Конспект урока " Разделительные Ъ и Ь"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Жанна Петровна Туманина

Предлагаю конспект урока  " Разделительные Ъ и Ь." На уроке мы закрепляем знания о Ъ и Ь, полученные ранее, и открываем новые знания по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelit._i_4.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   Разделительные Ъ и Ь. 4 класс.
Подготовила и провела: учитель нач. кл. МБОУ СОШ № 2 Туманина Жанна Петровна.

Цель урока: Закрепить полученные знания детей о разделительных Ъ и Ь.
Задачи:

  • Предметные: содействовать закреплению правил правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах; развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками; соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; закрепить правила красивого письма; способствовать активизации знаний учащихся о звуках и буквах, правилах оформления предложений на письме.
  • Метапредметные: содействовать формированию УУД:
  • Регулятивные УУД: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
  • Познавательные УУД: обеспечить развитие у учащихся умений группировать, анализировать, соотносить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков с написанием слов, находить в словах разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.
  • Коммуникативные УУД: содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять правила написания разделительного мягкого и разделительного твёрдого знаков, умение работать в парах.
  • Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову. Содействовать формированию понятий о здоровье и способах закалки организма.

                                               План:

  1.  Организационный момент.
           - Сегодня у нас необычный урок,
            Нам выяснить надо, кто в классе знаток.
         - Откройте тетради и запишите число.
  2. Постановка проблемы:
    - Отгадайте загадки :                                        
      1) Что за буква, кто узнает:
          Звука не обозначает,
          перед е, ё,и,ю,я
         Я в корнях стою, друзья! (ь)

          2) Было сели – стало съели.
             Догадаться вы сумели,
             Почему случилось так?
             Кто виновник? (ъ).

  III.  Постановка темы и целей урока:
         - А узнать тему урока нам поможет  девиз:        ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ НАС ОБЪЕДИНЯЕТ!

- Посмотрите на запись с точки зрения орфографии и скажите, какова тема урока.
 (Тема урока : Раздельтельный Ъ и Ь знаки. )
- А какие цели мы перед собой поставим? Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (Вспомнить правила правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знака, научиться писать слова с данной орфограммой, будем выполнять различные задания по отработке орфограммы)

  IV. Словарная работа.

       - Разберем словарное слово « здоровье».Что такое здоровье?
              ( Это отсутствие заболеваний и дефектов организма.      Это состояние               полного         физического и     душевного благополучия, комфорта).

      - Запишите это словарное слово в тетрадь.
     - Есть ли в этом слове орфограмма по теме урока?
     ( Разделительный Ь.)

V.  Усвоение знаний и способов действий.
 - Пользуясь таблицей, вспомните правило про разделительный Ь и разделительный Ь. Сначала скажите про ь.

C:\Users\кампус\Documents\4 Класс\УРОК Ъ и Ь\ъ ь.png
( Разделительный ь пишется в корне перед гласными е, ё, ю, я, и). Приведите свои примеры.

    Выводы о разделительном Ъ. 
 - Прежде, чем мы поговорим о разделительном Ъ и выводах, мы рассмотрим примеры на доске. Нам понадобятся планшеты. Я открываю слово, а вы показываете, какие буквы мы ставим в окошки.
       Под…зд ( подъезд), с…мка ( съёмка), пренд….билейный ( предъюбилейный), об…снить ( объяснить).
 - Теперь посмотрите на вторую схему и обратите внимание, после какого согласного ставится Ъ и почему только 4 стрелочки. Перед каким гласным звуком не ставится разделительный Ъ?

   ( Разделительный Ъ пишется после приставки, которая заканчивается на согласный звук перед буквами е,ё, ю,я.) .      Приведите свои примеры.

   -   Молодцы, это надо запомнить. Действительно, ученье нас объединяет. Как вы дружно работаете. На следующей   строчке в тетради запишем наш девиз.
                      ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ НАС ОБЪЕДИНЯЕТ!

   Дети записывают предложение, выделяя орфограммы.

   -  Обратите внимание, почему стоит запятая после слова ДРУЗЬЯ?

    ( Слово « друзья»- это обращение. При обращении делаем небольшую интонационную паузу, а на письме выделяем  запятой.)

   -Укажите части речи, которые вы знаете.

   ( Друзья- имя сущ., ученье – имя сущ., нас – местоимение, объединяет – глагол.)

   - Хорошо. Мы с вами много вспомнили и повторили правила написания разделительных Ъ и Ь.
   
VI. Физминутка
 ( под песню « Закаляйся, если хочешь быть здоров».)
     
 VII. Закрепление знаний и способов действий.

           На доске слова:

           СУДЯ             ОТЕХАТЬ
          СЁМКА          ВЮГА
          ЖИЛЁ             ОБЯСНИТЬ
          ВОЛЧИ           ПЛАТЕ
          ОБЕЗДЧИК    СЁЖИЛСЯ

    Работа в парах.
  - Посмотрите внимательно , что случилось со словами? ( Здесь пропущены Ъ и Ь).

  - У вас на столах такие же слова. Вам надо поработать в парах и поставить в словах галочку и нужную букву: ъ или ь знаки.
- Молодцы! Сейчас мы проведем
фонетическую разминку. 
 Девочки – 1 предложение.
          Я солю щи солью.
Мальчики- 2 предложение.
          Я сел и огурец съел.

- Прочитайте. ( Дети читают.)
- Как вы думаете, на какие слова надо обратить внимание? ( В 1 предложении, мальчики- солю и солью)  Во втором? ( Во втором предложении, девочки – сел и съел).

- Я предполагаю, что в этих словах разное количество букв, но одинаковое количество звуков, т.к. мы знаем, что ъ и ь звуков не обозначают. Согласны со мной?

 ( Нет.)

- Тогда вы выполните фонетический разбор слов, а потом мы выясним, кто был прав.

Дети выполняют работу в тетрадях.
( -  В слове солю – 3буквы и 3 звука, а в слове съел – 4 буквы и 4 звука)

  ( - В слове сел – 3 буквы и 3 звука, а в слове съел – 4 буквы и 4 звука. )

- Как же так, ведь ъ  и ь звуков не обозначают? ( В слове СОЛЬЮ  буква  ю обозначает два звука [ й] и [ у]) . ( В слове СЪЕЛ  буква е обозначает два звука [ й] и [ э].)

-  Вас не проведешь, молодцы, дружно работаете, верно отвечаете!

VIII. Самостоятельная работа.

- Сейчас вы должны списать предложения и вставить, где надо пропущенные буквы. Будьте внимательны. Я проверю эту самостоятельную работу и пойму, все ли вы поняли.

   В...езд  в  город, охотнич..е руж..ё,  на стене об...явление, пред...явил документы, высокие  дерев..я, раз...ыскал товарища, раз...яснил задание.    Под...емный кран, вы...езд из города,  солов..иная песня.

IX. Подведение итогов.

- Вы хорошо работали и мне кажется, что каждый сегодня достоин звания « Знаток темы». Молодцы, благодарю за работу.

 

 
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Разделительный мягкий знак"

Конспект урока "Разделительный мягкий знак"...

Конспект урока: «Разделительные твердый и мягкий знаки» 4 класс

Урок русского языка 4 класс  Цель: Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах....

Конспект урока Разделительный мягкий знак

Урок русского языка во 2 классе на тему Разделительный мягкий знак...

Конспект урока Разделительный Ь

Предмет: Русский язык.Тема: «Разделительный мягкий знак (ь)»Цель: создать условия для повторения роли разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограм...

Конспект урока "Разделительные твёрдый и мягкий знаки".

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.Урока открытия новых знаний в 1-ом классе (Школа России)...