.
  5. Если окончание ударное, пишем букву о.
  6. Если окончание безударное, пишем букву е.
  7. Запишите слово. Выполните самопроверку.
  8. Если ошиблись – исправьте ошибку.

Например:  овцой (окончание ударное, пишем букву о);

птицей (окончание безударное, пишем букву е).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.Тема "Мягкий знак после шипящих".

Дается конспект урока. Мягкий знак после щипящих в разных частях речи....

Урок по теме "Ь после шипящих"

Урок с применением ИКТ. На уроке учащиеся работают в парах, фронтально, присутствует дифференцированная работа....

презентация к уроку: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода

презентация к уроку: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода...

Конспект к уроку русского языка «"Ь" после шипящих на конце основы в словах разных частей речи» «Существительные»

Конспект урока по русскому языку на тему:«"Ь" после шипящих на конце основы в словах разных частей речи»«Существительные»Цели деятельности учителя: Систематизировать знания учащихся о правилах пр...

Проект урока Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (русский язык)

класс в 2-х частях» Издательство «Астрель».Тема урока:«Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»Задачи урока:1.Познакомить уча...