Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сухопарова Дарья Владимировна

«Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx64.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (русский язык)

Программа, автор (ы)

«Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина

Класс

3

Раздел (содержательная линия)

Состав слова.

Тема урока

Корень, приставка, суффикс – значимые части слова.

Цели урока

Знакомство учащихся с понятием «состав слова»

Основное содержание урока

Создать условия для ознакомления с понятием «состав слова»; уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; вывести алгоритм разбора слова по составу; совершенствовать умения выделять части слова; способствовать развитию орфографического навыка; создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; побуждать проявлять внимание, доброе отношение друг к другу.

Термины и понятия

«приставка», «корень», «суффикс», «окончание», «основа»

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

- знакомство с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»,

- знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; 

- умение выделять части значимые слова;

- выполнять звукобуквенный разбор слова и разбор слова по составу;

- делить однокоренные слова на группы;

- составлять схему слова;

- подбирают слова к данным схемам

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: 
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: 

- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание,

- владеть диалогической формой речи.

- формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу,

- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Литературное чтение

Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,   рабочая тетрадь, проектор, презентация к уроку.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Название этапа:

Педагогические задачи:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемый результат:

I.Самоопределение к деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке! Присаживайтесь, пожалуйста.

Дети здороваются с учителем, садятся на свои места.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

II.Актуализация знаний

Актуализация знаний, необходимых для дальнейших действий.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте слова «филин», «Федя». Определите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Буква обозначает мягкий, глухой согласный звук. Какая это буква? (Буква «ф».)

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку:

Ходит город-великан 

На работу в океан.

(Корабль.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики.

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и скороговорку.

офф фоф ффо

Федя филина боится –

Филин может рассердиться.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание - владеть диалогической формой речи.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

III.Постановка учебной задачи

Формирование темы урока, определение цели

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «корабль».

– Прочитайте слова, записанные на доске:

Подлежащее, суффикс, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

– Назовите «лишнее» слово.

– Что такое суффикс?

– Какая еще часть слова служит для получения новых слов?

– А какая часть слова является главной?

-Как вы думаете, какой будет тема урока?

-Почему корень, суффикс, приставка являются значимыми частями слова?

Кораблик, кораблестроение, кораблекрушение и т.п.

 

Слово «суффикс».

– Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

– Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

– Корень – главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее значение всех однокоренных слов.

Корень, суффикс, приставка – значимые части слова.

- Потому что эти части слова составляют единое целое слово.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

IV.Работа по теме урока

Изучение нового материала

– Прочитайте. Назовите сказку.

– Найдите в тексте однокоренные слова. (Корабельщики, кораблик, корабль.) Что они обозначают?

– Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему?

– Спишите, выделите корень в однокоренных словах.

– Прочитайте. Сгруппируйте однокоренные слова.

– Запишите однокоренные слова группами.

– Выделите в словах корень.

– Укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится.

– Назовите и подчеркните изученные орфограммы
в корне.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина.)

Корабельщик (устар.) – тот, кто плавает на корабле (обычно торговом); моряк.

Корабль – многомачтовое парусное судно с прямыми парусами.

Кораблик – уменьшительно-ласкательное название слова «корабль».

(Слова «пристань» и «с пристани» не являются однокоренными. Это формы одного

и того же слова.)

Записывают однокоренные слова группами. Указывают часть речи. Выделяют корни в однокоренных словах. Подчеркивают орфограммы в корне слова.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «пять».

Выполняют разбор слова по составу: phpKyLGgy_Tehnologicheskaya-karta-uroka-Sostav-slova_html_e4ad1b3d6761f760

Безударные гласные, непроизносимые согласные, парные согласные в корне.

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные умения

- знакомство с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»,

- знакомство с алгоритмом разбора слова по составу;

- умение выделять части значимые слова;

- делить однокоренные слова на группы;

V.Физкультминутка

Отдых детей

-Мы очень плотно с вами поработали. Встаньте, пожалуйста, из-за своих мест. Проведем физминутку.

Дети выполняют физкультминутку.

VI. Закрепление изученного материала

Закрепить умения обучающихся

– Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе являются однокоренными? Объясните, почему.

– Запишите однокоренные слова группами.

– Выделите в них корень.

Организует дискуссию, выслушивает мнения.

Предлагает посмотреть инсценировку сказки и ответить на вопросы.

Заранее подготовленные ученики инсценируют сказку «Кто главнее и важнее». (Приложение 1)

– Что такое корень слова?

– Как называются слова с одним и тем же корнем?

– Как найти в слове корень?

– Какие части слова служат для образования новых слов?

– Что такое суффикс?

