План-конспект урока. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК
план-конспект по русскому языку

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: разделительный Ь знак

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фрагмента урока русского языка

УМК: «Школа России», 3 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий часть 1, стр. 68-70)

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Разделительный мягкий знак в корне слова»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования знаний и умений о разделительном мягком знаке, формирования морфологических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о разделительном мягком знаке; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; формировать умения применять эти знания в практических упражнениях. 

Развивающие: способствовать развитию речи, умению применять ранее полученные знания, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать орфограмму разделительный мягкий знак среди других орфограмм; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: формируют умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; формируют умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознают ценность совместной работы, проявляют интерес к русскому языку, формируют этические чувства: доброжелательность, уважение; осознают богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят  логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные: формируют умение распознавать разделительный мягкий знак среди других орфограмм; находят орфограмму в тексте, применяют алгоритм при ее написании, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают орфографические нормы и нормы речевого этикета, правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная работа.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Максимовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Ребята, посмотрите на доску, прочитайте пословицу «Золото добывают из земли, а знания — из книги». Как вы понимаете эту пословицу?

О: Мы получаем наши знания из книг, учебников и они настолько же дороги нам, как золото.

У: А вы хотите больше знать?

О: Да!

У: Хорошо, ребята. Эта пословица станет девизом нашего урока. Сегодня мы будем с вами усердно трудиться и узнаем что-то новое. Начнем!

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Ребята, посмотрите на слайд. Я хотела загадать вам загадки, но отгадки сами выбежали к вами, и поэтому некоторые буквы поменялись местами. Помогите разгадать, что за слова пришли к нам в гости. Я даю вам немного времени подумать, отвечаем по поднятой руке.

1) Застучал дождями звонко

Марту месяцу вдогонку,

Звук настроив под капель,

Месяц следующий... (апрель)

2) Ледяной, плаксивый Нос

К крыше горестно прирос.

Слёзно огорчается,

Что Зима кончается. (сосулька)

3) Растут – зеленеют,

Упадут – пожелтеют,

Полежат – почернею. (листья)

О: К нам в гости пришли слова апрель, сосулька и листья.

У: Верно. Посмотрим на слайд. Верно ли записаны наши слова? Что вы заметили?

О: Слова: апрель и сосулька написаны верно, а в слове листья не хватает мягкого знака.

У: Верно. А чем отличается роль мягкого знака в последнем слове?

О: В слове листья мягкий знак стоит не между согласными.

У: Молодец. Мы еще с вами не знакомы с такой ролью мягкого знака в слове. Посмотрите на доску, попробуем назвать тему нашего урока с помощью перемешанных слов.

О: Разделительный мягкий знак в корне слова.

У: Правильно! Как вы думаете, что нужно узнать сегодня на уроке?

О: Сегодня на уроке нужно узнать, как правильно писать разделительный мягкий знак в словах.

У: Чему нужно учиться?

О: Нужно будет учиться правильно писать эту орфограмму и находить ее в словах.

У: Верно. Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным мягким знаком. Наша цель – научиться писать слова с разделительным мягким знаком правильно, не пропуская мягкий знак.

IV. Открытие новых умений, знаний

Восприятие новых умений и знаний

У: Мы определили, какую орфограмму мы с вами будем сегодня изучать, а теперь нам нужно выполнить одну очень важную задачу. Нам нужно узнать, в каких именно словах пишется разделительный мягкий знак. Как вы думаете, зачем нам нужно это знать?

О: Чтобы знать, как правильно пишутся эти слова и не путать их с другими, где разделительный мягкий знак писать не нужно.

У: Правильно, ещё раз посмотрите на доску и прочитайте стихотворение.

КолосЬя, вЬюжный и ружЬё.

ВаренЬе, пЬеса и копЬё,

ДеревЬя, колЬя и ладЬя,

УченЬе, братЬя, сыновЬя…

Слова здесь собраны не зря:

Что в них за правило, друзья?

