Урок речевой практики "Мы собрались поиграть"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Цель урока продолжать учить детей использовать речь, мимику, жесты для общения, традиционные в ситуации игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rechevoy_praktike_na_temu_my_sobralis_poigrat.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по речевой практике на тему "Мы собрались поиграть"

Разработала и провела

учитель начальных классов

Ольга Николаевна Юдина

Тема: «Мы собрались поиграть»

Цель: продолжать учить детей использовать речь, мимику, жесты для общения, традиционные в ситуации игры.

Задачи:

образовательные:

учить конструктивно участвовать в споре;

развивающие:

развивать интонационные умения и диалогическую речь;

воспитательные:

учить дружескому и результативному общению в различных жизненных ситуациях;

коррекциоонные:

коррекция правильного произношение речевых звуков.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Речевая практика», учебники, смайлики, улыбка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся, для создания рабочей обстановки.

а) Ритуал приветствия.

Педагог:

-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

-Здравствуй! - улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Дети, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Но мне хочется поздороваться с ними необычно. Все присутствующие здесь хорошие добрые люди, а когда к человеку хорошо относишься, то хочется поделиться с ним своей добротой и улыбкой.

У меня есть вот такая улыбка, она ласковая приветливая. Мы будем желать здоровья и передавать эту улыбку с добрыми словами, улыбаясь друг другу. Например, «Здравствуй, Данила. Я дарю тебе улыбку, потому что ты так мило улыбаешься, ты такой добрый (заботливый, весёлый, у тебя красивая рубашка, причёска и т.д. ) и улыбнусь, после этого он должен улыбнуться и передать свою улыбку соседу с добрыми словами.

Дети и гости передают нарисованную улыбку.

1 слайд (звучит музыка В.Шаинского «Улыбка»)

Педагог: Ну, вот. Улыбка вернулась ко мне. Как в песни В. Шаинского

«Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется».

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит,

Значит, живешь ты не зря.

У. Кто мне скажет, какой урок у нас сейчас будет?

Д. Мы приготовились к уроку "Речевая практика"  (Слайд 2)

У.Чему вы учитесь на уроках "Речевой практики"?

Д. (учимся красиво, правильно говорить.)

У.Что значит красиво говорить?

Д. (Чтобы речь была понятной и приятной для окружающих людей.)

У.Для чего вам это пригодится?

Д. (Для общения)

У.Конечно, ведь люди общаются друг с другом каждый день. И мы сегодня на нашем уроке будем учиться общаться.

Вспомните девиз наших уроков.

(Говорю неторопливо, очень чётко и красиво.(Слайд 3)

II.Артикуляционная разминка (Слайд 4)

- Что нужно, чтобы говорить чётко и красиво?

+ (Подготовить к работе голосовой аппарат.)
- Тогда приготовьтесь к разминке.

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Рыбка в озере живет

Открывает рыбка рот

(широко открывать рот)

Лягушонок улыбнулся,

Рано утром он проснулся

(растягивают губы в улыбку)

Прилетели уточки

И подули в трубочки

(вытягивать губы в трубочку)

Ловко прячут хомяки

вкусный корм за две щеки

(надувать щеки)

Не спеша индюк гуляет

С индюшатами болтает.

(Рот открыт. Поднять широкий язык на верхнюю

губу. Быстро поводить языком по губе вперед-

назад, произнося «бл-бл-бл-бл»)

Любит мишка угощенье-

Очень вкусное варенье.

(Облизать губу).

По степи лошадка мчится,

Звонко цокают копытца.

(щелкать языком).

 III. Речевая разминка. (Слайд 5)

Учитель: Молодцы, ребята. Все очень хорошо выполняли упражнения. А сейчас сделаем речевую разминку. Правила вы знаете. Сначала читаю я, а затем все вместе повторяем.

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ре-ре-ре – живём дружно во дворе.

Ры-ры-ры – не заметили жары.

Ра-ра-ра – вот и кончилась игра.

IV. Актуализация знаний . Постановка цели и задач урока.

Учитель: Поднимите руку, кто любит играть?

Замечательно, я даже не сомневалась, что играть любят все. Значит, тема нашего сегодняшнего урока будет очень вам близка.

«Мы собрались поиграть»

V. Этап освоение нового материала, организация речевой деятельности.

Учитель:

Играть вы любите, ну а знаете ли вы, что же обозначает слово игра?

Русский писатель Владимир Иванович Даль составил и записал

«Толковый словарь живого великорусского языка». В нем он дал такое объяснение слову «игра». (Слайд 6)

«Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

1.История появления игр. (Слайд 7)

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Мальчишки и девчонки водили хороводы, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ.

Для чего были нужны хороводы? (ответ детей)

Учитель:

- Познакомить, свести незнакомых людей, дать им показать себя. В игре и танце молодцы могли показать себя удальцами (например: присядка с выбрасыванием ноги в сторону - это не просто танцевальное движение, а обязательно надо было задеть ногой соседа, мол, вот я каков, тебе ли со мной тягаться). А девицы показывали свою стать, скромность, свои умения.

И поскольку игры - это всегда коллективное действие, то играющие научались согласовывать свои действия с действиями окружающих, т. е. возникало чувство общности, коллектива.

2. Первая речевая ситуация. (Слайд 8)

Фронтальный опрос.

На экране (рассоренные дети)

Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите на этой картинке?

+ Дети, сидящие по кругу.

+В центре лежит мяч.

+Обратите внимание, как они сидят?

- Спинами друг к другу.

+Почему дети, собравшись поиграть, вдруг сели спинами друг к другу? И сидят обиженные? Когда мы не хотим смотреть друг на друга?

-Дети собрались поиграть, но поссорились.