– Что такое приставка?

– Что такое окончание?

– Что такое основа слова?

– Что нужно сделать, чтобы изменить форму слова?

– Рассмотрите рисунок. Составьте слова с приставками.

phpKyLGgy_Tehnologicheskaya-karta-uroka-Sostav-slova_html_5e192bf183387cb9

– Ответьте на хитрые вопросы. Как большой дом превратить в маленький?

– Как большой ключ превратить в маленький?

– Как большой «огурец» превратить в маленький?

– Как большой топор превратить в маленький?

– Я надела увеличительные очки и теперь я вижу: не дом, а огромный …

Не хвост, а …

Не нос, а …

Не мост, а …

– Отгадайте слова и запишите их.

phpKyLGgy_Tehnologicheskaya-karta-uroka-Sostav-slova_html_feb6bc35a2fbbd55

Ответ.

phpKyLGgy_Tehnologicheskaya-karta-uroka-Sostav-slova_html_360e49cd955fa96e

Ответ.

– К данным словам подберите однокоренные слова в соответствии со схемами.

phpKyLGgy_Tehnologicheskaya-karta-uroka-Sostav-slova_html_27c25d71cea26f1d

Не все слова в каждой группе являются однокоренными. Должно выполняться два условия: общий корень и близость по значению. В данных группах даны слова, разные по значению.

Записывают однокоренные слова группами. Выделяют в них корень.

phpKyLGgy_Tehnologicheskaya-karta-uroka-Sostav-slova_html_bf928783de393911

Выполняют разбор слова по составу.

phpKyLGgy_Tehnologicheskaya-karta-uroka-Sostav-slova_html_cfbe83a6618992ff

Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Отвечают на вопросы.

Домик. Суффикс -ик-.

Ключик. Суффикс -ик-.

Огуречик. Суффикс -ик-.

Топорик. Суффикс -ик-.

(домище).

(хвостище).

(носище).

(мостище).

Подснежники

Подорожник

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные умения

- знакомство с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»,

- знакомство с алгоритмом разбора слова по составу;

- умение выделять части значимые слова;

- делить однокоренные слова на группы;

VII.Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока,

определение достижений обучающихся на уроке.

-Итак, ребята, давайте подведем итог.

-Какой была тема нашего сегодняшнего урока? Какие цели для себя мы ставили на занятии? Достигли ли мы их?

-Назовите ключевые слова урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите признаки однокоренных слов.

- Перечислите части слова.

- Как найти в слове корень?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- За что?

-Запишите домашнее задание на следующий урок: ????????????

Отвечают на вопросы.

Личностные:

формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Список использованной литературы:

  1. Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
  2. Методическое пособие УМК «Школа России, 1-4» В.П. Канакина

Приложение1:

Автор. Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – «суффиксы». Иногда могут звенеть, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-; стучать каблучками -ек-, -ик-, -чик-, -ник-; петь, как птички: -чив-, -лив-, -чив-, -лив-! Суффиксы и приставки сначала очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставки. Ну как вы не понимаете?! Возьмем слово «выиграть». Это совсем не то, что «проиграть»! А «написать» самой – это вам не «списать» у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого еще какие-нибудь слова?

Суффиксы. Конечно, нужны и очень много. Мы привели сюда целую семью слов: «лесок», «лесовик», «лесник». Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим – и «лес» превращается в «лесок». А вот и человек, который охраняет лес, – «лесник». И все эти превращения совершили мы – суффиксы.

Приставки. Зато если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят «прекрасный», «прелестный». Так что да здравствуем мы, приставки!

Суффиксы. Зато мы можем приласкать! И сказать не «мама», а «мамочка», не «Оля», а «Оленька»!

Автор. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо, вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!

Автор. Приставки и суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, – справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать.

Автор. Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

Корень. В корне смысл, но не весь,

Главный, но не полный.

Приставки. Потому приставка есть –

Смысл она дополнит.

Суффиксы. Рад я в этом ей помочь.

После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня, –

Всё равно я всех проворней!

Автор. А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке? Вот спешит к нам уже и окончание.

Окончание. И на род я укажу,

И про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.

Урок русского языка.  3 класс "Суффикс - значимая часть слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. Глагольные суффиксы. 4 класс.

Конспект урока по русскому языку.Глагольные суффиксы....

Технологическая карта урока Русского языка «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок» (3 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о правописании суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»Задачи урокаДидактические:1. Познакомить с суффи...

Технологическая карта урока русского языка «Роль суффикса в слове» (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок открытия «нового» знания.Цель урока: формирование представления о суффиксе и о его роли в слове.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «суффи...