У: Молодец. Что общего в словах, в которых выделен мягкий знак?

О: У них общее то, что мягкий знак пишется после буквы, обозначающей согласный звук и перед гласными.

У: Какие это гласные?

О: Это йотированные гласные.

У: Правильно, прочитайте следующие строки.

О: СоловЬи, белЬё, ручЬи,

ЛистЬя, крылЬя, стулЬя, чЬи,

КолЬя, перЬя, полынЬя,

Вьюга, осенЬю, скамЬя.

У: А какой вывод мы можем сделать, прочитав эти строки.

О: То, что разделительный мягкий знак пишется не только после йотированных гласный, но еще и после гласной И.

У: Верно. В исконно русских слова разделительный мягкий знак встречается только перед гласными е, ё, ю, я, и. Но в иноязычных словах (особенно французских) он может стоять перед буквой О. Посмотрите на слова, которые написаны на доске. Прочитаем их.

О: Почтальон, бульон, медальон, каньон, котильон, батальон, павильон, компаньон.

У: Эти слова нужно запомнить. Теперь поработаем с учебником. Откройте свои учебники на странице 68, прочитаем слова из упражнения 127.

О: читают слова.

У: Ребята, распределим эти слова в три столбика. В один запишем слова с разделительным мягким знаком. Во второй слова, в которых мягкого знака нет. А какие слова запишем в третий столбик?

О: В третий столбик мы запишем слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости.

У: Верно. Запишем слова в 3 столбика.

О: записывают.

У: Придумайте ещё 2 слова для каждого столбика. Подчеркнём в словах левого столбика мягкий знак зелёной ручкой, в словах правого – карандашом.

У: Давайте посмотрим на задание, скажите, какое из слов на ваш взгляд самое молодое?

О: Компьютер.

У: Запишем это слово со знаками переноса. Кто может вспомнить, как перенести слово с мягким разделительным знаком?

О: Ком – пью – тер. При переносе разделительный мягкий знак остается на предыдущей строке.

У: Молодцы. Оцените свою работу на этом этапе. Критерии на доске.

Осмысление новых умений и знаний

У: Молодцы ребята, мы с вами определили, где в словах ставиться разделительный мягкий знак. Теперь мы попробуем сами создать такие слова. У вас на столах лежат карточки со словами, которые нужно изменить так, чтобы в них оказался разделительный мягкий знак.

Брат

Братья

Лист

Листья

Колос

Колосья

Сын

Сыновья

Клин

Клинья

Клок

Клочья

Звено

Звенья

Перо

Перья

Стул

Стулья

Полено

Поленья

У: А у Олеси будет индивидуальную карточку с заданием. Ты должна записать сначала слова, в которых Ь обозначает мягкость согласных, а с новой строки – слова с разделительным Ь.

Карточка: Коньки, семья, горький, крыльцо, печенье, соловьи, копьё, июнь, зверь, стулья, зелень, здоровье, рысь, вьюга, пыльный, жильё.

О: Выполняют задание.

У: Проверим. На доске вы видите правильный ответ. Оцените свою деятельность на этапе работа в карточке. Критерии вы видите на доске.

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

У: А теперь, проверьте, как Олеся справилась с заданием. Ее задачей было распределить слова на группы. Прочитай, что у тебя получилось. Если вы согласны с ответом Олеси, поднимите руку.

Запоминание новых умений, знаний (Работа с правилом и упражнениями из учебника)

У: Теперь обратимся к учебнику и познакомимся с правилом. Откройте учебники на странице 68 и прочитайте правило в рамочке.

О: читают правило.

У: И так, на что должны обратить внимание?

О: Мягкий знак пишется в корне между согласным и гласным звуками, которые в этом случае будут обозначать два звука.

У: Можно ли это правило сделать выводом нашей проделанной работы?

О: Да.

У: Верно. Чтобы нам проще было запомнить правило, давайте прочитаем стихотворение.

О: Я мягкий знак не простой,

А удивительный – разделительный.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в словах стою друзья.

У: Теперь, чтобы во время выполнения заданий нам было удобнее работать с орфограммой, составим алгоритм. Для этого вспомним, что мы делали?

О: Мы сначала читали слово, потом

У: Верно. Посмотрите на доску. Вот такой алгоритм у нас с вами получился. Прочитаем его цепочкой.

О: Алгоритм правописания разделительного мягкого знака:

1. Прочитай слово.

2. Определи место предполагаемого разделительного знака.

3.Посмотри, в какой части слова находится предполагаемый разделительный знак. Если в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и, о, то пиши Ь.

4. Вставь разделительный знак.

5. Проверь правильность выполнения задания, исправь ошибки, если допустил их.

У: Молодцы. Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием. Прочитаем, что нужно сделать.

О: Найди «лишнее» слово в каждой строке и запиши остальные слова. Вставь пропущенные буквы.

1. Ул..яна, здоров..е, стул..чик, чут..ё.

2. Зор..ка, руч..и, скам..я, плат..е.

3. Брат..я, солов..и, укол..чик, в..юга.

4. Олад..и, в..юн, ден..ки почтал..он.

У: Ваша задача вставить пропущенные буква в слова, используя алгоритм, который вы видите на доске. Лишнее слово просто подчеркните.

О: выполняют задание.

У: Обменяйтесь со своим соседом по парте карточками, посмотрите на доску и проверьте все ли орфограммы он выделил верно. Оцените соседа.

VI. Закрепление открытых умений, знаний

У: Вот теперь, когда мы узнали правило и потренировались выполнять упражнения, мы можем немного поиграть. Я раздам вам листочки, на которых вы будете работать в парах. Я буду читать вам предложения, а вы заменяете его одним словом и записываете.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)

2) Чувство огромной радости. (счастье)

3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (копьё)

4) Одежда, для девочки. (платье)

5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

У: Молодцы, ребята. Оцените свою деятельность на этапе закрепления. Критерии вы видите на доске.

VII. Итог урока. Рефлексия

У: Ребята, время подводить итоги. Какую тему мы сегодня изучали?

О: Мы изучали тему «Разделительный мягкий знак в корне слова».

У: Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

О: Мы узнали, как правильно писать разделительный мягкий знак в словах.

У: Чему учились?

О: Мы учились находить эту орфограмму в словах, а ещё правильно ее писать.

У: Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.

У: Ребята, у вас на краю парты лежат карточки, на них изображена лесенка и каждая ступенька этой лесенки раскрашена своим цветом. Зелёная и самая высокая означает, что вам было очень интересно на уроке, вы слушали внимательно и активно работали, желтая лесенка означает, что урок прошел хорошо, но вы могли бы работать активнее, и последняя ступенька – красная, говорит о том, что на уроке вам было не очень интересно, и вы работали совсем лениво. Нарисуйте человечка на той ступеньке, на которой вы видите себя, подумайте, как вы работали на уроке, было ли вам интересно. Затем я заберу у вас эти карточки.

У: Молодцы, ребята, мне очень понравился наш сегодняшний урок, мне было интересно с вами работать. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Золото добывают из земли, а знания — из книги»

Слайд 2

Застучал дождями звонко Марту месяцу вдогонку, Звук настроив под капель, Месяц следующий... ЛАРЬЕП Ледяной, плаксивый нос К крыше горестно прирос. Слёзно огорчается, Что зима кончается. КАСЬУЛОС Растут – зеленеют, Упадут – пожелтеют, Полежат – почернею . ЯСЬТИЛ

Слайд 3

Застучал дождями звонко Марту месяцу вдогонку, Звук настроив под капель, Месяц следующий... АПРЕЛЬ Ледяной, плаксивый нос К крыше горестно прирос. Слёзно огорчается, Что зима кончается. СОСУЛЬКА Растут – зеленеют, Упадут – пожелтеют, Полежат – почернею . ЛИСТЬЯ

Слайд 4

з нак Разделительный слова мягкий корне в

Слайд 5

Разделительный мягкий знак в корне слова

Слайд 6

Будем учиться Узнаем

Слайд 7

Будем учиться Узнаем как правильно писать разделительный мягкий знак в словах. правильно писать разделительный мягкий знак и находить эту орфограмму в словах.

