Главные вкладки

    Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Пунина Светлана Владимировна

    Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.

    Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.

    Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.

    Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    Урока риторики в 4 классе. Тема урока:

     « Речевые жанры. Рассказ».

    ( Технология проблемно-диалогического обучения)

    Цели:

     познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.

    Формирование умения строить текст, правильно выделять части в тексте.

    Развитие речи, эстетического вкуса, художественных способностей.

    Воспитание доброжелательного и вежливого отношения к окружающим.

    Оборудование:

     учебник « Детская риторика в рассказах и рисунках» 4 класс (автор Ладыженская Т. А. ),

    карточки с текстом

    Ход урока

    Повторение.

    -Вспомните название раздела, который мы начали изучать на прошлом уроке Риторики.

    (речевые жанры)

    - С каким из жанров познакомились? ( Словарная статья)

    -Что такое « словарная статья» ?

    -Где ее можно найти?

    - Из чего состоит словарная статья?

    -Наш язык постоянно пополняется новыми словами. С некоторыми из них мы встретились на прошлом уроке и дома вы составили словарные статьи к ним.

    ( менеджер, спонсор, имидж, офис, макияж)

    -Выберите по одному слову, обсудите в группе, зачитайте, на ваш взгляд, самую правильную статью. (Работа в группах )

    -Зачитайте ваши статьи.

    Проблемная ситуация

    -Я приготовила еще одно слово (рассказ)

    -Это новое слово в русском языке? Вам известно его значение?

    -Тогда почему я обратила внимание на это слово?

    -Рассказ – это вид речевого жанра. Сегодня мы познакомимся с его особенностями, понаблюдаем, из каких частей может состоять рассказ.

    - Как вы думаете, для чего это нужно ? ( чтобы самим научиться сочинять интересные рассказы )

    Знакомство с новым речевым жанром- рассказом.

    - Что же такое рассказ ? Попробуйте в группе составить словарную статью к этому слову. (работа в группах).

    -Прочитайте свои статьи.

    -А вот еще толкование этого слова, прочитайте.

    -Вспомните, из каких частей состоит рассказ.

    ( вступление, главная часть, заключение)

    Работа с карточками.

    -Составьте рассказ из отдельных фрагментов и найдите знакомые части.

    -Проверьте правильность выполнения задания в учебнике(стр. 122-123)

    -Прочитаем, что получилось.

    -Что прочитали? Можно ли это назвать рассказом? Докажите.

    -Найдите вступление. О чем из него узнали?

    -Для удобства части рассказа будем обозначать условными значками. Найдите их в учебнике. Возьмите нужный значок и обозначьте вступление.

    -Чем закончился рассказ Светы? Как называется эта часть?(заключение). Обозначьте значком.

    -Какая часть осталась? (основная). Как вы думаете, можно разделить ее на какие- нибудь части?

    -Да, в основной части можно выделить еще несколько частей, познакомимся с ними.

    - Найдите ту часть, с которой начинается история про мышонка. Прочитайте.

    -Это завязка, с нее начинается описание случая. Обозначьте условным значком.

    -Как продолжается эта история? Прочитайте.

    -Эта часть называется развитие действия, обозначьте условным значком.

    - Какой момент рассказа показался вам самым ярким? Прочитайте.

    - Это самый острый момент, он называется кульминация. Обозначьте условным значком.

    - Чем заканчивается история  о мышонке? Это развязка. Она заканчивает описание случая. Обозначьте условным значком.

    - Итак, какие части мы выделили в рассказеСветы?

    - Посмотрите на схему в учебнике. Какой части не было в этом рассказе? (спад действия ).

    - Когда наступает спад действия?

    - Попробуйте сами составить предложения, которые будут в рассказе спадом действия.

    - Подумайте, можно ли в этом рассказе сократить какую- нибудь часть или обойтись бнз нее?

    - Чем закончится рассказ, если убрать заключение?

    Физминутка

    -А теперь пора отдохнуть. Учимся говорить чисто.

    РА-РА-РА- отдохнуть уже пора.

    РО-РО-РО- на полу стоит ведро.

    РЫ-РЫ-РЫ- полетели комары.

    РИ-РИ-РИ-на рябинке снегири.

    РАЗ-РАЗ-РАЗ- будем вновь читать рассказ.

    Закрепление полученных знаний.

    - А сейчас я предлагаю послушать вам одну историю.

    ( Инсценировка сказки Сухомлинского « заяц и морковка» )

    - Можно ли эту историю назвать рассказом?

    - Откройте учебник на стр. 125, найдите текст.

    - Как вы считаете, есть в этом тексте вступление? Заключение?

    - Найдите завязку, кульминацию, развязку.

    - Какие вопросы вы хотели бы задать автору?

    - Как автор относится к персонажам?

    - Попробуйте придумать свое вступление.( работа в группах). Прчитайте.

    Домашнее задание.

    - Подумайте, чем могла закончится эта история, составьте заключение.

    Итог урока.

    -Что нового узнали о рассказе?

    -Для чего это нужно?

    -Оцените свою работу на уроке: все ли удалось, насколько были активны на уроке?

    Приложение. (карточки с фрагментами текста)

       Прошлой зимой в солнечный ясный день мы с папой, мамой и сестрой пошли в лес на лыжах. В лесу было очень красиво. Кругом блестел снег, пели синицы и свистели снегири.

    -----------------------------------------------------------------------------------------------

    Мы заехали далеко в лес, там были горки. Все мы катались и играли, а потом отправились обратно.

    __________________________________________________________

    Вдруг у елки из пушистого снега выскочил маленький мышонок.

    __________________________________________________________

    Я хотела поймать его, но он скрылся где-то под моими лыжами. Мы поискали его, но не нашли, видимо, он зарылся в снег.

    __________________________________________________________

    В пути я почувствовала, что у меня под штаниной что-то шевелится. Я подняла штанину и увидела нашего знакомого  мышонка.

    __________________________________________________________

    Он быстро юркнул в снег. Мы весело рассмеялись.

     « Вот какой неуважительный мышонок, даже «спасибо»  не сказал!»- пошутила я.

    __________________________________________________________

    Когда мы вернулись домой, я эту историю рассказала моей любимой бабушке. Ей тоже было смешно.

    __________________________________________________________

    Этот замечательный зимний день я запомню навсегда.

    __________________________________________________________

    Список используемых источников.

    Ладыженская Т. А. Детская риторика. 4 класс. Методическое пособие для учителя. М. Баллас, 2001.

    Ладыженская Т. А. Речь. М. Педагогика. 1999.

    Соболева А. Е. Кондратьева Н. Н. Русский язык с улыбкой.М. Сфера. 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".

    презентация к уроку риторики устная и письменная речь....

    Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»

    Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...

    Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"

    Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...

    Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"

    Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва"....

    Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"

    Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....

    Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".

    Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....

    Разработка урока в 1 классе тема "Снеговик"

    Конспект урока ручного труда в 1 классе  коррекционной школы. Тема: "Снеговик". Дети учатся изготовлению ёлочной игрушки из пенопласта....