Послушайте как они сами говорят об этом.

Очень громко мы кричали, спорили, галдели.

Выбрать лучшую игру вместе мы хотели.

Только почему же ссора

Вышла из такого спора?

- Правильно вы сказали, они поссорились. А что послужило поводом? Из-за чего они поссорились?

+Не смогли выбрать лучшую игру.

+ Верно, каждый предложил свою игру. Он хотел играть только в неё. А в результате получилась не дружная игра, а ссора.

-Получился конфликт, ссора. Как же выйти из этой ситуации. Вспомните свои случаи из жизни, может быть у вас когда-то было такое? Какой совет мы можем дать этим детям?

ВЫВОД: Главное правило, как в жизни, так и в играх – нужно уметь договариваться, нужно учиться слушать друг друга и слышать. Чего мы с вами ещё не умеем, но учимся этому.

Совет: играть по очереди в каждую игру.

Если в вашей жизни возникнет такая ситуация, то вы вспомните наш разговор и решите ссору мирным путём.

VI. Физкультминутка. Игра «Карлики – великаны»

VII.Продолжение основного этапа.

3. Вторая речевая ситуация. (Слайд 9)

Фронтальный опрос.

На экране спорящие девочки.

Учитель: Кто изображён на этой картинке?

Дети: Две девочки, которые собрались поиграть.

Учитель: Догадайся, какая игра изображена? Выберите нужное название.

«Классики», «Салочки», «Собачка»

Ответы детей.

Учитель: Как определили? Обоснуйте свой ответ?

Дети: Расчерчен асфальт на прямоугольники – «классики», у девочки в руках шайба.

Учитель: Кто знает, правила игры в «Классики». Расскажите.

Ответы детей.

Учитель: Верно, это игра «Классики», девочки начертили их, взяли шайбу, но собираются ли они играть?

Дети: Нет, не собираются. Девочки ссорятся.

Учитель: Как вы определили?

Дети: На лицах злоба, кулаки сжаты, размахивают руками.

Учитель: Давайте порассуждаем. Две девочки, подружки решили поиграть в «Классики». Начертили их, взяли шайбу и вот нужно начинать игру. Как вы думаете из-за чего могла произойти ссора?

Дети: Кто начнёт первым.

4.Инсцинировка ситуации.

Учитель: Дети, давайте разыграем такую ситуацию.

(Выходят две девочки, руки в бок, начинают ссору)

+Я хочу первой начать игру!

-Нет, я хочу первой.

+Нет, всё равно я начну. Я чертила.

-А я помогала.

Учитель:

-Вновь возник конфликт, ссора. Как же выйти из этой ситуации? Вспомните свои случаи из жизни, может быть у вас когда-то было такое? Какой совет мы можем дать этим детям?

Дети: Нужно договориться.

Учитель: Али, как бы ты разрешил эту ситуацию?

Учитель: А ты, Сережа?

Учитель: Вы очень добрые и хорошие девочки, но возникла бы другая ситуация. Али говорит: «Я уступаю». Сережа: «Я уступаю». Опять конфликт.

Так вот, чтобы в игре не было таких неразрешимых ситуаций, наши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки придумали весёлые стишки, которые мы называем считалочки. Они помогают нам установить очерёдность. Кто будет первым начинать игру, кто вторым и т.д ., а так же для выбора водящего, когда он нужен. Например, в игре «Салочки».

Я уверена, что считалочку, хотя бы одну, знает каждый. Когда мы играли, вы замечательно их использовали. Кто с нами может поделиться считалочкой?

Читаем считалку, определяя право первенства.

Учитель: Я надеюсь, что теперь у вас не будет таких ссор.

VII. Работа по учебнику. (Слайд 10)

стр.17 Чтение и разучивание одной из считалок.

Сегодня мы разучим новую считалку.

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты!

VIII. Проведение игры.

Учитель: Дети, сегодня мы поиграем с вами в народную подвижную игру «Горелки». Это старинная игра, в неё играли еще ваши прабабушки и прадедушки. И вы уже знакомы с этой игрой.

Правила поведения во время игры:

При проведении подвижных игр нужно использовать только ту территорию, которую определил учитель.

Не толкаться, не кричать, не мешать в игре другим детям.

Внимательно слушать и соблюдать правила игры.

Дети приглашаются в игровую зону.

Я напомню правила игры: В игре участвует нечетное количество детей. Дети стоят в парах, одна пара за другой (ручеек), а водящий, «горельщик», стоит спиной к детям впереди всех.

Дети произносят слова:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят

Раз, два, три беги!

Последняя пара, разъединив руки, бегут с обеих сторон ручейка. Они должны перед водящим соединиться (т. е. взяться за руки, пока водящий не поймал кого-нибудь из пары). В том случае, если водящий поймал кого-нибудь, то водящим становится оставшийся из пары, а появившаяся пара становится в колонну и игра продолжается.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.Итог урока.

Мир детства не может быть без игры. Игра в вашей жизни – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт вас по жизни.

Игры помогают вам гармонично развиваться и физически совершенствоваться.

Понравился ли вам урок?

Что именно вам понравилось?

Поднимают смайлик, который соответствует их настроению.

2. Оценивание работы учащихся на уроке

X. Домашнее задание.

Речевая практика стр.17, выучить наизусть одну из считалок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...

Презентация к урокам английского языка "Давайте поиграем"

Красочная  презентация к урокам английского языка  содержит не только соответствующие теме картинки, но и готовые мини диалоги для многократного повторения и усвоения лексики по теме "Игры"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"

      Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."

Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан...

Урок и перемена. Конспект урока речевой практики.

Урок и перемена. Конспект урока речевой практики.2 класс....