Слайд 8

Колос Ь я , в Ь южный и руж Ь ё . Варен Ь ё , п Ь еса и коп Ь ё , Дерев Ь я , кол Ь я и лад Ь я , Учен Ь е , брат Ь я , сынов Ь я … Слова здесь собраны не зря: Что в них за правило, друзья?

Слайд 9

Солов Ь и , бел Ь ё , руч Ь и , Лист Ь я , крыл Ь я , стул Ь я , ч Ь и , Кол Ь я , пер Ь я , полын Ь я , В Ь юга , осен Ь ю , скам Ь я .

Слайд 10

почталь о н буль о н м едаль о н к ань о н котиль о н баталь о н павиль о н компань о н е ё я ю и

Слайд 11

Брат Лист Колос Сын Клин Клок Звено Перо Стул Полено

Слайд 12

Брат Братья Лист Листья Колос Колосья Сын Сыновья Клин Клинья Клок Клочья Звено Звенья Перо Перья Стул Стулья Полено Поленья

Слайд 13

Я мягкий знак не простой, А удивительный – разделительный. Перед е , ё , и , ю , я Я в словах стою друзья.

Слайд 14

Алгоритм правописания разделительного мягкого знака : 1. Прочитай слово. 2. Определи место предполагаемого разделительного знака. 3. Посмотри, в какой части слова находится предполагаемый разделительный знак. Если в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е , ё , ю , я , и , о , то пиши Ь . 4 . Вставь разделительный знак. 5. Проверь правильность выполнения задания, исправь ошибки, если допустил их.

Слайд 15

1. Дождливая , пасмурная погода. 2. Чувство огромной радости. 3. Вид спортивного снаряда с острым наконечником. 4. Одежда, для девочки. 5. Мебель в виде доски на ножках.

Слайд 16

1. Дождливая, пасмурная погода. ( ненастье ) 2. Чувство огромной радости. ( счастье ) 3. Вид спортивного снаряда с острым наконечником. ( копьё ) 4. Одежда, для девочки. ( платье ) 5. Мебель в виде доски на ножках. ( скамья )

Слайд 17

Чему учились Что узнали

Слайд 18

Чему учились Что узнали правильно писать разделительный мягкий знак и находить эту орфограмму в словах. как правильно писать разделительный мягкий знак в словах.



Предварительный просмотр:

Задание 3. Найди «лишнее» слово в каждой строке и запиши остальные слова. Вставь пропущенные буквы.

1. Ул…яна, здоров…е, стул…чик, чут...ё.

2. Зор…ка, руч...и, скам…я, плат…е.

3. Брат...я, солов...и, укол...чик, в…юга.

4. Олад...и, в...юн, ден...ки почтал...он.

Задание 3. Найди «лишнее» слово в каждой строке и запиши остальные слова. Вставь пропущенные буквы.

1. Ул…яна, здоров…е, стул…чик, чут...ё.

2. Зор…ка, руч...и, скам…я, плат…е.

3. Брат...я, солов...и, укол...чик, в…юга.

4. Олад...и, в...юн, ден...ки почтал...он.

Задание 3. Найди «лишнее» слово в каждой строке и запиши остальные слова. Вставь пропущенные буквы.

1. Ул…яна, здоров…е, стул…чик, чут...ё.

2. Зор…ка, руч...и, скам…я, плат…е.

3. Брат...я, солов...и, укол...чик, в…юга.

