Участие в инновационной или экспериментальной деятельности
проект по русскому языку

Людмила Петровна Рачковская

1. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников

2. Сертификат курса «Основы персонализированной модели образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnyy_metod_obrazovaniya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВА

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Современный этап развития специального образования в России можно назвать переходным от традиционного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе специального образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией.

Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых образовательных технологий. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного ФГОС, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.

В соответствии с образовательной программой МАОУ «Прогимназии «Созвездие» на период 2022 - 2023 г. нами была разработана и апробирована рабочая программа по предмету «Русский язык». Данная программа ориентирована на формирование познавательного мотива у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством применения проектного метода обучения на уроках русского языка.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике, что особенно необходимо детям с интеллектуальной недостаточностью.

Использование проектного метода обучения на уроках русского языка способствует формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью познавательного мотива. Русский язык как учебный предмет в начальной школе имеет большое  значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение русского языка расширяет кругозор обучающихся об окружающем мире, позволяет увидеть всю широту мира, социализирует. Русский язык дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся. Более того, материал по русскому языку в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

Проектная деятельность учащихся сориентирована на решение задач языка. Такая деятельность предусматривает процесс планирования, решения и моделирования ситуации на определенной территории на основе разнообразных источников информации, общих и специальных умений обучающихся. 

В результате изучения предмета, предусмотренного учебным планом, у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке.

В процессе работы, на уроках русского языка обучающиеся выполняют все виды проектов (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий). Так как, наиболее простыми в исполнении являются информационные и творческие проекты, то именно с них мы и начинаем знакомство в 3 классе. В начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, этапы работы, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, «Современный русский язык». Готовый проект ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Когда проекты готовы, назначается день защиты и ребята представляют их, и мы вспоминаем пройденный материал. Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения.

Конечно, проект, выполненный третьеклассниками не претендует на звание исследовательского, но в процессе работы ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Данный процесс способствует формированию познавательного мотива. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект научно-исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

В четвертом классе выполняем проекты, которые выбирают школьники по своим интересам. Данное научно-практическое направление дополняет и углубляет знания по предмету и происходит приобщение к исследовательской деятельности. Особенно школьников привлекают проекты, связанные с изучением родного края. Четвероклассники с большим желанием оформляют стенды с презентацией проекта, знакомят учащихся младших классов (1-2 классов) с результатами своей деятельности.

Таким образом, проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.

Нами были разработаны критерии оценивания проектной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Уровень общей успеваемости, по результатам внутри учережденческого контроля составил 100%. Качество обученности школьников с интеллектуальной недостаточностью составляет на протяжении двух лет обучения 46%- 47% (на примере 3 класса за 2022-2023гг). Использование метода проекта стимулирует познавательную активность, все школьники с интеллектуальной недостаточностью проявляют старательность, заинтересованность при планировании и выполнения заданий.

Таким образом, мы видим, что ожидаемые результаты и результаты промежуточной диагностики показывают повышение уровня развития познавательного мотива у школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка посредством применения проектного метода обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная/экспериментальная деятельность педагога

ФГОС обучающихся с интеллектуальной недостаточностью ввёл программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Педагоги ищут новые формы экологического воспитания. Моде...

Инновационная и экспериментальная деятельность учителя начальных классов Дулгаровой И.В.

Инновационная и экспериментальная деятельность учителя начальных классов Дулгаровой И.В....

4.2 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ Участие педагогического работника в экспериментальной и инновационной деятельности

Участие педагогического работника в экспериментальной и инновационной деятельности...

3.4.Участие в инновационной или в экспериментальной деятельности.

3.4.Участие в инновационной или в экспериментальной деятельности....

Инновационно-экспериментальная деятельность по теме: «Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД».

Инновационно-экспериментальная деятельность по теме:«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД»....

Инновационная и экспериментальная деятельность

Руководствуясь законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в РФ» в статье 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспеч...