Конспект урока Разделительный Ь
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Спичак Оксана Александровна

Предмет: Русский язык.

Тема: «Разделительный мягкий знак (ь)»

Цель: создать условия для повторения роли разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой, определять в слове наличие орфограмм, обсуждать алгоритм орфографических действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_razdelitelnyy_.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Тема: «Разделительный мягкий знак (ь)»

 

Цель: создать условия для повторения роли разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой, определять в слове наличие орфограмм, обсуждать алгоритм орфографических действий.

УУД:

Предметные: содействовать формированию умений различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; знакомству с принятыми в русском языке обозначениями мягкости согласных на письме, использовать средства устного общения (голос, мимику, темп речи)в соответствии с ситуацией конкретного общения.

Личностные: осознавать смысл изучения правописания разделительного мягкого знака и успешного использования его в словах понимать значимость правильного написания мягкого знака развитие навыка сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроке.

Метапредметные: 

Регулятивные: планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.

Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании мягкого знака уметь формулировать правило по написанию твердого знака.

        Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Оборудование: учебник, карточки со словами и заданиями.

Ход урока:

№ п/п

Этапы работы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

- Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку.

2

Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

На доске:

Аа Ии О о Уу ы Яя Ее Юю Ёё Ээ

- На какие две группы можно разделить эти гласные буквы?

- На какие группы можно их можно еще разделить?

- Прежде, чем приступить к работе, вы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради.

Пальчиковая гимнастика.

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

- Открываем тетради и записываем дату и «Классная работа». Выполните показы в тетради.

- Ребята, поставьте короны над теми буквами, которые соответствуют правилу красивого письма, и оцените работу.

Словарная работа.

- Послушайте и отгадайте загадку.

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

- Скажите, кто такой «заяц»?

- Оказывается у этого слова есть и переносное значение. Заяц -  пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.

- Запишите слово на новой строке. Поставите ударение, подчеркните в слове «опасную» букву.

- Составьте словосочетание с данным словом и запишите в тетрадь. Предложение.

- 1 группа: обозначающие твёрдость согласных -а,о,у.ы,э.

2 группа: обозначающие мягкость согласных –и,е,ё,ю,я.

- 1 группа: гласные обозначающие один звук -а,о,у.ы,э

2 группа: гласные обозначающие два звука -е,ё,ю,я

- Заяц.

- Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

- Зáяц.

3

Постановка темы и цели занятия.

- Тему нашего урока вы узнаете, если отгадаете загадку.

Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Выше руку поднимай.

Мягкий голос, мягкий шаг…

Это буква - …

- В чём будем упражняться на урок?

- Какая цель сегодняшнего урока?

- Мягкий знак.

- В написании слов с разделительным мягким знаком.

- Повторить роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.

4

Закрепление ранее изученного материала.

Задание 1.

На доске: Варенье, пальцы, вьюга, ружьё, рельсы, мальчик.

- На какие две группы можно распределить слова?

- Запишите слова с разделительным ь. Проверьте. Подчеркните разделительный мягкий знак (ь).

- Когда же пишется разделительный ь?

Задание 2.

- Запишите слова во мн. числе. Выполните к ним транскрипции.

Соловей [салав′эй]- соловьи [салав′йи]-

Воробей - …

Дерево - …

Брат - …

Стул - … .

- Подчеркните разделительный мягкий знак (ь).

- Что вы заметили в транскрипциях данных слов?

- Слова с разделительным ь», слова — «ь обозначающим мягкость согласного.

- Разделительный мягкий знак пишется после мягких согласных перед буквами и, е, ё, ю, я

Выполняется в парах.

- Соловей - соловьи

Воробей [вараб′эй] – воробьи [вараб′йи]

Дерево [д′эр′ива]- деревья [д′эр′эв′йа]

Брат [брат]- братья [брат′йа]

Стул [стул] – стулья [стул′йа]

- Во втором слове каждой пары есть звук [й’], которого нет в первом слове пары.

5

Орфографический тренинг.

Задание 3.

- Спишите, исправляя  ошибки. Подчеркните орфограммы.

Наша кожка мурка - бальшая шалунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схватила чючело. Осталис от птичьки одни клочя.

- Выполните транскрипцию слова «шалунья».

- Сколько букв в слове «листья» Звуков?

- Но мы с вами знаем, что йотированные гласные имеют два звука, когда стоят после мягкого знака.

Выполняется письменно, самостоятельно.

Наша кошка Мурка - большая шалунья. Папа принёс чучело воробья. Мурка схватила чучело. Остались от птички одни клочья.

- Шалунья [шалун′йа].

- 7 букв, 7 звуков.

- Мягкий знак звука не имеет. Буква «я» в этом слове обозначает два звука. Поэтому количество букв и звуков совпадает.

6

Орфографический тренинг.

- Попробуем проверить себя: хорошо ли мы усвоили сегодняшнюю тему.

- Посмотрите на доску. Здесь написаны слова.

Запись на доске:

День, сильнее, здесь,  воробьи, бьёт, веселье, вьют, колосья, зорька, стоять.

- Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них.

- Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме.

- Назовите слова с разделительным мягким знаком.

Выполняется письменно, самостоятельно.

- День, сильнее, здесь,  зорька, стоять.

- Воробьи, бьёт, веселье, вьют, колосья.

7

Итог урока.

Рефлексия.

-  Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

-  Чему мы научились?

-  Кому было трудно?

-  Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

- Где вам пригодятся эти знания?

- Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

- Все получилось;

- были затруднения;

- ничего не получилось.

- Почему вы так думаете?

- Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.

-  Спасибо за урок. Петя вам очень благодарен!

8

Домашнее задание.

Карточка

1.Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

2. Прочитай предложения. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга.


Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Разделительный мягкий знак"

Конспект урока "Разделительный мягкий знак"...

Конспект урока: «Разделительные твердый и мягкий знаки» 4 класс

Урок русского языка 4 класс  Цель: Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах....

Конспект урока Разделительный мягкий знак

Урок русского языка во 2 классе на тему Разделительный мягкий знак...

Конспект урока "Разделительные твёрдый и мягкий знаки".

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.Урока открытия новых знаний в 1-ом классе (Школа России)...

План-конспект урока. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Тема урока: разделительный Ь знак...