4. Олад...и, в...юн, ден...ки почтал...он.

Задание 3. Найди «лишнее» слово в каждой строке и запиши остальные слова. Вставь пропущенные буквы.

1. Ул…яна, здоров…е, стул…чик, чут...ё.

2. Зор…ка, руч...и, скам…я, плат…е.

3. Брат...я, солов...и, укол...чик, в…юга.

4. Олад...и, в...юн, ден...ки почтал...он.

Задание 3. Найди «лишнее» слово в каждой строке и запиши остальные слова. Вставь пропущенные буквы.

1. Ул…яна, здоров…е, стул…чик, чут...ё.

2. Зор…ка, руч...и, скам…я, плат…е.

3. Брат...я, солов...и, укол...чик, в…юга.

4. Олад...и, в...юн, ден...ки почтал...он.

Задание 3. Найди «лишнее» слово в каждой строке и запиши остальные слова. Вставь пропущенные буквы.

1. Ул…яна, здоров…е, стул…чик, чут...ё.

2. Зор…ка, руч...и, скам…я, плат…е.

3. Брат...я, солов...и, укол...чик, в…юга.

4. Олад...и, в...юн, ден...ки почтал...он.

Задание 2. Измени слова в столбиках так, чтобы в них оказался разделительный мягкий знак.

Брат

Лист

Колос

Сын

Клин

Клок

Звено

Перо

Стул

Полено

Задание 2. Измени слова в столбиках так, чтобы в них оказался разделительный мягкий знак.

Брат

Лист

Колос

Сын

Клин

Клок

Звено

Перо

Стул

Полено

Задание 2. Измени слова в столбиках так, чтобы в них оказался разделительный мягкий знак.

Брат

Лист

Колос

Сын

Клин

Клок

Звено

Перо

Стул

Полено

Задание 2. Измени слова в столбиках так, чтобы в них оказался разделительный мягкий знак.

Брат

Лист

Колос

Сын

Клин

Клок

Звено

Перо

Стул

Полено

Задание 2. Измени слова в столбиках так, чтобы в них оказался разделительный мягкий знак.

Брат

Лист

Колос

Сын

Клин

Клок

Звено

Перо

Стул

Полено

Задание 2. Измени слова в столбиках так, чтобы в них оказался разделительный мягкий знак.

Брат

Лист

Колос

Сын

Клин

Клок

Звено

Перо

Стул

Полено

Задание 2. Запиши сначала слова, в которых Ь обозначает мягкость согласных, а с новой строки – слова с разделительным Ь.

Карточка: Коньки, семья, горький, крыльцо, печенье, соловьи, копьё, июнь, зверь, стулья, зелень, здоровье, рысь, вьюга, пыльный, жильё.

Задания

Баллы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Оценка:

Кол-во баллов:

Задания

Баллы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Оценка:

Кол-во баллов:

Задания

Баллы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Оценка:

Кол-во баллов:

Задания

Баллы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Оценка:

Кол-во баллов:

Задания

Баллы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Оценка:

Кол-во баллов:

Задания

Баллы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Оценка:

Кол-во баллов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Конспект урока "Разделительный мягкий знак"

Конспект урока "Разделительный мягкий знак"...

Презентация к уроку "Разделительный мягкий знак"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак". Дети помогают учиться машеньке из мультфильма "Маша и Медведь" поставлены проблемные ситуации, выводится алгоритм н...

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Обобщающий урок: Разделительный мягкий знак (ь). Мягкий знак (ь) показатель мягкости.

Тема. Обобщающий урок: Разделительный мягкий знак (ь). Мягкий знак(ь) показатель мягкости.Цели: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком показателе...

Урок русского языка во 2 классе Тема урока «Разделительный мягкий знак». УМК «Школа России»

Материал может быть полезен учителям начальных классов. В ходе урока применяются интересные приёмы, используется  коллективная форма организации работы....